и обсуждения предложений по вопросам, находящихся в компетенции налоговых органов




О работе АССОЦИАЦИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ,

Проделанной в 2016 г. в части решения существующих проблем

и обсуждения предложений по вопросам, находящихся в компетенции налоговых органов

 

Ассоциация налогоплательщиков подвела итоги работы в 2016 году – первом полном году своей деятельности.

В прошедшем году ассоциация вела постоянный мониторинг ситуации, складывавшейся с применением норм действующего законодательства в сфере налогообложения, активно обсуждала с представителями налоговых органов наиболее актуальные вопросы, возникающие в правоприменительной практике. Это соответствует определенным в Уставе организации задачам, а именно задачам по поддержке соблюдения законности при осуществлении налогообложения в Республике Беларусь, а также организации сотрудничества и взаимодействия налогоплательщиков с государственными органами по вопросам налогообложения и обсуждению – в рамках такого сотрудничества – вопросов, находящихся в компетенции налоговых органов. Помимо Устава данные задачи отражены в Меморандуме о сотрудничестве и взаимопонимании, подписанном в 2016 г. с Министерством по налогам и сборам.

В отчетном периоде для решения проблемных вопросов, а также обсуждения предложений членов ассоциации по совершенствованию белорусского налогового законодательства в Министерство по налогам и сборам был направлен ряд письменных обращений. Вниманию заинтересованных предлагается краткий обзор деловой переписки Ассоциации налогоплательщиков:

 

Реквизиты письма, содержащего запрос Суть обращения, вопрос Представленный ответ Реквизиты письма с ответом на запрос
Налоговый кодекс, статья 30-1 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения»
письмо от 24 февраля 2016 г. № 1 1) Просьба разъяснить порядок применения положений ст. 30-1 Налогового кодекса в связи с изменениями, обусловленными принятием Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (из текста ч. 1 п. 1 ст. 30-1 Налогового кодекса удалены уточнения, указывающие на право налоговых органов контролировать соответствие налоговой базы, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) на основании примененных им цен, налоговой базе, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, при налогообложении прибыли). ??? Означает ли редакционное изменение нормы, что положения ст. 30-1 Налогового кодекса могут применяться также для целей налогообложения иными налогами? ► 1) В соответствии с положениями ст. 30-1 Налогового кодекса контроль соответствия цен, примененный плательщиком, рыночным ценам при определении налоговой базы осуществляется налоговым органом только в отношении налога на прибыль письмо от 14 апреля 2016 г. № 4-26/Ас-650
2) Вопрос о согласовании положений ст. 30-1 Налогового кодекса и ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь в части отнесения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности к имущественным правам. ??? Относятся ли для целей применения положений статьи 30-1 Налогового кодекса исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности к имущественным правам? ► 2) Исходя из анализа положений ст.ст. 982 и 983 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст. 16 Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах», исключительные права правообладателя на объекты интеллектуальной собственности являются составной частью всех принадлежащих ему имущественных прав. Таким образом, для целей применения положений ст. 30-1 Налогового кодекса под имущественными правами понимаются, в т.ч., и исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.
3) Просьба разъяснить особенности применения норм п. 3 ст. 30-1 Налогового кодекса (в редакции Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 343-З) в отношении лицензионных договоров, легализующих – в соответствии со ст. 984 Гражданского кодекса Республики Беларусь – предоставление в пользование (на ограниченное время) имущественных прав, принадлежащих обладателю исключительных прав на объект интеллектуальной собственности. (Вопрос возник в связи с тем, что законодатель не упоминает предоставление в пользование имущественных прав при определении в п. 3 ст. 30-1 Налогового кодекса термина «реализация товара (работы, услуги)»). ??? Распространяют ли положения статьи 30-1 Налогового кодекса свое действие на лицензионные договоры? ► 3) По мнению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС), в соответствии с п. 3 ст. 30-1 Налогового кодекса под товаром (работой, услугой) понимается товар, иное имущество, имущественные права, работа, услуга. Таким образом, сделки по реализации (предоставлению в пользование) и приобретению (получению в пользование) имущественных прав являются объектом контроля для целей применения ст. 30-1 Налогового кодекса, включая предоставление правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) либо лицензиатом сублицензиату разрешения использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности.
4) Вопрос о толковании положений п. 3 ст. 30-1 Налогового кодекса во взаимосвязи с нормами ч. 1 ст. 128 Гражданского кодекса в части определения понятия «имущество» («вещи») ??? Относятся ли сделки, связанные с предоставлением (получением) займов, к сделкам по реализации товаров (работ, услуг), как они понимаются в ст. 30-1 Налогового кодекса? ► 4) В соответствии с разъяснением МНС, положения ст. 30-1 Налогового кодекса применяются в отношении определенных в ней сделок по реализации (приобретению) товаров (работ, услуг). Таким образом, указанные положения ст. 30-1 Налогового кодекса на сделки, связанные с предоставлением (получением) займов,не распространяются.
5) Вопрос об отнесении сделок по аренде недвижимого имущества к сделкам, которые налоговые органы вправе анализировать с целью установления соответствия применяемых налогоплательщиком цен рыночным ценам. ??? Являются ли сделки по аренде недвижимого имущества сделками по реализации (приобретению) недвижимого имущества – в смысле норм подп. 1.1 или подп. 1.2 п. 1 ст. 30-1 Налогового кодекса? ► 5) С 2016 года сделки по аренде движимого и недвижимого имущества являются контролируемыми сделками для целей применения ст. 30-1 Налогового кодекса, на которые распространяются положения подп. 1.2 и подп. 1.3 п. 1 ст. 30-1 Налогового кодекса.
Уплата подоходного налога с физических лиц нерезидентом Республики Беларусь
письмо от 10 июня 2016 г. № 6 ??? Какие обязательства по уплате налогов на территории Республики Беларусь возникнут у физического лица – резидента Литвы (участника белорусской организации, ООО) при продаже своей доли в уставном фонде белорусской организации юридическому лицу, нерезиденту Республики Беларусь? Номинальная стоимость доли (фактически внесенный вклад в уставной фонд в 2010 г.) составляет 162 долл. США (по курсу на дату внесения); предполагаемая стоимость продажи доли составляет 5 000 долл. США. Юридическое лицо, потенциальный новый участник ООО, планирует перечислить денежные средства в валюте на валютный счет физического лица, открытый в банке Республики Беларусь непосредственно со своего счета в иностранном банке. ► Отвечая на вопрос, МНС разъяснило как общие подходы к уплате подоходного налога с физических лиц, установленные в Республике Беларусь, так и положения Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 18 июля 1995 г., которое в ряде вопросов, являясь международным договором, имеет приоритетное значение. В частности, разъяснено, что доход, полученный физическим лицом – резидентом Литвы (далее – продавец), от отчуждения юридическому лицу – нерезиденту Республики Беларусь (далее – покупатель) доли в уставном фонде белорусской организации, будет являться в соответствии с п. 1 ст. 153 и подп. 1.5.2 п. 1 ст. 154 Налогового кодекса объектом налогообложения подоходным налогом (по ставке 13 %). Разъяснен порядок исчисления и уплаты подоходного налога. Так, продавец до заключения с покупателем договора купли-продажи обязан представить в налоговый орган по месту постановки на учет белорусской организации налоговую декларацию по подоходному налогу (по форме согласно прил. 2 к постановлению Министерства по налогам и сборам от 31 декабря 2010 г. № 100) с указанием предполагаемого дохода от продажи доли. По представленному налоговым органом извещению о обязан в течение 5 рабочих дней уплатить подоходный налог, и – в такой же срок с момента совершения сделки представить в налоговый орган декларацию о фактически полученном доходе (для расчета фактической суммы налога). В соответствии подп. 2.25 п. 2 ст. 153 Налогового кодекса объектом налогообложения подоходным налогом не признаются доходы, полученные участником организации, при отчуждении своей доли в ее уставном фонде в размере, не превышающем сумму его вклада в уставной фонд организации. Размер полученного при этом продавцом дохода и сумма его вклада в уставной фонд организации подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату фактического получения дохода (день перечисления покупателем денежных средств на банковский счет продавца, открытый на территории Республики Беларусь) и на день внесения вклада. Продавцу к налоговой декларации следует приложить документы, подтверждающие внесение им ранее суммы денежных средств в качестве вклада в уставной фонд белорусской организации, а также документы о фактически полученном им доходе от продажи своей доли (договор купли-продажи, документ из белорусского банка о зачислении денежных средств на счет). Сумма подоходного налога, исчисленная из предполагаемого дохода и уплаченная продавцом в бюджет, подлежит зачету при уплате суммы подоходного налога, исчисленной исходя из фактически полученного дохода. Сумму подлежащую, таким образом к доплате, продавец обязан уплатить в течение 5 рабочих дней после получения извещения налогового органа. Но в каких вопросах необходимо руководствоваться Соглашением об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы? письмо от 28 июня 2016 г. № 3-2-7/Ас-1413
    Согласно п. 1 ст. 13 Соглашения доходы продавца (налогового резидента Литвы) от отчуждения акций (долей в белорусской организации) подлежат налогообложению в Республике Беларусь, если активы этой организации состоят в основном (более чем на 50 %) из недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Беларусь. В противном случае – указанные доходы подлежат налогообложению в Литве. Для применения преференции Соглашения налоговый продавец должен представить в налоговый орган справку о налоговом резидентстве в Литве. Если налогообложение производится в Беларуси, устранение двойного налогообложения происходит посредством вычета дохода резидента Литвы, подлежащего налогообложения в Беларуси, из его дохода, облагаемого в Литве. Такой зачет государство резидентства продавца произведет на основании справки об уплате (удержании) подоходного налога с физических лиц в целях избежания двойного налогообложения. Справкавыдается лицу – резиденту иностранного государства в порядке, установленном подп. 18.8 п. 8 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, налоговым органом по месту уплаты подоходного налога на основании письменного заявления лица и при предъявлении им документа, удостоверяющего личность.  
О начислении и уплате налога на добавленную стоимость (НДС)
письмо от 27 июля 2016 г. № 8 ??? Существует ли обязанность по начислению и уплате НДС у Партнера за Правообладателя в ситуации, когда между белорусской компанией (Партнер) и российской организацией (Правообладатель) заключен лицензионный договор на передачу неисключительных авторских прав, которым определено, что Правообладатель передает, а Партнер получает право на воспроизведение программного обеспечения (ПО), предоставляемое исключительно для его передачи конечным пользователям через посредников, а также право на распространение?Правообладатель при этом обеспечивает Партнера кодами активации и/или ключевыми файлами, оказывает конечным пользователям техническую поддержку. Партнер, в свою очередь, обязан: – распространять ПО только через посредников; – сообщать Правообладателю о заключении договоров на распространение ПО с посредниками; – выплачивать Правообладателю вознаграждение; – обеспечивать передачу полученных от Правообладателя кодов активации и/или ключевых файлов посредникам; – предоставлять отчет Правообладателю о распространении ПО. ► В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 92 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и ИП, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Положения ст. 92 Налогового кодекса распространяются на организации и ИП, состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь и вовлекающих в хозяйственный оборот (в т.ч. на основании договоров, устанавливающих оказание услуг по заключению договора на приобретение (реализацию) работ (услуг), имущественных прав) на территории Республики Беларусь работы (услуги), имущественные права, реализуемые иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Как следует из рассматриваемой ситуации, российская организация, не состоящая на учете в налоговых органах Республики Беларусь (Правообладатель) передает белорусской организации (Партнер) на основании лицензионного договора неисключительные авторские права на распространение и воспроизведение ПО через посредников (операторов услуг связи) конечным пользователям. В соответствии с п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением к Договору о Евразийском экономическом союзе, местом реализации авторских, смежных прав или иных аналогичных прав признается место нахождения (место жительства) покупателя (приобретателя). письмо от 26 августа 2016 г. № 2-1-9/Ас-1759
    Согласно п.1 ст. 31 Налогового кодекса передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признается <…> предоставление правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) либо лицензиатом сублицензиату разрешения использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности. Таким образом, НДС в бюджет Республики Беларусь по имущественным правам на объект интеллектуальной собственности (ПО), реализуемым на территории Республики Беларусь российской организацией (Правообладателем), не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь, исчисляет и уплачивает белорусская организация (Партнер) как организация, вовлекающая в хозяйственный оборот на территории Республики Беларусь указанные имущественные права.  
Может ли Партнер (при установленной обязанности по уплате НДС) воспользоваться льготой, установленной п. 1.32 ст. 94 Налогового кодекса в отношении оборотов по реализации имущественных прав на изобретения? Освобождение от НДС, установленное п. 1.32 ст. 94 Налогового кодекса при реализации имущественных прав на изобретения, в рассматриваемой ситуации не применяется.
Может ли Партнер (при установленной обязанности по уплате НДС), не производивший возмещения суммы НДС по итогу уплаты в бюджет суммы налога за 4-й квартал 2015 г. (уточненная налоговая декларация (расчет) по НДС за 4-й квартал 2015 г. представлена в налоговый орган 1 июля 2016 г.; уплата налога произведена 30 июня 2016 г.) взять к зачету НДС в уточненной декларации за 1-й квартал 2016 г. на основании п. 14 ст. 107 Налогового кодекса? Согласно ч. 3 п. 7 ст. 105 Налогового кодекса при реализации комиссионером (поверенным) товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании договоров комиссии (поручения) и иных аналогичных гражданско-правовых договоров покупателю выделяются суммы НДС, исчисленные комитентом (доверителем), в случае, если комитент (доверитель) является плательщиком НДС в Республике Беларусь, а также суммы НДС, исчисленные комиссионером (поверенным) по товарам (работам, услугам), имущественным правам комитентов (доверителей), местом реализации которых является Республика Беларусь.   Внимание! В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» п. 7 с 1 января 2017 г. исключен из ст. 105 Налогового кодекса.   При этом подп. 19.11 п. 19 ст. 107 Налогового кодекса установлено, что не подлежат вычету суммы НДС, уплаченные комиссионером (поверенным) в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, в случае возмещения им данных сумм НДС комитентом (доверителем). Положения подпункта распространяются также на организации и ИП, указанные в п. 4 ст. 92 Налогового кодекса. Таким образом, сумма НДС, исчисленная организацией (Партнером) в соответствии с п. 4 ст. 92 Налогового кодекса и уплаченная в бюджет: – может быть принята к вычету у белорусской организации (Партнера), если посредник или российская организация (Правообладатель) не возмещают ей эту сумму НДС; – не подлежит вычету у белорусской организации (Партнера) (подлежит выделению посреднику), если посредник возмещает ей эту сумму НДС. По общему правилу, вычет суммы НДС, исчисленной согласно ст. 92 Налогового кодекса и уплаченной в бюджет, осуществляется в отчетном периоде, следующем за периодом ее исчисления, в порядке, установленном для вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении имущественных прав. При этом, данная сумма НДС согласно п. 6 ст. 107 Налогового кодекса принимается к вычету после ее отражения в бухгалтерском учете и книге покупок (если плательщик ведет книгу покупок).
    Поскольку в изложенной ситуации белорусская организация (Партнер) возмещение суммы не производила, уплаченную ею в бюджет сумму НДС по уточненной налоговой декларации (расчету) по НДС за 4-й квартал 2015 г., представленной в налоговый орган 1 июля 2016 г., она может принять к вычету только после отражения суммы в бухгалтерском учете. Поскольку уплата налога в бюджет произведена 30 июня 2016 г. (во 2-м квартале 2016 г.), отражение ее в составе налоговых вычетов по НДС в уточненной налоговой декларации (расчете) по НДС за 1-й квартал 2016 г. неправомерно. Министерство по налогам и сборам полагает правомерным отразить рассматриваемую сумму в составе налоговых вычетов по НДС в бухгалтерском учете и уточненной налоговой декларации (расчете) по НДС за 2-1 квартал 2016 г.  
Признание неустоек (штрафов, пеней) в бухгалтерском учете и налоговом учете
письмо от 29 августа 2016 г. № 11 Предложение об изменении нормы п. 26 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов (постановление Минфина Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102, или нормы ст. 128 Налогового кодекса в части признания неустоек (штрафов, пеней) в бухучете и налоговом учете, а также исчисления и уплаты налога на прибыль. Налог на прибыль на внереализационные доходы в виде неустойки должен уплачиваться субъектами после фактического получения ими доходов, а не после признания права субъекта на такие доходы. Суть предложения. Действующий порядок признания неустоек (штрафов, пеней) в бухучете и налоговом учете, а также порядок налогообложения налогом на прибыль внереализационных доходов (в т.ч. и сумм неустоек (штрафов, пеней) закрепляют необходимость уплаты налога на прибыль с сумм неустоек, причитающихся к получению субъектом за нарушение его контрагентом договорных обязательств, до фактического получения денежных средств (долга). Такая ситуация сложилась в результате того, что неустойки (штрафы, пени), причитающиеся к получению за нарушение контрагентом договорных обязательств и учитываемые в составе прочих доходов по текущей деятельности, признаются согласно ст. 26 Инструкции № 102, в бухгалтерском учете доходами в том отчетном периоде, в котором судом было вынесено решение об их взыскании, в суммах, присужденных судом или признанных должником. Но вынесение судебного решения о взыскании неустоек не означает, их обязательного поступления кредитору. В итоге уплаты налога до поступления суммы долга, у кредитора вымываются оборотные средства. ► Министерство финансов Республики Беларусь считает, что установление в налоговом учете иного, отличного от применяемого в бухгалтерском учете, метода отражения суммы неустоек (штрафов, пеней) не является целесообразным. Одновременно В письме обращается внимание на то, что такое предложение рассматривалось в 2016 г. на Консультативном совете при Министерстве по налогам и сборам и поддержано не было. письмо от 22 сентября 2016 г. № 15-1-15/44/545
О совершенствовании законодательства в области ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования
письмо от 24 октября 2016 г. № 13 Ассоциация налогоплательщиков представило анализ действующих норм законодательства и складывающейся в реальном секторе экономики ситуации в части применения норм Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и, в частности, Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Последний документ декларируется государством как упрощенная процедура ликвидации субъектов хозяйствования. Вместе с тем, нередкими являются случаи, когда, по ряду причин, «упрощенная ликвидация» длится годами и даже десятилетиями. Выражая озабоченность имеющимися проблемами, Ассоциация указывает на ее возможные последствия для действующих в настоящее время субъектов хозяйствования, учредителями которых являются учредители организаций, находящихся в процедуре ликвидации, при заявлении им исков о возложении субсидиарной ответственности (по исчисленным за многолетний «период неликвидации» пеням и штрафам. Ассоциацией сформулированы предложения в части решения вопроса упрощенной ликвидации плательщиков. ► Министерство по налогам и сборам проинформировало о разработке проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения юридических и физических лиц», направленного на решение в т.ч. проблем ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и оптимизации проверяемых периодов.   Внимание! 22 февраля 2017 г. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь вынесло на общественное обсуждение проект Указа Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения юридических и физических лиц». С документом можно ознакомиться на официальном сайте Министерства по налогам и сборам: https://www.nalog.gov.by/ru/Public_discussion_draft_laws/view/ Проектом Указа, в частности, предлагается установить проверяемый период налогового законодательства в пределах 5 календарных лет предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки и за истекший период текущего календарного года, за исключением периода, за который плательщиком внесены изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль, согласно которой увеличивается (возникает) сумма полученного убытка, а также за период, за который представлена налоговая декларация (расчет) по НДС с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличивается сумма налоговых вычетов по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость. Кроме того, проектом Указа предлагается, что по тем субъектам, у которых не имеется в течение трех лет подряд движения денежных средств по счетам в банках, в соответствии с Декретом № 1 и иными законодательными актами, регулирующими порядок ликвидации (прекращения деятельности) отдельных субъектов хозяйствования, документы, необходимые для ликвидации (прекращения деятельности) налоговый орган будет выдавать на основании имеющейся у него информации о деятельности таких субъектов без проведения проверок. письмо от 11 ноября 2016 г. № 10-15/Ас-2340
О разграничении практики применения налоговыми органами норм Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» и части четвертой статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  Ассоциация налогоплательщиков проинформировала Министерство по налогам и сборам о том, что, по мнению членов ассоциации, в стране наблюдается устойчивая тенденция к применению норм ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях к правоотношениям, регулируемым положениями Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488, по результатам проведения плановых (внеплановых) «документальных» проверок плательщиков. ► Министерство по налогам и сборам сообщило о проведении работы по разграничению практики применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 и ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также о намерении подготовить соответствующее разъяснение в адрес инспекций МНС   Внимание! Вынесенным 22 февраля 2017 г. на общественное обсуждение проектом Указа Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения юридических и физических лиц» предусматривается норма, направленная на разрешение рассматриваемого вопроса.  
письмо от 24 октября 2016 г. № 14 В защиту своей позиции Ассоциация налогоплательщиков высказала мнение о том, что ч. 4 ст. 12.17 КоАП устанавливает ответственность за иные противоправные деяния по сравнению с теми, что являются предметом правового регулирования Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488. Ассоциация указала на то, что практикуемые контролирующими органами подходы чреваты экономическими последствиями для субъектов предпринимательской деятельности и противоречат требованиям подп.4.4 п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь», предусматривающим пересмотр показателей эффективности работы фискальных органов и смещение акцентов с текущего наполнения бюджета субъектами хозяйствования на стратегическое обеспечение их стабильной и безубыточной работы. Конкретно, конфискация выручки в случае признания первичного учетного документа не имеющим юридической силы, должна исключать в дальнейшем применение норм Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 по данной хозяйственной операции, и наоборот. Таким образом, требуется разграничение практики применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 и ч. 4 ст. 12.17 КоАП Так, подп. 1.6 п.1 проекта Указа предусматривается, в частности, что «при налогообложении хозяйственных операций в соответствии с подп. 1.11 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.10.2012, 1/13843) административная ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, не применяется». письмо от 29 ноября 2016 г. № 10-15/Ас-2404
О проблемах при выставлении электронных счетов-фактур по НДС (ЭСЧФ)
  Ассоциация налогоплательщиков систематизировала и направила в Министерство по налогам и сборам вопросы, вызывающие у субъектов хозяйствования наибольшие трудности в работе с ЭСЧФ. В письме особо отмечается, что возникающие проблемы не вызваны поздним подключением членов ассоциации к системе электронных счетов-фактур: все подключились своевременно. До Министерства доведена позиция о том, что перечисленные в обращении проблемы требуют своего скорейшего решения ввиду того, что уже с 1 января 2017 г. плательщики столкнутся с явными финансовыми рисками в виде отсутствия права на налоговый вычет по НДС в случае невыставления ЭСЧФ (независимо от его причины). ► Министерство по налогам и сборам проинформировало о том, что разработчиком программного обеспечения АИС «Учет счетов-фактур» в целях работоспособности Портала и устранения технических недостатков, проводится активная работа по оптимизации системных и технических ресурсов программного продукта с учетом замечаний и предложений, поступивших от Ассоциации налогоплательщиков. Предложения ассоциации, касающиеся дополнительных особенностей заполнения ЭСЧФ при совершении отдельных хозяйственных операций, как указано в письме, будут проработаны при подготовке изменений и дополнений в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15. МНС подтвердило: меры ответственности за неуплату (неполную уплату) НДС при принятии к вычету сумм «входного» налога на основании действительных первичных учетных документов без выставления ЭСЧФ за период с 1 июля по 31 декабря 2016 г. не применяются.  
письмо от 15 ноября 2016 г. № 16 Ассоциация указывает, в частности, на такие проблемы, как: – технические проблемы работы Портала электронных счетов-фактур (в т.ч. ошибки в работе Портала), проблемы, возникающие в связи с единственной возможностью управления вычетами по НДС – на Портале ЭСЧФ.Технические проблемы, как отмечено, связаныс «недостаточностью скоростных ресурсов» Портала, что особенно заметно в дни массовой загрузки пакетов ЭСЧФ, а также с недоработкой функциональных возможностей Портала. Указывается также на существенное увеличение временных затрат и объема ручного труда, необходимого для манипуляций по управлению вычетами. Все указания на проблемы сопровождаются конкретными примерами и – в ряде случаев – предложениями ассоциации по устранению имеющихся проблем; – проблемы с криптозащитой ЭСЧФ и использованием при работе с ЭСЧФ электронной цифровой подписи; – методологические проблемы в работе Системы.Члены ассоциации сделали ряд предложений, направленных на внесение изменений в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 «Об установлении формы электронного счета-фактуры и утверждении» (например, в части создания дополнительного ЭСЧФ, возможности создания отдельного вида ЭСЧФ при возврате продукции, порядка совершения округлений сумм НДС и т.д.) Учитывая наличие всех перечисленных технических и методологических проблемных вопросов, Ассоциация налогоплательщиков высказала мнение о целесообразности официального заявления МНС о неприменении в отношении плательщиков в период с 1 июля по 31 декабря 2016 г. мер ответственности, предусмотренных положениями главы 13 КоАП, а также о их праве производить вычет по НДС при наличии действительных первичных учетных документов. Одновременно обращено внимание членов ассоциации на то, что с 1 января 2017 г. в целях осуществления расчетов по НДС и применения налоговых вычетов по указанному налогу будут использоваться только электронные счета-фактуры, в связи с чем отсутствие данного электронного документа не позволит покупателю принять к вычету предъявленную сумму НДС. Первичные учетные документы без наличия ЭСЧФ применяться не будут. Сообщается также, что с 1 января 2017 г. в случае невозможности выставления (направления) ЭСЧФ в связи с недоступностью либо ограничением работоспособности Портала ЭСЧФ, плательщики будут обязаны не позднее пяти рабочих дней со дня работоспособности Портала ЭСЧФ выставить (направить) ЭСЧФ. письмо от 13 декабря 2016 г. № 13-7/Ас-2506
Об установлении проверяемого периода налогового законодательства и последовательности шагов по правовому урегулированию данного вопроса
письмо от 12 января 2017 г. № 19 Ассоциация налогоплательщиков высказала свое мнение по вопросу о принятии законодательного акта, предусматривавшего бы упрощенный порядок ликвидации субъектов предпринимательской деятельности, в отношении которых с момента принятия решения о ликвидации прошло более трех лет, а ликвидационная проверка не проводилась.Предложения направлены в МНС в связи с прохождением слушаний в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь законопроекта, предусматривающего, в частности, внесение корректировок в ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь и, как результат, введение уголовной ответственности для лиц, виновных в уклонении от уплаты налогов, сборов путем сокрытия (умышленного занижения) налоговой базы, в том числе посредством уклонения от предоставления налоговой декларации (расчета) или документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, сборов. В связи с этим Ассоциация предложила алгоритм принятия законодательных актов и сформулировала предложения в части закрепления отдельных положений в законодательном акте, который бы урегулировал вопросы применения упрощенного порядка ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. Так, ассоциация, в том числе на основе сравнительного анализа норм законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, внесла предложение о необходимости введения ограничения проверяемого периода в целом. ► В дополнение к письму Министерства по налогам и сборам от 29 ноября 2016 г. № 10-15/Ас-2404 МНС сообщает о подготовке проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения юридических и физических лиц», в котором предусматривается разрешение сложившейся ситуации с субъектами хозяйствования, находящимися длительное время в процессе ликвидации (прекращения деятельности), и введение ограничения по проверяемому период


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: