Какие гигиенические требования должен выполнять ребенок во время письма?




С.К.Тивикова

 

 

Как помочь ребенку научиться писать буквы

Популярное пособие для родителей и педагогов

Ярославль

Академия развития

 

 

Тивикова С.К.

Как помочь ребенку научиться писать буквы. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2002.

 

 

Рисунки Ю.П.Тивиковой

 

Книга содержит познавательный и занимательный материал, который может помочь родителям и педагогам развивать графические навыки детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предлагаемое пособие показывает, как можно организовать знакомство пяти-семилетних детей с начертаниями русских письменных букв в игровой, сказочной форме, при активном участии самих детей. Пособие может быть использовано родителями, учителями начальных классов, практическими работниками детских дошкольных учреждений.

 

 

© Тивикова С.К., 2002

 

Процесс обучения письму должен стать для детей "ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями", "дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" (В.А.Сухомлинский).

Обучение письму - это процесс, имеющий две стороны. Во-первых, это формирование графического навыка, который формируется постепенно, в результате выполнения ряда упражнений и требует от ребенка прежде все о мускульных усилий, координации глаза и руки. Во-вторых, - и это является самым важным - письмо является видом речевой деятельности, в процессе которой происходит кодирование звуков речи на основе их предварительного осмысления. Таким образом, главное в процессе письма - это прежде всего передача человеком (в том числе и ребенком) своих мыслей и чувств. Именно поэтому уже первое написанное ребенком слово должно быть осмысленным для него. Это и составляет основную цель письма, в то время как формирование умения передавать их графически и орфографически правильно является лишь средством для достижения этой цели.

То, что ребенку дается с трудом в ситуации обучения, в игре оказывается для него не только доступным, но и желанным.

Одним из самых сложных уроков в первом классе, особенно для шестилетних учеников, является урок обучения письму. Поэтому на этих уроках необходимо стремиться к соединению в обучении двух ведущих деятельностей ребенка - учебной и игровой. Решению этой задачи способствует использование на данных уроках лингвистических сказок, сущность которых заключается в том, что их сюжет дает возможность детям более быстро и точно усвоить форму изучаемой буквы и правильно воспроизводить ее на письме. Лингвистические сказки о буквах помогают организовать объяснение нового материала и повторение усвоенного ранее, способствуют развитию речи, памяти, творческого воображения детей. Лингвистическая сказка может быть как прозаической, так и стихотворной, использоваться или отдельно, только при объяснении написания новой буквы, или включаться в урок, построенный по единому сюжету.

С помощью таких сказок идет формирование зрительно-двигательных образов каждой письменной буквы, дети усваивают ее форму и направление движения руки, тренируются в написании отдельных элементов и в соединении этой буквы с другими, успешно проводят звуко-буквенный анализ слов и анализ предложений.

Если лингвистическая сказка включается в односюжетный урок, то все учебные задания связываются с дальнейшим развитием сказочного сюжета, и, таким образом, учебная задача включается в более понятную детям, особенно шестилетним, игровую задачу. Учащиеся охотно выполняют различные упражнения, если это является необходимым условием продолжения сказочной истории.

По мере овладения детьми приемами письма лингвистическая сказка используется только при изучении самых трудных по форме букв, сопровождается их анализом, разделением букв на отдельные элементы, изучением различных способов соединения с другими буквами.

Учащиеся с большим желанием сами сочиняют подобные сказки, что позволяет им более прочно усвоить форму буквы, направление движения при ее написании. В нашем пособии приведено несколько таких сказок, являющихся результатом самостоятельного или совместного со взрослыми творчества детей (сказки про буквы Д д, П заглавную, Ц ц, Ш ш, Я заглавную).

Предлагаемые в пособии сказки можно разделить на три группы в зависимости от того, что лежит в основе их сюжета. Первая группа - это сказки, в которых написание буквы представляет собой путь какого-либо героя, например, сказки о заглавной букве А, Щ щ и др. Вторая группа - сказки. в которых буква является как бы схематическим, упрощенным и обобщенным рисунком, образом какого-то предмета или животного, название которого начинается с той же буквы, например, сказка о буквах Б, З з, Р и др. Третья группа - сказки, в которых в роли сказочных героев выступают сами буквы или их элементы, например, сказки о буквах Т, ь, Э э и другие.

Лингвистические сказки о буквах могут быть использованы не только учителем начальных классов на уроках в первом классе, но и воспитателями и методистами детских дошкольных учреждений, при этом методика использования этого дидактического материала может быть несколько иной. Букву в этом случае не обязательно писать в разлинованной тетради, можно это сделать на нелинованных листах и писать ее большего размера; дети могут и просто обводить букву пальчиком по готовому трафарету. Примерно так же могут использовать это пособие и родители.

Пусть для Ваших детей процесс овладения первоначальным навыком письма будет интересным, увлекательным, пусть развивает их мышление и воображение, побуждает к собственному творчеству.

 

Обучение первоначальному письму - необычайно сложная задача для любого ребенка, и чем он младше, тем это сложнее. У детей нередко возникает страх перед самим процессом письма, перед невозможностью написать букву в соответствии с образцом. Чрезмерное напряжение и утомление, а также нередко чисто физиологическая неготовность ребенка, в частности, недостаточное развитие его руки - вот основные причины, вызывающие нежелание детей заниматься данной, по их мнению, неинтересной, нудной деятельностью даже у самых добросовестных детей.?Очень хорошо это выражено в стихотворении Л.Фадеевой "Первое задание":

Мы теперь ученики.

Нам не до гулянья.

На дом задали крючки -

Первое заданье.

Телевизор не глядим,

Книжки не читаем.

Вниз ведем, ведем, ведем,

Пла-авно закругляем.

Но противные крючки

С острыми носами

У меня из-под руки

Выползают сами.

Вечер. Поздно. Спать пора.

Дружно засыпаем.

И во сне ведем, ведем,

Пла-авно закругляем.

 

Сказки помогают детям научиться координировать движения пальцев руки.

Переучивать всегда труднее, чем правильно формировать навык с самого начала.

 

Идея создания рассказов о буквах не нова, но ее реализация относилась лишь к печатным вариантам букв.

В вальдорфской педагогике использовался прием, когда в форме буквы дети видели схематическое изображение какого-либо персонажа, при этом упрощение, доведение до схемы шло постепенно, через ряд всё более условных рисунков. Например, в букве К дети видели королевича, готового сражаться с драконом, для чего он отставил в сторону ногу и поднял руку с мечом. Детям предлагается встать в такую же позу, чтобы усвоить форму буквы. Однако подобные истории относились только к печатным буквам, где соотнести форму буквы с предметами реальной действительности гораздо проще, тем более что начертание печатной буквы не является, в отличие от письменной, строго регламентированным (по крайней мере, в начальных классах?).

Работа со сказками о письменных буквах, в особенности сочинение детьми таких историй, дает широкие возможности не только для формирования графического навыка, но и для развития творческого воображения детей и их речевого и интеллектуального развития, так как, по мнению Л.С.Выготского, именно в этот период устанавливаются наиболее тесные связи фантазии с речемыслительными процессами.

Истории про письменные буквы, рассказанные ребенку или сочиненные им самим, помогут убедить его в том, что писать, может быть, и не очень легко, но зато интересно и весело.

Как можно вместе с детьми сочинять истории о буквах?

Попробуйте, например, сделать следующее. Покажите ребенку на отдельном листе письменную букву, разрешите поворачивать лист как угодно и попросите представить, что мог бы обозначать этот рисунок, на что он похож.

Так, вглядываясь в форму буквы Ф, ребенок увидел Чебурашку с большими ушами и сочинил такую сказку:

В заглавной букве В другой ребенок увидел верблюда, сидящего на задних ногах, где два полуовала превратились в два горба.

 

Поскольку истории о буквах даны в алфавитном порядке, то это дает возможность и родителям, и педагогам начать с той буквы, с какой они сочтут это необходимым.

 

Для детей важен не только процесс, но и результат (то есть написанная буква), а также возможность ее сравнения с образцом.

Бб

Кукла Барби безумно любила бижутерию. У нее было много богатых безделушек: бусы из бисера, брошки, браслеты. Она их берегла и не бросала где попало. Чтобы не болеть, Барби занималась спортом: она бегала и бросала мяч, плавала брассом и баттерфляем.

Однажды Барби собралась на бал. Она надела бежевую блузку, бордовые брюки и блестящие белые босоножки, взяла букет из благоухающих бархоток. Барби была бесподобна! Она хотела еще прикрепить брошку в виде ягоды брусники с отогнутым стебельком (очень похожую на строчную букву б), но нигде ее не нашла.

Бросились на помощь бабочки, бобры, бегемоты. Они беспорядочно бегали и искали брошь в беседке, на берегу бассейна, в зарослях бересклета и боярышника. Брошь бесследно исчезла.

"Боже мой! - бегала Барби. - Где брошь? Без броши на бал не берут!"

Гг

Гусь Гаврила по кличке Генерал гордо плавал по глади пруда, который он искренне считал гигантским озером. Выглядел Гаврила очень похоже на строчную букву г.

Дд

Дело было в декабре. Дни становились короче, ночи длиннее. Дул ветер. Дороги замело. Уходили последние дни старого года.

В своем деревянном доме в дремучей дубраве за дубовой дверью дремал Дед Мороз. Борода его торчала вперед, вот так, шапка была надвинута на лоб, и был похож Дед Мороз на заглавную букву Д.

Вдруг зазвенел будильник. В часах на стене вместо кукушки проснулся древний дрозд: "Двенадцать! Двенадцать! Давай поднимайся! В дорогу! В дорогу!"

Весь год Дед Мороз получал письма и телеграммы. Писали дети и даже взрослые: "Дорогой дедушка Мороз!" И далее следовала просьба. Один хотел стать директором, другой - дипломатом. Кому-то нужны были добро и друзья, другим - деньги и здоровье. Люди просили: подари, мол, дедушка, дудочку и драгоценности, дикобраза и дирижабль, долото и домкрат, дутар и домбру. Только девочка Дашенька ничего не написала - маленькая была, грудная. Долго болела девочка, и все домашние, и даже доктор не знали, чем ей помочь.

Дед Мороз проверил свой гардероб - дубленку и валенки (нет ли, мол, дырок?) и отправился в дорогу. Всем подарил он то, что просили, а Дашеньке дал погремушку, похожую на строчную букву д: круглую, с удобной ручкой в виде петельки. И погремушка сделала доброе дело: Дашенька так ей обрадовалась, что вскоре стала совсем здоровой.

А Дед Мороз опять добрался до своего добротного деревянного дома и стал готовиться к следующему Новому году.

Нарисуем погремушку в виде строчной буквы д: сначала овал, а затем петельку. Напишем заглавную букву Д, так похожую на дремлющего Деда Мороза - впереди торчит борода, а шапка надвинута на лоб. Попробуйте составить предложение, в котором все (или почти все) слова начинаются на букву д. А может быть, сможете составить предложение только со словами, начинающимися с твердого согласного звука /д/ или мягкого согласного звука / д /.

Лл

В каждом лесу, говорят, есть леший. Особенно он любит еловые леса, где растут большие ели и маленькие ёлочки, похожие на заглавну и строчную буквы Лл.

Одет леший как человек, только всё у него наоборот и наизнанку. Обувь перепутана: правый лапоть на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, словно угли.

Все птицы и звери в подчинении у лешего, особенно зайцы. Жена у него лешачиха (лешуха), дети - лешени.

Пп

Первоклассники говорили о профессиях. Пахомов поведал, что будет полярником, чтобы посмотреть пингвинов и праздник встречи первого парохода после полярной ночи. Прохоров пожелал быть пилотом, чтобы посетить Париж и Прагу, пролететь над Памиром и Пиринеями. Пичугин пообещал стать путешественником и привести всем попугаев или питонов.

Подавляющее большинство девочек предполагало стать популярными певицами или прекрасными принцессами. Те, кто поскромнее, подумывали о профессии педагога, чтобы поучать подрастающее поколение, или повара, чтобы потчевать всех превосходными пирогами и плюшками, пончиками и пирожными, пюре и повидлом из персиков. Кое-кто подумывал и о поприще полевода, чтобы произрастали в поле пшеница и просо, превкусные помидоры и перец. Профессора, продавцы, полковники и даже пиротехники - просто потрясающе, сколько профессий знали первоклассники.

Только Петя Парамонов промолчал. Он-то точно знал, что станет пиратом, но до поры не хотел никому проговориться о своей тайне.

Петя представлял себя так: он низко нахлобучил панаму, широко расставил ноги в сапогах-ботфортах и стал похож на заглавную букву П.

Какие гигиенические требования должен выполнять ребенок во время письма?

Для ребенка, у которого только начинает формироваться графический навык, процесс письма представляет собой выполнение ряда непростых для него действий. Большое значение, в том числе, имеет соблюдение ребенком важнейших гигиенических правил.

Правильная посадка предполагает умение ребенка учитывать положение всего тела и соотносить его с положением пишущей руки.

Правильное положение тетради - это расположение ее на парте или столе под наклоном в 65 градусов. Для правшей это наклон влево, для левшей - вправо. Можно сделать на столе или парте ребенка специальную черту (по возможности стационарную, например с помощью масляной краски, но можно и временную - с помощью скотча, липкой бумаги и т.д.).

Умение правильно располагать в руке ручку или карандаш, которые следует держать тремя пальцами: указательным (сверху), большим (слева) и средним (снизу и справа).

Взрослый может обращаться к ребенку с такими словами: "Сделай так, чтобы твой стол (парта) стал свободным. Пусть хозяйкой на нем станет тетрадь"; "Вспомни, как лучше всего сидеть при письме"; "Покажи, как правильно нужно положить тетрадь"; "Посмотри, правильно ли ты взял ручку. Проверь (дети поднимают пальчик над ручкой)" и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: