Разделы дисциплины и виды занятий




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ВГУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

 

педагогики и педагогической психологии

________________ Бережная И.Ф.

подпись

05.09.2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.4.2 Педагогика

Код и наименование дисциплины в соответствии с Учебным планом

  1. Шифр и наименование направления подготовки / специальности:

04.03.01 Химия

________________________________________________________________________

  1. Профиль подготовки / специализация/магистерская программа:

 

  1. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

4. Форма обучения: очная

5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:

педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии

6. Составители программы:

Кривотулова Елена Владимировна, канд. пед. наук, доцент

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

. Рекомендована:

научно-методическим советом факультета философии и психологии,

протокол от 05.09. 2017, № 1400-07

(наименование рекомендующей структуры, дата, номер протокола)

 

8. Учебный год: 2017 /2018 Семестр(ы): 6

 

9. Цели и задачи учебной дисциплины:

Цель изучения учебной дисциплины - содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра в области биологического образования через изучение основных закономерностей процессов воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; вооружить студентов знаниями, умениями, необходимыми для самопознания, развития познавательной и личностной сфер, необходимых студенту для личностного роста.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

вооружить будущего бакалавра знаниями строения знаниями теории обучения и воспитания, определяющими практическое применение этих знаний в своей профессиональной деятельности;

овладение понятийным аппаратом педагогики;

раскрытие внутреннего единства и специфики образовательного процесса;

раскрытие сущности и структуры педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях;

овладение технологией дискуссии и преподавания (в установленном порядке) основ биологии;

использование знаний основ психологии и педагогики в преподавании биологии

приобретение опыта организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности.

10. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина Б1.Б.4.2 «Педагогика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу базовой части бакалавриата направления

Химия.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по философии, истории, культурологии, психологии.

У студентов должны быть сформированы компетенции:

приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);

использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);

критически анализирует, переоценивает свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готов изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);

демонстрирует способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);

заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);

умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Знания:

методологические основы научного познания;

Умения:

понимать принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;

самостоятельно работать с различными источниками информации;

Владения:

моральными нормами и основами нравственного поведения;

навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками исследовательской работы.

 

11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

а) общекультурные (ОК)

следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);

использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);

критически анализирует, переоценивает свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готов изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);

демонстрирует способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);

проявляет творческие качества (ОК-14);

правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15);

заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);

умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18).

 

б) профессиональные (ПК):

умеет вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии (ПК-14);

использует знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии (ПК-22);

занимается просветительской деятельностью среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (ПК-23).

 

12. Структура и содержание учебной дисциплины

12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — ЗЕТ2 / 72 часа

Виды учебной работы

Вид учебной работы Трудоемкость (часы)
Всего В том числе в интерактивной форме По семестрам
  6сем. …..
Аудиторные занятия   - -    
в том числе: лекции   - -    
практические - - - -  
лабораторные - - - -  
Самостоятельная работа   - -    
Итого:   -      
Форма промежуточной аттестации зачет   зачет  

 

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
1. Введение в педагогическую деятельность   Общая характеристика педагогической профессии. Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Сущность, структура, уровни педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Модели педагогической деятельности. Их характеристика. Профессионально- педагогические умения и компетентность современного педагога. Инновационная направленность педагогической деятельности. Стили и виды направленности личности педагога. Профессионально-педагогическая культура учителя. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры. Педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Стили педагогического общения. Стратегии педагогического взаимодействия. Феномены педагогического взаимодействия. Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия. Педагогическая ситуация. Различные классификации педагогических ситуаций. Технология решения педагогической ситуации.
  Общие основы педагогики Педагогика в системе наук о человеке. Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками и ее структура. Методология и методы педагогических исследований Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога. Общенаучный уровень методологии педагогики. Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования Развитие, социализация и воспитание личности. Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации и формирования личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Целостный педагогический процесс. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Сущность, структура и функции педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Педагогическая система. Общая характеристика системы образования. История педагогических учений Общий взгляд на педагогику и школу в новое время. Педагогические идеи нового времени (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский и др) Общий взгляд на педагогику и школу в новейшее время. Педагогические идеи новейшего времени (М. Монтессори, Дж. Дьюи, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, С.Т. Шацких и др.)  
3. Теория обучения   Обучение в целостном педагогическом процессе. Обучение как способ организации педагогического процесса. Структура и функции процесса обучения. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Виды обучения и их характеристика. Закономерности и принципы обучения. Современные дидактические концепции. Характеристики основных концепций развивающего обучения. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения. Содержание образования как основа базовой культуры личности. Сущность содержания образования и его исторический характер. Государственный образовательный стандарт и его функции. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Перспективы развития содержания общего образования. Формы обучения. Организационные формы и системы обучения. Характеристика основных форм учебного процесса в школе. Классно-урочная система в истории школы: ее признаки и дальнейшее развитие. Урок как основная форма обучения. Типология, структура уроков. Современный урок, его особенности. Анализ урока. Методы обучения. Активные и интерактивные методы обучения. Дидактические средства обучения. Понятие о средствах обучения и их сущность. Классификация средств обучения. Электронные средства обучения. Педагогическая диагностика. Контроль в процессе обучения. Контроль и его виды, формы проверки знаний. Средства преодоления неуспеваемости учащихся.
4. Теория и методика воспитания Воспитание в целостном педагогическом процессе. Цели и задачи современного воспитания. Результаты воспитания. Воспитательный процесс и его характеристика. Структура воспитательного процесса. Критерии эффективности воспитательного процесса. Понятие поликультурного воспитания и воспитания на протяжении жизни. Новые направления и модели воспитания в мировой и отечественной практике. Закономерности и принципы современного воспитания. Общие методы воспитания. Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Формы организации воспитательного процесса. Воспитательные системы. Структура и этапы развития воспитательной системы. Зарубежные и отечественные воспитательные системы. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Система деятельности классного воспитателя. Сущность и основные задачи работы классного руководителя. Основные функции и содержание работы классного руководителя. Критерии оценки работы классного руководителя.
5. Современная система образования Характеристика системы образования в России. Тенденции развития образования в России и за рубежом. Понятие системы образования. Основные звенья системы образования и их характеристика: дошкольное образование, начальное общее, основное, среднее (полное) общее образование, профессиональное образование. Дополнительное образование. Детские и молодежные общественные объединения. Инновации в системе образования.  

Междисциплинарные связи

№ п/п Наименование дисциплин учебного плана, с которым организована взаимосвязь дисциплины рабочей программы № разделов дисциплины рабочей программы, связанных с указанными дисциплинами
1. История  
2. Философия  
3. Культурология  
4. Социология  
  Психология  
5. Методика преподавания биологии  

Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Виды занятий (часов)
Лекции Практические Лабораторные Самостоятельная работа Всего
1. Введение в педагогическую деятельность   - -    
2. Общие основы педагогики   - -    
3. Теория обучения   - -    
4. Теория и методика воспитания   - -    
5. Современная система образования   - -    
  Итого по курсу:   - -    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: