ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОТПЕВАНИЕ «ПРОПУСКОМ В РАй»?




Интервью с архимандритом Августином (Пидановым)

— Человек, который пришел на отпевание, должен иметь хотя бы элементарное представление о том, что происходит в храме. Расскажите, пожалуйста, что такое отпевание? Откуда взялось это название?

— Отпевание — это специальное молитвенное чинопоследование (молитва к Богу), учрежденное Церковью, о прощении грехов души умершего человека. И правильнее было бы называть его «последованием мертвенным». В его состав входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. И поскольку больше половины молитв в нем поется, то в народе это чинопоследование было названо «отпевание».

В давние времена проведение его свидетельствовало о том, что усопший был знаком общине и священнику, и люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Сейчас, несмотря на то, что члены общины живут более разобщенно, смысл отпевания всё равно должен сохраняться. Если умерший был членом Православной Церкви, если он вел церковный образ жизни, исповедовался и причащался (хоть иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины, то Церковь может его напутствовать. Присутствующие на чинопоследовании христиане должны молиться и просить у Бога помощи душе отпеваемого.

— Почему обряд отпевания Вы называете чинопоследованием?

— Не следует считать отпевание всего лишь обрядом. В данном случае обрядом будет само погребение, но не отпевание. Очень часто люди говорят: «Участвовал

в обряде Крещения», «Совершили обряд Венчания» и т. д. Это неправильно. Ведь обряд — это только внешнее, символическое выражение сути верования. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, чтобы сделать его более понятным. Но за формой всегда стоит нечто большее.

Само слово «обряд» происходит от слова «обряжать», т. е. приводить в должный вид. Например, мы — русские священнослужители — во время церемоний обряжаемся в соответствии с церковными правилами в различные облачения. У греков или у каких-либо других православных народов эти облачения могут отличаться по форме, но суть чинопоследования, в котором священнослужители принимают участие, не изменится.

Или, например, священник при проведении таинства Венчания на словах «славой и честью венчай их» поднимает руки — это церемониальная, обрядовая сторона. Если он по ошибке или немощи не поднимет, а опустит руки, то ничего не изменится. То есть внешняя форма совершения может случайно измениться, но суть, которая именуется Таинством, останется той же.

То же самое можно сказать и о других обрядах, которые могут отличаться друг от друга по форме, но при этом будут иметь абсолютно идентичное содержание.

— Какая разница между отпеванием и панихидой? Их часто путают…

— Панихида — это просто заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, по обычаю — на третий день после смерти. Но может совершаться и до третьего дня после смерти, особенно если этого требуют объективные обстоятельства. В редких случаях совершается заочное отпевание в другое время после смерти.

— А что такое лития?

— Лития — завершающая часть панихиды. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление. Кстати, лития за близкого может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и простым мирянином.

— А что такое гражданская панихида?

— Гражданской панихиды не бывает. «Гражданская панихида» — это бессмысленное, нелепое нагромождение слов. Это примерно то же самое, что и «гражданский военный». Возникает вопрос: так он гражданский или военный? Ведь гражданских военных не бывает. В безбожные годы слово «панихида» украли из церковного словаря и приспособили под гражданские нужды.

На самом деле такое мероприятие было бы логичнее называть церемонией светского прощания. Или светской церемонией прощания с покойным.

— Где может происходить отпевание?

— Лучше всего и наиболее правильно если отпевание совершается в храме. Кстати, с давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон, читали по усопшему Псалтирь. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах. Раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий, но сейчас войны, слава Богу, нет! В редких случаях отпевание может совершаться и дома. Очень настороженно надо относиться к отпеваниям в моргах и крематориях*.

* Подробнее об отношении Православной Церкви к кремации читайте в книге «Человек умер. Что делать?» и на сайте memoriam.ru.

К сожалению, во многих крупных городах России и Украины в таких местах часто работают мошенники, которые просто надевают рясы, не являясь священниками на самом деле, или священники, которые не имеют права отпевать, так как запрещены к служению священноначалием**.

** Например, в Петербурге, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир распоряжением № 230 от 14 апреля 1997 г. запретил отпевание усопших в моргах на территории Санкт-Петербургской епархии и благословил совершать отпевание только в храмах.

Конечно, есть исключения. Например, клир храма Воскресения Христова на Семеновской отпевает покойных непосредственно в морге инфекционной клинической больницы № 2 г. Москвы, что обусловлено санитарными причинами.

— Но если всё же не удается избежать отпевания в морге или крематории, то как узнать настоящий ли там священник?

— Лучше всего позвонить в епархию и спросить, стоит ли в данном случае отпевать дорогого человека в этом месте, или же обратиться с просьбой об отпевании в ближайший храм.

— Расскажите, пожалуйста, вкратце о чинопоследовании: как оно проходит, какие существуют правила и ограничения?

— У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

Как я уже говорил, по традиции отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу — то в понедельник. Важно отметить, что в первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.

Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и Ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на его лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

— А для чего на лоб кладут венчик? Что он означает?

— В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Бумажный венчик — это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

— Во сколько обойдется родственникам умершего проведение отпевания?

— Это очень скользкий вопрос. Вообще в церкви никаких ценников быть не должно. Примерные суммы пожертвований — да, для удобства тех, кто хочет пожертвовать.

— В среде не понимающих сути религии людей распространено мнение, что отпевание — это своего рода «пропуск в рай». Многие считают, что, если усопшего отпели, то его похоронили «по-людски» и «душа теперь в раю, грехи прощены»! А если не отпели, то душа в рай не пошла, потому что ее туда не пустили.

— Это просто оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит и зачем Церковь молится Богу о прощении грехов умершего.

В то же время они верят в то, что если душу не отпеть, то она не будет должным образом погребена, или, как они еще иногда говорят, «не запечатана». То есть, по их представлению, душу умершего непременно нужно «запечатать». Видимо, их больное, воспаленное воображение рисует такую картину: душа вылезает наружу,

мечется, бедная, не хочет оставаться в новом мире, и ее нужно обязательно запечатать, чтобы она не вылезла! Закрыть ее где-то там, в темницах, в подземелье, на том свете, чтоб она тут не мешала и не портила нам жизнь! Вот уж на самом деле яркий пример совершенно дикого, языческого, немилосердного представления о человеческой душе.

Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее.

Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений.

Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в том числе и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит суд именно Он, а не мы.

И, самое главное, что надо понять, отпевание — это не автоматическое прощение грехов! После отпевания душа человека освобождается от обременявших ее грехов, в которых умерший при жизни покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, после чего душа его примиряется с Богом и ближними и затем отпускается в загробную жизнь.

— При каких обстоятельствах священник может отказать в отпевании?

— Он может отказать тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его. Или еще пример: покойный выражал при жизни желание, чтобы его в соответствии с его воинствующими антихристианскими убеждениями не отпевали, не вызывали священника и т. д. Но вот близкие и родственники, желая сделать лучше, по ложному «благочестию», могут прийти к собственному выводу о том, что заблуждавшегося при жизни покойного все-таки надо отпеть. Они считают, что душа этого бедного человека потом оценит эту «заботу» о ней.

— Отец Августин, а почему нельзя отпевать таких людей? Можно же на всякий случай отпеть, а там уж Бог разберется… Я, например, знаю несколько случаев, когда родственники пытались отпеть некрещеных…

— Тем, кто совершает подобное, хорошо бы понять, что Бог, Который есть Любовь, всегда готов принять и простить любого грешника и разбойника, как это было на Кресте. Но дело в том, что один разбойник каялся и сам просил у Господа: «Помяни меня, Господи», а второй продолжал хулить и не признавал Его. Этот преступник отвергал Бога, и это был его собственный ужасный выбор. То же самое происходит с душой неверующего, который при жизни смеялся над верой и отрицал Бога. Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни.

— Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и самоубийц?

— Пьяниц и наркоманов, только тех, кто старался исправиться, но не смог по причине сильной страсти, в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно. В эту категорию не входят люди, покончившие жизнь самоубийством. Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении, представив справку о психическом состоянии самоубийцы.

— А как должны поступать родственники самоубийц? Нередко они пытаются любым путем доказать, что суицидиент был сумасшедшим (хотя на самом деле тот был психически абсолютно здоров), чтобы получить разрешение на отпевание в епархиальном управлении.

— Человек жизнью и смертью засвидетельствовал свое отношение к Богу и Его Промыслу, имея свободную волю, он выступил против возможности исправить свои ошибки, познать милосердие и любовь Божию. Вместо этого человек лишает жизни свое тело, обрекая душу на зависимость от приобретенных страстей без возможности их вылечить, так как исправление души возможно лишь в этой, земной, жизни и только при помощи Божией, через церковные Таинства. То и другое человек отверг сознательно. Убив тело, человек показал отсутствие у него желания быть с Богом и жить вечно, обрек себя на вечную смерть. Церковь о таких душах не совершает поминовений. Однако остается возможность совершать молитвы дома, веря и надеясь на милосердие Божие к душе такого человека.

Поэтому в отпевании самоубийцы смысла нет. Можно ввести в заблуждение епархиальное управление или батюшку, но никто не в состоянии обмануть Бога. Стремление отпеть самоубийцу или неверующего любой ценой — безумие. Пусть Господь убережет их от этого. Оставим всё на Его Суд

— Но ведь среди неверующих встречаются неплохие люди… И многие из них уж точно лучше алкоголиков и наркоманов…

— Дело не в том, кто лучше. Просто в отпевании ярого атеиста нет никакого смысла. Что касается пьяниц, бандитов и наркоманов, то они могли быть слабыми или испорченными пороками людьми, но при этом в их душе жила надежда на исправление, на примирение с Богом. Да, страсти их бушевали, да, они во многом виноваты, но они признавали Бога. И Он Сам решит дальнейшую судьбу этих людей…

Воинствующие атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным.

— Вы сказали, что в отпевании того, кто не верит в Бога, смысла нет. И призвать к вере того, кто уже ушел в мир иной, тоже нельзя. Душа усопшего тоже сама уже не может изменить отношения к Богу… Что же делать родным и близким, которые хотят помочь своим неверующим умершим? Они же могут впасть в отчаяние?

— В отчаяние впадать не надо. В первую очередь, чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу. Мы должны жить по Его заповедям, делать то, что Он нам заповедал, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости (в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь). Ради грешной души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться и тем самым примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить, что Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

— Что надо делать тем, кто присутствует на отпевании, чтобы помочь душе усопшего?

— Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом.

— Обычно люди думают, что любят своих близких. Но эта любовь очень редко подтверждается делами…

— Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Я бы рекомендовал почитать почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически, а стараться понимать то, о чем читаешь. Можно читать дополнительно Акафист об упокоении усопших. Его тоже следует читать после того, как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе.

Конечно, это не универсальное правило и в каждом случае желательно посоветоваться со своим священником. Но читать эти дивные молитвы надо не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем вы их читаете.

По возможности, необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные проявления скорби, будет настоящим показателем нашей любви к умершему.

— Многие считают, что на отпевании главное – заплатить и постоять… И очень часто люди в храме на самом деле скучают, смотрят по сторонам…

— Да, картина, к сожалению, нередкая. Когда человек приходит в храм, он должен помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминки нужны для молитвы. А искренне молятся обычно не малознакомые люди и не давние соседи, а те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди. Я считаю, что на отпевание должны приходить только те люди, которые переживают за душу умершего. Обычно это дети, сестры, братья, родители, супруги, самые близкие родственники и друзья. Эти люди обязательно должны любить покойного и молиться. И совершенно бессмысленно приглашать просто знакомых и даже малознакомых — то есть тех, кто будет просто томиться и скучать. Важна не пышность и «статусность» отпевания, а исполнение того, чего желает сам усопший. А он желает одного — искренности, теплоты любви и молитвы. Всего того же, чего обычно люди желают и при земной жизни.

Во-вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и следили за тем, что поет хор. Если нет текста, то можно просто внимательно слушать. А что он поет? Временами он поет от лица того, кто пропеть сам уже не может — то есть самого умершего. От лица новопреставленного зачитываются древние стихиры потрясающего содержания: «Помолитесь обо мне!», «Придите, дайте мне последнее целование»...

Во время чинопоследования постарайтесь представить, как сейчас нужна душе молитва, как она хочет, чтобы все за нее помолились. Для нее открылся новый мир, ей нужна поддержка, а она сама не может молиться за себя. И душа обращается к нам, просит молитв, но мы ее не слышим!

Но если мы немного соберемся и сосредоточимся, хотя бы на мгновение прислушаемся к песнопениям, то поймем, о чем там идет речь. И понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

Ну а в-третьих, осмысленное присутствие на этом чи-нопоследовании приносит огромную пользу человеку, который пришел на отпевание.

— Какую именно?

— Человек задумывается о своей жизни, о ее смысле, о ее финале. Это крайне важный момент. Ведь мы все живем в суете и стараемся на эти темы не думать. А между тем эти темы крайне важны для любого человека. Участие в отпевании позволяет остановиться на несколько минут и посмотреть внутрь себя. В этот момент перед нами не только близкий человек, душа которого отошла к Богу, но и образ нашего собственного будущего, нашей смерти. И вот тут человек, присутствующий на отпевании, может задуматься о том, Кто ждет его в Вечности и как менять свою жизнь, чтобы неминуемая встреча с Богом не превратилась в муки.

— Однако на отпевании далеко не все задумываются о своей смертности. Почему так происходит?

— Сознание неверующего человека устроено таким парадоксальным образом, что смерть других ему кажется хоть и прискорбным, но совершенно последовательным фактом, логичной закономерностью. При этом он не допускает мысли о том, что то же самое может произойти и с ним. А если и допускает, то старается не обращать на это внимания, не пропускает эту мысль через себя. Сознание безбожника становится таким потому, что оно вне Бога, оно не может видеть даже настоящее, а тем более — такое «ужасное» будущее. Страх и ложное ощущение исключительности блокируют у таких людей понимание конечности своего бытия в этом мире.

— В наше время люди часто стараются скрыть тело усопшего, как можно быстрее провести похороны и забыть о них. То есть как можно скорее избавиться от воспоминаний о смерти…

— Это традиция проникла к нам с Запада, где пытаются убрать или замаскировать всё, что портит жизнь, мешает получать удовольствие от нее. В Европе и в Америке сейчас принято сразу избавляться от мертвых тел, скрывая их в моргах. И даже традиции поминок и панихид постепенно отходят там в прошлое. Люди, стоящие за моделированием безбожного и безнравственного общества потребления, смогли навязать населению западных стран ложную мысль, что весь этот, как они его называют, «негатив», деструктивно влияет на сознание человека. И человек не знает, что такое смерть, не думает о ней, не готовится к ней. То есть человек живет в мире с искаженной реальностью, где ему навязывают иллюзию отсутствия смерти. Но реальность такова, что человек всё равно сталкивается со смертью. И он совершенно к ней не подготовлен. Эта трагедия потрясает все его представления о жизни и вводит в состояние горя. А ведь если разбираться, то ничего особенного не случилось. Просто разбились эти навязанные обществом потребления розовые очки.

— А зачем потребительскому обществу навязывают иллюзию бессмертия? Почему оно так боится упоминания о смертности человека?

— Причин у этого много. Одна из них очевидна. Карусель из сменяющих друг друга моделей бытовой техники, машин, дач, других материальных ценностей выгодна только тем, кто их производит. Производители стараются любыми способами продать свою продукцию и ради этого пытаются «подсадить» своих потенциальных жертв «на иглу» бесконечного потребления. С этой же целью они разрушают традиционные ценности, навязывая людям так называемые либеральные ценности. Жизнь строится так, чтобы увести от духовных ценностей в мирские, забыть о Боге и о своей душе. Бездумное потребление материальных благ развивает в человеческой душе страсти и делает ее неспособной быть с Богом. Вот главная задача: через стремление к материальным излишествам и удовольствиям всякое стремление к Богу превращается в формальные традиции. А понимание того, что человек смертен, очень им мешает в этом. Если человек задумается о своей смертности, то он рано или поздно откажется от безумного потребления. Какой смысл копить и покупать, если ты ничего из этой жизни не унесешь? Вот этого-то производители материальных ценностей и боятся.

 

— Некоторые психологи утверждают, что вид мертвого тела вредит детской психике. Поэтому многие родители пытаются оградить детей от похорон и поминок.

— Эти психологи не правы, они забывают, что на протяжении столетий дети присутствовали на похоронах родственников, друзей, односельчан. Раньше люди жили общинно, большими селами. И покойников хоронили всем миром. А похороны в больших деревнях случались очень часто. И дети не боялись, а понимали, что смерть — это часть жизни. И с психикой у них было всё в порядке. Дети вырастали, потом всю жизнь трудились, воспитывали уже своих детей. И психика у них, в отличие от современных детей, была куда более крепкой. И психологов тогда тоже не было, люди сами прекрасно справлялись с проблемами.

Ужасно, что смерть стали прятать от детей. Во-первых, они пугаются, потому что чувствуют, что от них скрывают что-то важное. Когда взрослые мямлят что-то типа «дедушки больше нет, и видеть тебе этого не надо», а сами

при этом рыдают, для ребенка понятие «смерть» становится ужасом. И конечно, он не воспринимает ее как часть жизни или рождение в Вечность. Ребенок начинает воспринимать смерть как катастрофу. А ведь ему придется в жизни много раз с ней столкнуться, и не только с чужой, но и с подготовкой к собственной смерти. И те ложные представления, которые навязали ему в детстве родители, когда скрывали от него покойных, очень плохо отразятся на его психическом состоянии.

Подобный случай прекрасно описал митрополит Антоний Сурожский.

«В небольшом английском городке после долгих лет страдания скончалась старушка. Ее сын и невестка были моими друзьями, и я приехал к ним сразу же, как только узнал об этом. И вот вижу: все сидят в гостиной, а внуков нет.

— Где же дети?

— Мы их услали из дома. Как же им быть в одном доме с мертвой бабушкой? Ведь это может потрясти на всюжизнь, они будут душевно больны!

После долгих споров я все-таки добился, чтобы детей вернули домой... Я взял их (мальчику было лет пять, девочке — семь); мы вошли в комнату бабушки; в комнате царила та торжественная тишина, которая окружает усопшего. Девочка посмотрела в лицо своей бабушки, которую годами видела в страдании: морщины расправились, лицо светлое, спокойное, удивительно красивое, — сказала: «Так, значит, это смерть!..» А мальчик прибавил: «Как прекрасно!». Разве это не более здоровое начало в восприятии того, что такое смерть, чем ужас?.. И ведь если бы я не показал им бабушку, лежащую в дивном покое, они всю жизнь думали бы, что смерть — это неизъяснимый ужас растерзанного тела, измученного, изуродованного»*.

* Митрополит Сурожский Антоний. Проповедь о красоте погребального обряда в России.

Еще раз подчеркну, что ребенок обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок для самих себя и для своих детей! Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.

— Отец Августин, а существует ли заочное отпевание?

— Раньше вообще не было такого понятия, как «заочное отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия и другие обстоятельства, при которых люди погибали, но их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания. Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же заочное отпевание встречается неоправданно часто. И говорит это только об одном — об отношении к усопшему его родственников, которым лень везти покойного в храм или батюшку привезти на место погребения либо домой. Если человек любит своего близкого и хочет по-христиански его похоронить, то нужно это делать по традиционным правилам Церкви.

— Что делать родственникам в тех случаях, когда они точно не знают — отпевался покойный или нет? Например, родственник умер давно, и его близкие не имеют точных сведений о том, отпели его или нет. Как быть в таком случае? Оправдано ли заочное отпевание?

— Я, например, тоже точно не знаю, все ли мои предки до десятого колена отпеты! И что же, если я не знаю, то неужели теперь должен их всех подряд отпевать? Это будет не только очень долго, но и смешно. Смысла в этом нет никакого. Ведь, как мы уже знаем, само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии и не является «пропуском в рай». Христианин обязан молиться за всех своих предков — это его долг. Так что если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.

— Иногда люди, присутствующие на отпевании, бывают смущены тем, что священник отпевал формально — без чувства, невнятно. А зачастую — и стремительно быстро, без молитвенной сосредоточенности. Некоторые считают, что Бог не слышит таких молитв…

— Бог слышит любые молитвы. И, как я уже говорил, молитвы священника являются важными, но далеко не определяющими. Пусть присутствующие в храме люди вместо того, чтобы осуждать священника, сосредоточатся на своей молитве. Таким образом они компенсируют его «формализм». Кроме того, в этих случаях хорошо бы еще помолиться и за самого священника.

Стоит помнить и о том, что быстрое отпевание не всегда говорит о бездушии или невнимательности священника. Иногда он просто не может уделить больше времени на проведение этого чинопоследования. Однажды со мной случилось такое. Отпевание было назначено на 11 часов утра, но родственники покойного по каким-то причинам задержались и не приехали вовремя. И тут мне звонит плачущая мама одного умирающего больного и буквально умоляет приехать и причастить его перед смертью. Я беру Дары, выхожу из алтаря… и вижу, что опоздавшие вошли в храм, уже поставили гроб на табуретки и ждут. В общем, в тот раз мне пришлось отпевать умершего очень быстро. Потом я обратился к родственникам с пятиминутной проповедью, затем попросил у них извинения и сказал, что срочно бегу причащать того, кто сейчас стоит пред вратами Вечности. К больному я успел как раз вовремя: причастил и исповедовал его, а через несколько минут он отошел в другой мир. Мне становится страшно, когда я думаю о том, что мог бы и не успеть…

Так что надо относиться с пониманием к ситуации, в которой оказывается священник, и не придавать форме совершения чинопоследования такого большого значения. Лучше сконцентрироваться на сути молитвы. И конечно, необходимо ясно понимать, что краткость, формальное отношение, отсутствие молитвенного чувства на отпевании не делает само чинопоследование недействительным. Отпевание свершается в любом случае, и Бог принимает его.

— Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными? В народе считается, что «индивидуальное» отпевание приносит гораздо больше пользы душе умершего.

— Это всё ложные суеверия. Никакой разницы нет. В Первую мировую войну священники отпевали у братских могил тысячи павших воинов! Разве это было неполноценное чинопоследование? Или, может быть, его надо было разделить по числу отпеваемых? Всё это неверно. Нам надо помнить о том, что Господь всегда слышит наши молитвы. И значит, самое важное в отпевании — это настроение и усердие, с которым мы молимся об усопшем. Так что лучше смотреть в свое сердце, а не думать о нелепых суевериях.

— Итак, мы выяснили, что отпевание не является «пропуском в рай». А может ли душа попасть на Небеса без отпевания?

— Давайте вспомним о том, что в первые столетия христианства этого чинопоследования в том виде, как оно есть сейчас, не существовало. И именно тогда жило огромное количество подвижников веры, святых людей, Отцов Церкви. Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом.

А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая диким зверям на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И было не до отпеваний. Давайте вспомним и новомучеников прошлого, ХХ века, которых расстреливали сотнями. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является важным для нас. Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.

— На отпевании священники облачаются в одежды, которые одевают только по большим праздникам. Получается довольно большой контраст между черными траурными одеяниями родных и близких и белыми ризами священников…

— В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в жизни вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.

Отмечу, что само чинопоследование отпевания также носит не скорбный, а трогательный и торжественный характер. Отпевание не допускает разрывающего отчаяния и безнадежной скорби. Вера, надежда и любовь — вот основа отпевания.

Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. Вспомните, что на отпевании люди держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет — это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом...

Прежде чем настраиваться на безутешную скорбь по усопшему, давайте вспомним о моменте, когда Христос стоял перед лицом Своей смерти. Он сказал ученикам: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» (Ин. 14: 28).

Представляете? Когда Господь покидает этот мир, Он говорит о радости, которую люди должны испытывать за Него! Может быть, нам стоит попытаться понять эти слова? Может быть, нам стоит не только услышать, но и понять сердцем следующее высказывание: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не сорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4: 13). Почему апостол призывает нас «не убиваться горем»? Потому что перед нами не смерть, а начало вечной жизни. И об этом мы очень часто забываем во время похорон и отпевания.

В заключение процитирую еще раз митрополита Антония Сурожского, который сказал: «Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, — жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека, и он приходит домой»*.

* Митрополит Сурожский Антоний. Православие и Западный мир (радиобеседа, прозвучавшая в русской религиозной программе Би-Би-СИ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: