Инновационная деятельность в системе дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы




Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Однако не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло. Новое считается более эффективным, чем старое, если его применение позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Литература

· Крупник, Е.П. Психологическая устойчивость учителя как условие преодоления инновационных барьеров в его профессиональной деятельности / Е.П.Крупник, Н.А.Подымов // Мир психологии. – 1999. - № 2 (18).

· Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия / А.И.Пригожин. – М., 1989. – с.79-81.

Следовательно, экспериментальная работа – это научно-исследовательская деятельность, метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых условиях исследуется определенное педагогическое явление, имеется новый способ решения педагогической проблемы, задачи.
Основаниями для выбора проблемы, над которой намеревается работать ЭП, является совокупность таких составляющих, как:

· объективная жизненная потребность в обновлении определенного участка работы;

· социальный заказ, определяемый в результате научного прогнозирования развития образования;

· реальные возможности и условия деятельности образовательного института в данное время;

· интересы будущих реализаторов результатов экспериментальной работы.

Для ИЗ и С, в отличие от ЭП, характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в своей совокупности приводят к изменениям в образовании и к трансформации его содержания и качества.
Эти новшества и инициативы могут касаться самых разнообразных аспектов. Но они все направлены как на поиск новых дидактических средств обучения, методов и приемов воспитания, так и на преобразование социокультурных (инфраструктурных) связей образовательного учреждения, на улучшение моральных и материальных условий его функционирования и развития.
Кроме того, для инноваций не является обязательной организация строгой экспериментальной проверки, т.к. осуществляется «проверка временем». А именно – теми позитивными изменениями, которые благодаря им порождаются и продолжаются, тем положительным влиянием на совершенствование образования, которое выявляется со всей очевидностью.
В этом смысле инновационная деятельность представляет собой более широкое поле, чем деятельность экспериментальная.
Инновация (от лат. in – в, novusновый) – это специфическая форма передового опыта, тождественная радикальным новшествам. Следовательно, специфичность инновации заключается в том, что она:

· всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

· использование инноваций приводит к качественно новым результатам, которые связаны с изменением уровня интеллектуального и психического развития личности учащегося;

· внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов образовательной системы.

Переход коллектива на работу в инновационном режиме поставил проблему обновления модели методической работы, а анализ выявил основные направления методической работы в дошкольном учреждении:

В информационной деятельности:

§ обеспечение педагогов программой экологического образования и воспитания; новинками методической и научно-методической литературы;

§ информирование педагогов о современных и парциальных программах.

В диагностико-прогностической области:

· изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;

· прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной методической помощи.

В области содержания образования:

· методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания дошкольного образования.

В своем дошкольном учреждении мы административно (нормативно) закрепили формы методической работы, сориентированные на освоение инновационной педагогической деятельности, повышение профессиональной компетентности педагогов.
4. В области повышения квалификации:

· обеспечение личностно ориентированной стратегии, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности;

· выявление, систематизация и распространение позитивного педагогического опыта.

Эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата стало основной целью управления методической работой в нашем учреждении. Созданы условия для повышения профессиональной компетентности педагогов, занимающихся инновационной педагогической деятельностью:

· социально-правовые – забота о здоровье всех участников инновационной деятельности, достаточная материальная и финансовая база учреждения, наличие времени для самообразования и инновационной методической работы;

· перспективно-целевые – наличие «Программы по экологическому образованию и воспитанию» и других программ;

· потребностно-стимулирующие – взаимопонимание между участниками инновационной методической работы, взаимодоверие, демократичный стиль общения, атмосфера творчества и психологической свободы участников инновационной деятельности, моральное и материальное стимулирование творческой деятельности педагогов;

· коммуникативно-информационные – наличие и доступность информации о современных формах и методах педагогической деятельности, педагогических технологиях в образовании детей дошкольного возраста; психологическое сопровождение инновационного процесса.

При организации методической работы мы руководствовались задачами, стоящими перед коллективом, уровнем учебно-воспитательного процесса, состоянием учебно-методической базы, накопленным опытом работы.
В состав методической службы вошли следующие структурные компоненты:

· педагогический совет – высший орган коллективного руководства методической работой. В его состав входят все педагоги яслей-сада, члены родительского комитета;

· заместитель заведующего по основной деятельности выступает в роли координатора, обеспечивающего взаимодействие равнозначных структурных компонентов, и в то же время выполняет следующие функции: планирование, информационно-аналитическую деятельность, педагогическую диагностику, выявляет и распространяет передовой педагогический опыт, проводит индивидуальное и групповое консультирование, оказывает адресную помощь педагогам и родителям;

· творческая группа – в состав вошли педагоги, желающие совершенствовать свой профессионализм путем изучения инновационной технологии экономического образования. Творческая группа педагогов выступает в роли генератора идей.

Диагностика помогла нам определить мотивы повышения квалификации педагогами, составить характеристику коллектива. Тест на темперамент выявил психологическую совместимость педагогов, анализ анкет по самодиагностике и самооценке – единство подходов к образовательному процессу и личностные особенности каждого педагога. Полученные данные были занесены в профессиональные карты педагогов.
Проделанная нами работа позволила условно разделить педагогов на четыре группы: высокого профессионального мастерства; совершенствования мастерства; становления мастерства; особого контроля (молодые специалисты).
В практике своей работы мы стали использовать систему индивидуального сопровождения педагогов, в основе которой лежит распределение их на группы с учетом стажа педагогической деятельности. Был намечен план действий, представляющий собой систему взаимосвязанных мер и наиболее эффективных (активных) форм работы с педагогическим коллективом и отдельными педагогами, которые позволяют:

· максимально активизировать имеющиеся у педагога знания;

· создать благоприятный психологический климат в коллективе;

· обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;

· дать педагогу попробовать себя в новой роли.

При оценке работы в режиме инновации мы использовали следующие критерии:

Эффективность для ребенка:

§ отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья;

§ положительная динамика качества обучения и воспитания;

§ дифференцированный подход к каждому ребенку.

Эффективность для родителей:

· положительная оценка деятельности дошкольного учреждения и педагогов;

· готовность и желание помогать ДУ;

· высокая степень информированности о состоянии дел в ДУ среди родителей.

Эффективность для педагога:

· повышение квалификации и образовательного уровня педагогов;

· повышение активности педагогов в методической, познавательной и самообразовательной работе, в том числе и на уровне г.Чашники (например, активное участие в работе районных методических объединений, практическая помощь другим дошкольным учреждениям, реализующим творческие проекты и др.)

· изменение мотивов деятельности педагогов.

Данная работа позволила сделать следующие выводы:
1. Управление в режиме инновации – объективно обусловленное явление, вызванное закономерностями и взаимосвязями развивающейся образовательной системы ДУ.
2. Каждый из подходов в управленческой деятельности: ситуационный, исследовательский, человекоцентрированный – успешно решает определенный круг управленческих задач. Самоорганизационный подход позволяет приблизиться к организации дошкольного учреждения в режиме развития.
3. Управление методической работой представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Основная цель управления методической работой – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата.
4. Методическая работа должна быть ориентирована в первую очередь на раскрытие потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, на эффективность образования.
5. Реализация предлагаемой модели методической работы позволяет организовать ее на проблемно – диагностической основе, отследить и подробно проанализировать результаты, дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации готовых планов и выполнении разработанных рекомендаций, но и активно участвовать в их разработке.


Каждое заседание клуба начинается с песни, используются валеологические паузы, релаксационные упражнения. Обязательным являются рекомендации по использованию материала в работе с детьми.
Примерная тематика заседаний клуба:

· Экологизация предметно-развивающей среды

· Ароматерапия

· Экология жилища

· Апифитотерапия

· Экологическая обстановка в городе и др.

В ходе работы клуба были использованы такие нетрадиционные формы работы с педагогами: экологический проект, акции, гостиная, суд, фестиваль, выставки, дегустационный бар и др.

Минуты «тишины»:
В целях снижения уровня нервно-психического напряжения минуты «тишины» организуются в первой половине дня после физкультурных занятий, перед выходом на прогулку после всех занятий. Они также организуются с музыкальным сопровождением.-релаксация психогимнастика; -элементы аутотренинга.

Утро наших малышей начинается с утренней гимнастики. Наряду с традиционным ее проведением я практикую различные комплексы танцевальной степ-аэробики, фитбол-аэробики, восточной гимнастики, силовой гимнастики, упражнений хатха-йоги. Часто использую в своей работе и танцевально-игровую гимнастику Филиревой и Сайкиной, так называемую «Са-Фи-Дансе».

1. Можно ли купить инновации / В.П. Беспалько // Народное образование: журнал.— Б.м. — 2010.— №7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: