Игровое упражнение со счетными палочками.




МАТЕМАТИКА

ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ

КОНСПЕКТЫИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ.

Цель. Освоение умений различать предметы по длине, выделять один предмет из большего количества (много). Составление простых узоров путем комбинирования цвета и формы.

Материал. Игрушки: кукла, медведь, заяц, еж и др. Эмблемы для домиков; шапочки-маски пчел (большие и маленькие); полоски разной длины; игра «Сложи узор» из четырех кубиков; образцы.

Содержание

1. Игра «Домики и дорожки». Вини–Пух рассказывает детям про животных и ставит игрушки (зайца, ежа и др.) на кубики-домики.

Он предлагает выбрать дорожки к домикам, чтобы друзья могли ходить в гости друг к другу. Выбирая дорожку, дети поясняют, какая дорожка нужна – длинная или короткая, по какой из них идти дольше и почему. (По длинной дорожке идти дольше, нужно сделать большое количество шагов, устанавливается соответствие между понятиями долго и далеко).

Затем зверушки идут друг к другу в гости. Дети отгадывают загадки.

Ползун ползет,

Иголки везет.

(Ёж)

 

Зимой беленький,

Летом серенький.

(Заяц)

2. Игра «Сложи узор». (Используется комплект из четырех кубиков. Описание игры см. в кн. Б.П. Никитина «Ступеньки творчества, или Развивающие игры». – М., 1989.)

Воспитатель привлекает внимание детей к красивым кубикам, показывает образцы (СУ-А), обращает внимание на цветовые сочетания и предлагает составить узор. Он принимает участие в игре, составляет узор, рассуждая вслух. Составленные узоры сопоставляются с образцом.

Воспитатель предлагает детям составить новый узор – свой, придуманный ими.

3. Игра «Медведь и пчелы». Вини-Пух приносит шапочки пчел, предлагает поиграть. Воспитатель уточняет количество пчел (детей); дети отмечают, что их много, среди них – большие пчелы и маленькие. Большие пчелы живут в больших домиках, маленькие – в маленьких. (Домики имеют соответствующий значок-символ). Выбирается медведь (один).

Пчелки летают по полянке. Как только медведь выйдет из «берлоги», они разлетаются по своим домикам. Воспитатель отмечает, что на поляне нет ни одной пчелки, уточняет наличие пчелок в каждом домике, сравнивает количество больших и маленьких домиков. В ходе складывания шапочек закрепляются количественные представления, представления о величине предметов (большие, маленькие).

 

 

 

Цель: Группировка предметов по цвету, различение их по размеру: длиннее, короче; широкий, узкий. Развитие конструктивных способностей. Установление соответствия между размерами при сооружении постройки.

Материал: Бумажные самолеты трех-четырех цветов по количеству детей, цветовые эмблемы для обозначения дорожек аэродрома; полоски разной ширины, длины; автомобили разного размера; конструктор.

Содержание

1. Игра «Самолеты». Педагог просит детей помочь Вини-Пуху отгадать загадку:

По небу птица летит,

Серебром блестит.

Летит, гудит,

В ней пилот сидит.

(Самолет).

На стульях разложены маленькие самолетики разных цветов. Педагог спрашивает у детей, сколько всего самолетов, какого они цвета, по сколько самолетов на каждом стуле. Предлагает детям взять по самолету. По команде: «Полетели красные самолеты, желтые…» - дети выполняют соответствующие игровые действия (поднимают самолеты вверх).

В той же последовательности самолеты «приземляются» на аэродром, посадочная полоса которого соответствует цвету самолета.

Во время игры меняется место посадки самолетов, внимание детей фиксируется на количестве самолетов (сколько всего, сколько у одного ребенка, сколько самолетов каждого цвета и т.д.)

Возможен аналогичный вариант игры с машинками.

2. Игра «Кто быстрее». Детям раздаются полоски разной длины, красного и синего цвета. Предлагается узнать, по какой дорожке машина приедет быстрее к гаражу и почему. Детям даются еще по 2 полоски (широкая и узкая). Дети выясняют, могут ли по одной дорожке ехать рядом две машины. Предлагается поиграть с двумя машинками: по широкой дорожке могут проехать рядом две машины, а по узкой – только одна.

3. Игра «Гаражи». Воспитатель сообщает, что машинам пора в гаражи, которые надо построить из строительного материала – кирпичиков и дощечек. Дети определяют величину машины и гаража для нее, отбирают строительный материал: кирпичи для стен, дощечки для перекрытий – в зависимости от размера гаража.

Дети ставят машины в гаражи, пытаются поставить маленькую машину в большой и наоборот. Выясняют зависимости.

 

Цель. Развитие умения анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия. Развитие комбинаторных способностей.

Материал. Наборы кругов и квадратов разного размера, цвета; счетные палочки; образцы.

Содержание

1. Игра «Составь фигуру». Вини-Пух приносит геометрические фигуры – квадраты и круги; разрезанные на 2-3 части картинки. Просит детей помочь ему составить таких же человечков (см. рисунки в пособиях по математике от трех до семи).

Сначала дети отбирают нужные геометрические фигуры, обследуют их осязательно-двигательным путем, сравнивают, накладывая круг на квадрат, перекладывают, называют. Вместе с воспитателем выясняют, из каких фигур составлены «человечки», количество человечков и количество необходимых для составления человечков фигур.

Дети составляют из частей картинки, правильно соотнося части по размеру.

Игровое упражнение со счетными палочками.

Детям раздаются счетные палочки. Предлагается составить изображение по замыслу и рассказать о нем: что составил, какого цвета, какой формы, где может быть использовано и т.д.

3. Игра «Собери бусы». Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что остальные бусинки рассыпались. Их нужно собрать, используя для этого круги и квадраты. У каждого ребенка набор геометрических фигур и образец (начало нитки бус). Ребенок собирает бусы так, как показано в начале нитки, отбирая фигуры по цвету и форме.

Составленные правильно бусы Вини-Пух дарит куклам.

 

Цель. Развитие умения анализировать, сравнивать. Установление соответствия между множествами, определение большего и меньшего количества. Различение геометрических фигур, определение их цвета, расположения.

Материал. Силуэты жуков и цветов; силуэты шорт, имеющих 2-3 узора; набор геометрических фигур.

Содержание

1. Вини-Пух рассматривает силуэты трех жуков, каждый из которых сидит на цветке. Взрослый с детьми определяют количество цветков и жуков (3 и 3). Выясняют, что их одинаковое количество, поровну. Взрослый говорит, что распустился еще один цветок. Дети устанавливают, что цветов стало на один больше. Раскладывают предметы так, чтобы сразу было видно неравенство. Пользуются при этом словами: больше чем…, меньше чем… Устанавливают равенство. Количество предметов дети определяют числом (3, 4) или используют много по отношению к четырем и большему количеству предметов.

2. Игра «Скажи наоборот». Вини-Пух предлагает детям поиграть с ним в игру: придумать, как сказать по-другому:

не холодно – тепло; небольшой – маленький;

недлинный – короткий; небыстрый – медленный;

немного – мало и т.д.

3. Игра «Составь узор» (на рисунке изображены силуэты шорт с аппликациями в виде кружков и квадратов).Вини-Пух обращает внимание детей на свои шорты. Рассматривает с детьми: из каких геометрических фигур составлен узор, какого цвета фигуры, как они расположены. Вини-Пух дает детям несколько силуэтов шорт, имеющих 2-3 варианта узора. Дети составляют узор методом аппликации.

 

Цель. Освоение умений группировать геометрические фигуры, включая треугольник, по форме. Развитие воображения, памяти. Освоение последовательности действий, умения учитывать размер фигур при составлении цепочек.

Материал. Тетради, цветные карандаши; теремок, набор предметов разной формы; квадраты, разрезанные на четыре части; набор геометрических фигур.

Содержание

1. Игра «Проведи дорожки». В тетрадях у детей нарисованы квадраты и круги разных размеров. Детям предлагается провести дорожку красного цвета от самого большого квадрата до самого маленького; синим карандашом провести дорожку от самого маленького круга до самого большого. Дети выясняют вместе со взрослым, как они будут проводить дорожки. Если выполнили задание правильно, то дорожка приведет к теремку. Воспитатель рассказывает:

В чистом поле теремок, теремок!

Он не низок, не высок, не высок.

Шел треугольник из болота,

Видит, заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

Появляется треугольник (в занимательном исполнении). Взрослый спрашивает, что бы смог треугольник рассказать о себе, если бы умел говорить. (Это треугольник, у него 3 угла, 3 вершины, 3 стороны). Треугольник захотел зайти в теремок, а волшебный голос ему говорит: «Поиграй с детьми – впущу».

2. Игра «Чем это может быть?». Дети рассматривают предметы: лоскут ткани, палочку, шарик и др. – и говорят, чем они могут быть.

- Зашел треугольник в теремок, свет включил и стал там жить. Вдруг кто-то стучится. «Кто там?» - спрашивает треугольник.

Появляется квадрат. Дети называют фигуру, рассказывают, как они определили, что это квадрат, сравнивают его с треугольником. Квадрат приносит игру.

3. Игра «Составь квадрат». Дети составляют квадраты из частей. В случае затруднения можно предложить силуэт квадрата для накаливания на него частей.

- Так и быть, пожалуй в дом,

Веселее жить вдвоем.

Пришла еще одна фигура и рассказала про себя, что она круглая, красная.

Появляется круг, и начинается новая игра.

4. Игра «Разложи правильно». Взрослый показывает фигуру, дети говорят, в какой домик ее положить. Все фигуры одного цвета, треугольники отличаются по конфигурации. Дети группируют фигуры по форме.

- Заходи же ты в наш дом,

Веселее жить втроем.

 

Цель. Развитие образного воображения, логики мышления, памяти. Освоение умений ориентироваться на листе бумаги (вверх, вниз, направо, налево).

Материал. Тетради, фломастеры; лабиринты. Картинки на сериацию: мальчик, дядя, дедушка; яйцо, цыпленок, курица; иллюстрации к сказкам.

Содержание

1. Игра «Справа, как слева» (на рисунке изображены левая сторона рожицы, левая половинка елочки, левая половина груши, левая половина конфеты. А правая сторона всех данных предметов изображена пунктиром.). Винни-Пух очень торопился и забыл дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую.

Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус, запятая – вышла рожица кривая. А если бантик и юбчонка, человечек тот – девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот – мальчишка». Дети рассматривают рисунки.

2. Игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт». Девочка и мальчик хотят пойти домой, но не знают, как им идти. Детям предлагается нарисовать путь-дорогу. Они получают по несколько лабиринтов (покрытых прозрачной пленкой) и карандашом показывают путь прохождения. Дети, не допустившие ошибок, получают фигурку человечка, вырезанную из бумаги. Взрослый просит детей рассказать о направлении движения: вперед, налево, направо и т.д.

3. Игра «Что сначала, что потом?» Человечки пришли домой и увидели разбросанные картинки: мальчик, дядя, дедушка; цыпленок, яйцо, курица; иллюстрации к сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок». Дети раскладывают картинки по порядку (наводят порядок), объясняют последовательность картинок, рассказывают, к какой они сказке. Запоминают и обыгрывают эпизоды из сказок.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: