Средство | Значение термина | Пример |
Аллитерация | Прием усиления изобразительности путем повторения согласных звуков | Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень голубой…(А.Пушкин) |
Ассонанс | Прием усиления изобразительности путем повторения гласных звуков | Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен…(А.Пушкин) |
Звукопись | Прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине | Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колес.) |
Звукоподражание | Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы | Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин) |
Изобразительные возможности лексики
Термины | Значение термина | Пример |
Антонимы, контекстные антонимы | Слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы – именно в контексте они являются противоположными (см. пример). Вне контекста эта противоположность теряется | Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А. Пушкин) |
Синонимы, контекстные синонимы | Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы – именно в контексте они являются близкими. Вне контекста эта противоположность теряется | Желать – хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать |
Омонимы | Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения | Колено – сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц |
Паронимы | Близкие по звучанию, но имеющие разные значения | Геройский – героический, двойной – двойственный, действенный - действительный |
Слова в переносном значении | В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишенного образности, переносное – образное, стилистически окрашенное | Меч правосудия, море света. |
Диалектизмы | Слово или оборот, бытующие в определенной местности и употребляемые в речи жителями этой местности | Драники. шанежки. буряки |
Жаргонизмы | Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий | Голова – арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква… |
Профессионализмы | Слова, употребляющиеся людьми одной профессии | Камбуз |
Термины | Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч. | Грамматика, хирургический, оптика |
Книжная лексика | Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску | Бессмертие, стимул, превалировать… |
Экспрессивная разговорная лексика | Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные | Грязнуля, крикун, бородач |
Просторечная лексика | Слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера | Болван, вертихвостка, вихлять |
Неологизмы (новые слова) | Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы (см. пример) | Прозаседавшиеся (В. Маяковский) Стушеваться (Ф. Достоевский) мешочник синхрофазотрон |
Устаревшие слова (архаизмы) | Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия | Изрядный – отличный, рачительный – заботливый, чужестранец – иностранец |
Заимствованные слова | Слова, перенесенные из других языков | Парламент, сенат, депутат, консенсус |
Фразеологизмы | Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц | Кривить душой – лицемерить, бить баклуши – бездельничать, на скорую руку - быстро |
Изобразительные возможности морфологии
1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевленности и пр.
Например:
Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю,,,(В.Высоцкий)
Мы отдыхаем в Сочах.
Сколько Плюшкиных развелось!
2.Прямое и переносное употребление форм времени глагола
Например:
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
3.Экспрессивное использование слов разных частей речи
Например:
Со мной произошла преудивительнейшая Пример история!
Я получил неприятное сообщение.
Я был в гостях у ней.. Не минует тебя чаша сия.
4. Использование междометий, звукоподражательных слов
Например:
Вот ближе! Скачут… и на двор
Евгений! «Ах!» - и легче тени
Татьяна прыг в другие сени. (А.Пушкин)