ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА




План

1. Словосочетание как номинативная единица синтаксиса

2. Предложение как предикативная единица синтаксиса.

 

Синтаксис как область грамматического строя языка объединяет в своих границах такие единицы, которые или непосредственно формируют сообщение, или служат компонентами формирующей его конструкции. Такими синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение и сложное предложение. В сферу синтаксиса входят также единицы сообщения, которые не имеют собственных грамматических характеристик и объединяются с грамматическими предложениями функционально.

Кроме названных единиц, принадлежащих только синтаксису, в его сферу входят также единицы, принадлежащие другим областям языка и участвующие в образовании синтаксических единиц; это - слово и форма слова. Так, например, слово читать своими лексико-семантическими и грамматическими свойствами (принадлежность к глаголу как части речи, переходность, лексическое значение) предопределяет возможность своей связи с формой вин. п. имени в объектном значении, подчиняет себе эту форму и на основе этой связи образует сочетание (читать книгу, письмо, стихи...), которое входит в единицу сообщения как ее компонент: Он читает книгу; Читать книгу интересно; Сел читать книгу; Читая книгу, уснул; Человек, читающий книгу, поднял голову. Грамматический характер таких связей различен; они объединяются в типы связей, которые называются присловными подчинительными связями. Свойства знаменательного слова подчинять себе другие слова в тех или других формах, весь потенциал связей, принадлежащих слову, составляет область синтаксиса и называется грамматической валентностью.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Словосочетанием называется группа синтаксически связанных знаменательных слов в составе предложения, которая сама не является предложением. Словосочетание состоит из знаменательного слова и формы другого знаменательного слова (или форм других знаменательных слов). Главным (стержневым) компонентом в нем является слово, подчиненным (зависимым) ‑ форма (формы) слова, т. е. словоформа. С этой точки зрения в предложении When they woke in the morning, John and Bill opened the window можно вычленить следующие словосочетания: woke in the morning; John and Bill; opened the window. Однако такие группы слов как they woke in the morning; they woke; John and Bill opened, согласно данному определению, словосочетаниями не являются, поскольку они являются предложениями. Что касается таких групп как When they woke in the morning; in the morning; the morning; and Bill; the window, то они тоже не являются словосочетаниями, так как их компонентами выступают не знаменательные, а служебные слова.

Значение (семантика) словосочетания ‑ это отношения между главным и зависимым словом: атрибутивные (смешной чудак, мой кот), объектные (читать книгу, готовый к экзамену), обстоятельственные (сидеть дома, появиться вовремя, очень устал), аппозитивные отношения между существительным и существительным, стоящими в одном и том же падеже: физик-ядерщик, студент Иванов.

По характеру частеречной принадлежности главного слова выделяются словосочетания:

субстантивные (noun phrases) — ядро — существительное: cold water, clever boys, white paper fine music, the best way possible, no person imaginable, the only idea possible;

глагольные (verb phrases) — ядро — глагол (в предикативной или в непредикативной форме): reading a book;

адъективные (adjective phrases) — ядро — прилагательное: близкий по духу;

адвербиальные (adverb phrases) — ядро — наречие: очень хорошо, awfully quickly;

местоименные (pronoun phrases) — ядро — местоимение: some of the workers; We had found nothing of any value (R. Stevenson)..

Способы связи слов: 1) согласование, 2) управление и 3) примыкание

При согласовании зависимое слово полностью уподобляется главному: this book — these books, мой дом – моего дома – моему дому. При управлении главное слово (обычно глагол или отглагольная часть речи, реже прилагательное) требует от зависимого слова определенного падежа: to know them; to depend on him, скучать (по кому?) по тебе, прибыть согласно (чему?) расписанию, спросить (о чём?) о дате экзамена. Суть приема примыкания заключается в том, что комбинирующиеся элементы образуют синтаксические группы без изменения формы. Например, в словосочетании nod his head silently как существительное head, так и наречие silently связаны с глаголом nod приемом примыкания. Однако внешних показателей этих связей нет. Нет их в словосочетаниях плохо вижу, счастливы вместе, очень хорошо, говорила смеясь и пр., потому что в роли зависимого слова выступает неизменяемая часть речи.; аппозитивная связь –между главным словом и приложением: студент Петров, город Хельсинки.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Определите вид синтаксических отношений (семантику словосочетаний), тип словосочетания по частеречной принадлежности главного слова, способ связи главного и зависимого слова.

Пример:поехал (куда?) домой — отношения обстоятельственные, так как зависимый компонент обозначает место, направление движения; Пример:поехал (куда?) домой — отношения обстоятельственные, так как зависимый компонент обозначает место, направление движения; глагольное; примыкание;

рыжий (какой?) кот — отношения атрибутивные, так как зависимый компонент указывает на признак, выделяющий предмет из ряда однородных; субстантивное; согласование;

готовый (к чему?) к экзамену — отношения объектные, так как зависимое слово обозначает объект, на который переходит признак, обозначенный главным словом; адъективное; управление.

хорошо учился, разговор по-немецки, река Днепр, корзина с грибами, сдавать экзамены, приеду утром, удобрения для цветов, ваза с фруктами, печатать на машинке, набор текста, написав письмо, спасибо учителю, очень высокий, попросил приехать, не пошли из-за дождя.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

В лингвистике существует не менее 300 определений предложения, что само по себе уже говорит о сложности и противоречивости этого понятия. Все попытки можно разбить на несколько основных разрядов в зависимости от того, что положено в основу каждого из определений: логическое; психологическое; фонетическое; графическое; грамматическое.

Первый из названных типов определений – логический – является древнейшим и восходит к Аристотелю. Со времени Аристотеля и до середины 19 века предложение рассматривалось в тесной связи с логическим суждением: даже сам термин употреблялся и по отношению к предложению, и по отношению к логическому суждению. Заметим, что в школьных учебниках до настоящего времени бытует логическое определение предложения как группы слов, выражающих законченную мысль. Очень часто факты языка искусственно и насильственно подгоняются под универсальную логическую форму суждения S есть P вне зависимости от того, представлены ли в каждом конкретном предложении языка формы, реализующие логический субъект и логический предикат. Логический подход заставлял приписывать свойство двусоставности даже таким однословным предложениям, как silence; spring и т.п.

Неприемлемость такой точки зрения стала очевидной для представителей психологического направления в языкознании, которые пытались описать предложение в терминах представлений, возникающих в сознании говорящего в момент речи. С этой точки зрения предложение есть совокупность индивидуальных представлений говорящего, выраженных в языковой форме. Психологическое понимание предложения было очень распространено в лингвистике конца 19 начала 20 века. Наиболее ярким представителем психологического направления в лингвистике был Г. Пауль. Между психологический и логической точками зрения на предложение нет принципиальной разницы, поскольку и для той и другой характерно при определении предложения полное игнорирование собственно языковых признаков.

Типичное фонетическое определение предложения основывается на таких явлениях, как просодия, паузировка, и выглядит следующим образом: «Предложение есть сегмент речи, обладающий интонационной завершенностью и отделенный от других сегментов речи паузами ».

Четвертый тип – графический – определяет предложение как последовательность слов, ограниченных на письме точкой. В качестве критерия при выделении предложения как коммуникативной единицы выдвигается, например, ограниченность речевого отрезка паузами. Именно в таких терминах определяют предложение (utterance, точнее высказывание) представители дескриптивного направления З. Хэррис, Ч. Фриз. Как легко заметить, эти определения, несмотря на кажущуюся объективность, по существу, апеллируют к языковому сознанию говорящего, оставляя ему решать вопрос о законченности высказывания.

Предложение обладает большим прагматическим потенциалом. Язык представляет говорящему или пишущему разнообразные возможности выразить в предложении свое отношение к предмету речи, к ситуации, о которой сообщается, к адресату: Привет! Здравствуй! Здравствуйте! О, какие люди ‑ и без охраны!. Эта прагматическая триада, реализующаяся в разных предложениях или полностью, или в какой-то своей части и взаимодействующая с его семантической структурой, делает предложение языковой единицей, обладающей глубоким смысловым строением.

Предложение как информативная единица обладает большими строевыми и коммуникативными возможностями. Оно несет в себе сообщение, как правило, не изолированно, а в окружении других единиц (предложений, высказываний) и связано с ними содержательными, а часто и синтаксическими отношениями. Входя в текст в качестве его структурирующего компонента, предложение вместе с другими единицами организует сверхфразовое единство и соотносит его части друг с другом.

В настоящее время в описании предложения принято разграничивать два уровня – уровень синтаксической структуры и уровень семантико-синтаксической структуры. Основными признаками, характеризующими предложение со стороны его формы, являются два других – предикативность и модальность.

Предикативность – то, что отличает предложение от других единиц языка. Это выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности как основа предложения. Грамматическими средствами выражения предикативности являются категория синтаксического времени (все явления действии дельности происходят во времени, и содержание высказывания осознается в каком-либо временном плане, категория синтаксического лица (высказывание, как правило, соотносит действие с одним из трех лиц) и категория модальности (высказывание говорящего сопровождается выражением его отношения к содержанию высказываемого). Предикативность и интонация сообщения являются общими характерными признаками предложения.

1. Модальность – отношение высказываемого к действительности в плане реальности / ирреальности, т.е. это категория представляет сообщаемое как реально существовавшее, существующее или мыслимое как совершенное в будущем в действительности/воображении или как ирреальное, т.е. желаемое, возможное, предполагаемое.

Модальность бывает объективной и субъективной (выражает отношение говорящего к сообщаемому: Может быть, это не сон. К счастью, мы не опоздали. Как хорошо!).

Объективная модальность ‑ реальной и ирреальной.

Средства выражения реальной модальности:

1. Глаголы в изъявительном наклонении (Наступила осень).

2. Утверждающая интонация в безглагольных предложениях (Зима. Морозит. Стемнело. Москва – столица; Курить – здоровью вредить).

Средства выражения ирреальной модальности:

1. Глаголы в сослагательном и повелительном наклонении. (Не пугайся козел. Не мотай головой; Поехала бы она в Турцию, но…)

2. Интонация, кроме утвердительной (Побудительная, восклицательная, вопросительная и т.д.). Догнать, сказать последнее «Прости!», пожать руку. Молчать! Ко мне! Сюда! Дети вернулись из школы?

3. Союзная частица ли (вряд ли)

4. Союз чтобы в придаточной части (Я хочу, чтоб к … приравняли перо)

5. Вводное слово со значением сомнения, неуверенности.

2. Темпоральность / синтаксическое время – отношение высказывания к моменту речи.

Категория синтаксического времени шире, чем морфологического, которое во многом на неё опирается. В большинстве случаев синтаксическое время выражается глагольными формами времени. Например, отсутствуют формальные показатели времени в предложении, соответствующие настоящему времени (Киева – столица Украины. Ночь. Улица. Фонарь).

Время может выражаться лексически, то есть наречиями со значением времени (Скоро конкурс. Завтра среда).

Морфологическое время может входить в противоречия с лексическим (Иду вчера и вижу…). Наречие «вчера» определяет время. (Темпоральность прошедшего времени выражает наречие со значением времени)

В грамматике существует понятие вневременности. Чаще всего оно выражается в обобщенно-личных односоставных предложениях, а также в двусоставных предложениях с обобщённо-личной семантикой (Цыплят по осени считают).

NB!!! Категория темпоральности определяется только в предложениях с реальной модальностью.

3. Персональность/категория синтаксического лица: отношение высказываемого к говорящему, собеседнику / третьему лицу или предмету.

Способы выражения:

1. личные местоимения 1,2 лица

2. личные формы глагола;

3. лицо может мыслиться:

o определенно / в определённо-личных односоставных предложениях (люблю грозу в начале мая)

o неопределенно (в неопределенно-личных односоставных предложениях) Лицо есть, но оно неважно для говорящего (лицо действенное, но не существенное для говорящего) Тебя вчера искали, звонили.

o обобщённо (в обобщенно-личных односоставных предложениях) (что посеешь, то и пожнешь)

4. Синтаксическое лицо может отсутствовать (=безличность) в безличных и инфинитивных односоставных предложениях: Смеркается. Похолодало. Намусорено. Синтаксическое лицо 1,2,3. Третье синтаксическое лицо соответствует понятию предмета речи (подлежащего).

Предикативность как основной содержательный признак предложения часто рассматривается как свойство, характеризующее не все предложение, а его структурное ядро, называемое моделью предложения, структурной схемой или ядерным предложением. В соответствии с такой постановкой вопроса предикативность стала рассматриваться как признак конструктивного минимума предложения, его структурной схемы, которая реализуется, или развертывается, с помощью синтаксических приемов распространения в полную структурную модель.

Традиционно структурные классификации предложения были основаны на противопоставлении односоставных предложений двусоставным. В основе двусоставных предложений лежит подлежащно-сказуемостная структура, односоставные предложения имеют один главный член, который не является ни подлежащим, ни сказуемым. Структурное членение предложений дополнялось членением их на полные или неполные, на распространенные или нераспространенные.

Кроме структурной классификации проводилась также классификация предложений по значению подлежащего и по цели высказывания. Первый признак позволил выделить личные, безличные и неопределенно-личные предложения; второй – утвердительные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения. В настоящее время многие исследователи выводят восклицательные предложения из числа коммуникативных типов предложения и выделяют их в отдельный тип, так как они выражают лишь интенсивность тона, а не изменение коммуникативной установки говорящего. Деление предложений на три класса с различной целевой установкой пересекается с делением на два класса предложений с разной эмоциональной окраской (т.е. предложения восклицательные и невосклицательные, или эмоциональные и неэмоциональные).

По логическому признаку утверждения/отрицания предложения делились на утвердительные и отрицательные.

Впоследствии вместо традиционного членения предложений на структурные типы были предложены более дробные структурные классификации. В зарубежной англистике наибольшую известность получила семичленная классификация ядерных предложений. Так, например, авторы «Грамматики современного английского языка для университетов» Р. Кверк, С. Гринбаум, Дж. Лич и Я. Свартвик выделяют следующие семь типов предложений:

1. SVA Mary is in the house.

2. SVC Mary is kind / Mary is a nurse.

3. SVO Somebody caught the ball.

4. SVOA I put the plate on the table.

5. SVOC We have proved him wrong / a fool.

6. SVOO She gives me expensive presents.

7. SV The child laughed.

В отечественной лингвистике были выделены ядерные предложения на основе конструктивной значимости членов предложений. Ядром предложения, т.е. его конструктивным центром считается глагол-сказуемое. Конструктивно-значимые члены (компоненты) предложения тесно связаны с ним дистрибутивной связью, т.е. они не могут быть изъяты без нарушения его структурной целостности.

Г.Г. Почепцов выделяет с учетом различных комбинаций конструктивно-значимых компонентов 39 моделей ядерных предложений. Приведем 10 моделей, основанных на различной сочетаемости глаголов с дополнениями:

1. Подл.- сказ.: They smoked.

2. Подл.-сказ.-прям.доп.объекта: He used a match.

3. Подл.-сказ.-прямое доп. объекта-доп. адресата: he had given her money.

4. Подл.-сказ.- два прям. доп. объекта: I asked you a question.

5. Подл.- сказ.-предл. доп. объекта: Holmes looked at his watch.

6. Подл.-сказ.-пред.доп.объекта- доп.адресата: The blonde reminded me of Cass.

7. Подл.-сказ.-два предл.доп. объекта: In all these the Board agreed with me.

8. Подл.-сказ.- прям. доп. объекта-предл.доп.объекта: Bessy kissed him on the cheek.

9. Подл.-сказ.- прямое доп.объекта- предл.доп.объекта – доп.адресата: Jan has been telling me all about it.

10. Подл.-сказ.-доп.адресата: I was telephoning her.

Следующие 14 моделей дают различную сочетаемость глагола с обстоятельствами. Далее следуют модели, основанные на глаголе-сказуемом в форме страдательного залога, глаголе-связке, конструкциях there is, here is, и заключает список модель односоставного предложения.

В отечественной лингвистике существует и иной подход, согласно которому модели предложения выделяют по типам синтаксической связи. В английском предложении различают следующие типы связи: предикативная, подчинительная (субординативная), координативная, интродуктивная и вторично-предикативная. Различные комбинации данных типов синтаксической связи создают так называемые юнкционные модели.

Выявление общих закономерностей в структуре предложения позволило говорить о возможности построения парадигмы предложения. Вопрос о синтаксической парадигме на материале украинского и русского языка был разработан следующим образом: предлагается считать членами одной парадигмы предложения одной и той же структуры, имеющие разные временные и модальные планы. При построении парадигмы по типу морфологической парадигмы за исходную форму принимается предложение с глаголом в форме изъявительного наклонения, членами же парадигмы выступают предложения той же структурной модели, но с глаголом в других морфологических формах. Принцип построения парадигмы по изменению глагольных форм подвергся критике со стороны многих лингвистов, однако интерес к построению синтаксических парадигм не ослабевает и в настоящее время.

Самой полной является восьмичленная парадигма, куда входят следующие синтаксические формы предложения:

3 формы синтаксического индикатива:

1) синтаксическое настоящее – исходная, начальная форма.

2) синтаксическое прошедшее,

3) синтаксическое будущее;

5 форм синтаксических ирреальных наклонений:

1) сослагательное,

2) условное,

3) желательное,

4) побудительное,

5) долженствовательное.

N1 + Vf – полная парадигма (восьмичленная)

Синтаксический индикатив:

1. Мастер работает.

2. Мастер работал.

3. Мастер будет работать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: