Основная идея проекта
Проект направлен на улучшение художественного оформления участка детского сада, создание максимально комфортных и благоприятных условий для активного отдыха, воспитания и развития детей; активизации творческих возможностей педагогов, детей и родителей, а так же возможности поиска новых форм оформительского мастерства участка ДОУ.
Актуальность.
Создание предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС, является ключевой задачей дошкольных организаций. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Особенно важной она становится в период адаптации ребенка к детскому саду. Неотъемлемой частью адаптационного периода для детей раннего возраста является прогулка. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Возраст детей, которых мы начали принимать в 2016-2017 учебном году - от одного года - до полутора лет. Дети приходили постепенно в течение всего учебного года. Мы заметили, что на прогулке малыши успокаиваются, с интересом наблюдают за старшими детьми. На детской площадке есть много средств, чтобы отвлечь ребенка от ухода мамы, прервать его грустные мысли. Всему этому способствуют игры с песком и сюжетными постройками. Игра имеет огромное значение в этот нелегкий для малыша период. Она является расслабляющим средством, что так необходимо во время адаптации. Но именно здесь нас подстерегали и некоторые трудности. Каждая кочка и рытвина на прогулочном участке была для них подчас непреодолимой преградой. Требующая срочного ремонта песочница и малое количество построек побудили нас обратиться за помощью к родителям, объяснить им что всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы убранства, оборудования должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт. Но создать такую среду в дошкольном образовательном учреждении бывает очень сложно, зачастую педагогам не хватает знаний, навыков, по данной теме, так же материальных ресурсов для приобретения необходимых игровых и расходных материалов. Это требовало от нас необходимости разработки такой системы создания предметно-пространственной развивающей среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся развивающей среды.
Цель проекта: Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей во время адаптации к дошкольному учреждению через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участке детского сада.
Задачи:
1. Оборудовать участок ДОУ в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению оздоровительной работы с детьми.
2. Привлечь родителей воспитанников к работе по улучшению состояния территории участка.
3. Прививать детям нравственные основы, воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру, любовь к родному краю.
4. Повысить функциональность оборудования на участке.
Предполагаемые результаты:
- Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей.
- Создание модели развивающей предметно - пространственной среды, способной обеспечивать реализацию программы обучения и воспитания по всем образовательным областям.
- Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе родного края (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
- Укрепление партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями.
- Формирование у родителей активной гражданской позиции и экологической культуры.
- Благоприятное течение адаптации детей.
Новизна проекта.
- Сочетание многофункциональных элементов.
- Доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка.
- Возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности.
- Формирование у родителей активной гражданской позиции в вопросах экологического воспитания детей.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников данной группы.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Тип проекта по продолжительности: долгосрочный.
Срок проведения проекта: 6 месяцев (март - август 2017г.)
План реализации проекта.
1 этап – подготовительный (март 2017 г.)
· родительское собрание;
· анализ состояния участка детского сада и существующих проблем;
· постановка целей и задач;
· разработка проекта;
· определение объема работы;
· сбор макулатуры и бросового материала.
2 этап – внедренческий (май 2017 г.)
За время внедрения проекта на участке нашей группы было создано:
· выровнена поверхность участка, удалены кочки, засыпаны ямы;
· посеяна трава на оголенных участках;
· покрыта железом крыша на веранде;
· зоны для сюжетно - отобразительных игр: домик, машина кораблик веранда, улей с пчелами, горка;
· зоны для игры с песком и водой;
· песочница перенесена в затененное место, в песочницу завезен песок;
· разбита клумба;
· стол и скамеечки для игр на территории участка и на веранде;
· постройки для занятия спортом – бревнышко, воротики, пенёчки;
· декоративная скамейка «Веселый котик»;
· уголки сенсорного развития – гусеничка, петушок, панно настенное ’’Полянка’’;
3 этап – заключительный:
- покраска построек;
- уборка территории участка от мусора;
- оформление фотовыставки;
- презентация видеоролика на родительском собрании;
- подведение итогов и вручение благодарностей.
Реализация проекта.
Для реализации запланированной деятельности мы провели родительское собрание, на котором проанализировали состояние участка и существующих проблем, а так же донесли до родителей информацию, что, согласно Указу президента РФ, 2017 год является Годом экологии. Одной из его целей является привлечение внимания всех граждан к актуальным проблемам экологии. Совместно с родителями определили объём работ и разработали план дальнейших действий с учётом этой информации. Общими усилиями мы собрали почти тонну макулатуры и на вырученные средства закупили материал для ремонта и построек, организовали сбор бросового материала.
Ранней весной вышли на уборку участка от веточек и листьев, облагородили деревья и кусты, выровняли поверхность участка, на котором посеяли траву. После проделанной работы объявили конкурс на лучшую поделку или постройку на участке. Поделки мастерили и дома и прямо на участке. Всю весну и в период летних каникул наши родители вместе с детьми и членами семьи принимали участие в ремонте. Для более быстрого продуктивного общения и передачи информации о продвижении нашей деятельности, организовали группу в социальной сети ВКонтакте, где родители выкладывали фотоотчеты о проделанной работе. Наши маленькие помощники с интересом наблюдали за совместными усилиями и за тем, как постепенно начал преображаться участок. Панно и поделки из бросового материала внесли изюминку в его оформление и стали хорошим подспорьем для упражнений детей в развитии сенсорики и художественной деятельности. Мама одного из малышей посетила нас на прогулке и показала деткам, какие красивые узоры можно составить из крышечек от пластиковых бутылок.
На игровом участке для детей появилась возможность реализовать себя в разнообразной деятельности с учетом поло-ролевых особенностей девочек и мальчиков. Зоны выстроились так, что каждая из них позволила воспользоваться готовыми сюжетами для игры. У нас появилась своеобразная ’’экологическая тропа’’. Прогулка начиналась с катания с горы, затем на машине дружно ’’ехали’’ к медведю, который любит лакомиться мёдом в улье, затем на скутерах – в гости к Петушку и по брёвнышку – к котику и разноцветной гусеничке. Все действия сопровождались песенками, потешками и весёлым настроением.
Малыши получили возможность выбора места и вида отдыха, были учтены разнообразные интересы детей: на площадке можно поиграть в песочнице, в домике, «покататься» в машинке, на скутерах, поплавать на лодочке, покататься с горы, поиграть в подвижные игры. Жизненное пространство ребенка стремились обустроить так, чтобы не было пересекающихся сфер активности. Это позволяло детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
В сентябре 2017 года мы провели родительское собрание, на котором подвели итоги конкурса построек и вручили благодарности родителям за помощь в облагораживании территории прогулочного участка.
Выводы и практическая значимость проекта.
Проект благоустройства участка помог решить задачи эстетического, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим и растительным миром, создать комфортные условия для прогулок детей. А так же реализовать работу по всем образовательным областям.