ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
педагогики и педагогической психологии
________________ Бережная И.Ф.
подпись
05.09.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.4.2 Педагогика
Код и наименование дисциплины в соответствии с Учебным планом
- Шифр и наименование направления подготовки / специальности:
04.03.01 Химия
________________________________________________________________________
- Профиль подготовки / специализация/магистерская программа:
- Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
4. Форма обучения: очная
5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:
педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии
6. Составители программы:
Кривотулова Елена Владимировна, канд. пед. наук, доцент
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
. Рекомендована:
научно-методическим советом факультета философии и психологии,
протокол от 05.09. 2017, № 1400-07
(наименование рекомендующей структуры, дата, номер протокола)
8. Учебный год: 2017 /2018 Семестр(ы): 6
9. Цели и задачи учебной дисциплины:
Цель изучения учебной дисциплины - содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра в области биологического образования через изучение основных закономерностей процессов воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; вооружить студентов знаниями, умениями, необходимыми для самопознания, развития познавательной и личностной сфер, необходимых студенту для личностного роста.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
вооружить будущего бакалавра знаниями строения знаниями теории обучения и воспитания, определяющими практическое применение этих знаний в своей профессиональной деятельности;
овладение понятийным аппаратом педагогики;
раскрытие внутреннего единства и специфики образовательного процесса;
раскрытие сущности и структуры педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях;
овладение технологией дискуссии и преподавания (в установленном порядке) основ биологии;
использование знаний основ психологии и педагогики в преподавании биологии
приобретение опыта организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности.
10. Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина Б1.Б.4.2 «Педагогика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу базовой части бакалавриата направления
Химия.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по философии, истории, культурологии, психологии.
У студентов должны быть сформированы компетенции:
приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);
использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);
критически анализирует, переоценивает свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готов изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);
демонстрирует способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);
заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);
умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Знания:
методологические основы научного познания;
Умения:
понимать принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;
самостоятельно работать с различными источниками информации;
Владения:
моральными нормами и основами нравственного поведения;
навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками исследовательской работы.
11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
а) общекультурные (ОК)
следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);
приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);
использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);
критически анализирует, переоценивает свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готов изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);
демонстрирует способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);
проявляет творческие качества (ОК-14);
правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15);
заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);
умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18).
б) профессиональные (ПК):
умеет вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии (ПК-14);
использует знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии (ПК-22);
занимается просветительской деятельностью среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (ПК-23).
12. Структура и содержание учебной дисциплины
12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — ЗЕТ2 / 72 часа
Виды учебной работы
Вид учебной работы | Трудоемкость (часы) | ||||
Всего | В том числе в интерактивной форме | По семестрам | |||
6сем. | ….. | ||||
Аудиторные занятия | - | - | |||
в том числе: лекции | - | - | |||
практические | - | - | - | - | |
лабораторные | - | - | - | - | |
Самостоятельная работа | - | - | |||
Итого: | - | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет | -т | зачет |
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
1. | Введение в педагогическую деятельность | Общая характеристика педагогической профессии. Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Сущность, структура, уровни педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Модели педагогической деятельности. Их характеристика. Профессионально- педагогические умения и компетентность современного педагога. Инновационная направленность педагогической деятельности. Стили и виды направленности личности педагога. Профессионально-педагогическая культура учителя. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры. Педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Стили педагогического общения. Стратегии педагогического взаимодействия. Феномены педагогического взаимодействия. Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия. Педагогическая ситуация. Различные классификации педагогических ситуаций. Технология решения педагогической ситуации. |
Общие основы педагогики | Педагогика в системе наук о человеке. Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками и ее структура. Методология и методы педагогических исследований Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога. Общенаучный уровень методологии педагогики. Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования Развитие, социализация и воспитание личности. Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации и формирования личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Целостный педагогический процесс. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Сущность, структура и функции педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Педагогическая система. Общая характеристика системы образования. История педагогических учений Общий взгляд на педагогику и школу в новое время. Педагогические идеи нового времени (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский и др) Общий взгляд на педагогику и школу в новейшее время. Педагогические идеи новейшего времени (М. Монтессори, Дж. Дьюи, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, С.Т. Шацких и др.) | |
3. | Теория обучения | Обучение в целостном педагогическом процессе. Обучение как способ организации педагогического процесса. Структура и функции процесса обучения. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Виды обучения и их характеристика. Закономерности и принципы обучения. Современные дидактические концепции. Характеристики основных концепций развивающего обучения. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения. Содержание образования как основа базовой культуры личности. Сущность содержания образования и его исторический характер. Государственный образовательный стандарт и его функции. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Перспективы развития содержания общего образования. Формы обучения. Организационные формы и системы обучения. Характеристика основных форм учебного процесса в школе. Классно-урочная система в истории школы: ее признаки и дальнейшее развитие. Урок как основная форма обучения. Типология, структура уроков. Современный урок, его особенности. Анализ урока. Методы обучения. Активные и интерактивные методы обучения. Дидактические средства обучения. Понятие о средствах обучения и их сущность. Классификация средств обучения. Электронные средства обучения. Педагогическая диагностика. Контроль в процессе обучения. Контроль и его виды, формы проверки знаний. Средства преодоления неуспеваемости учащихся. |
4. | Теория и методика воспитания | Воспитание в целостном педагогическом процессе. Цели и задачи современного воспитания. Результаты воспитания. Воспитательный процесс и его характеристика. Структура воспитательного процесса. Критерии эффективности воспитательного процесса. Понятие поликультурного воспитания и воспитания на протяжении жизни. Новые направления и модели воспитания в мировой и отечественной практике. Закономерности и принципы современного воспитания. Общие методы воспитания. Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Формы организации воспитательного процесса. Воспитательные системы. Структура и этапы развития воспитательной системы. Зарубежные и отечественные воспитательные системы. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Система деятельности классного воспитателя. Сущность и основные задачи работы классного руководителя. Основные функции и содержание работы классного руководителя. Критерии оценки работы классного руководителя. |
5. | Современная система образования | Характеристика системы образования в России. Тенденции развития образования в России и за рубежом. Понятие системы образования. Основные звенья системы образования и их характеристика: дошкольное образование, начальное общее, основное, среднее (полное) общее образование, профессиональное образование. Дополнительное образование. Детские и молодежные общественные объединения. Инновации в системе образования. |
Междисциплинарные связи
№ п/п | Наименование дисциплин учебного плана, с которым организована взаимосвязь дисциплины рабочей программы | № разделов дисциплины рабочей программы, связанных с указанными дисциплинами |
1. | История | |
2. | Философия | |
3. | Культурология | |
4. | Социология | |
Психология | ||
5. | Методика преподавания биологии |
Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Виды занятий (часов) | ||||
Лекции | Практические | Лабораторные | Самостоятельная работа | Всего | ||
1. | Введение в педагогическую деятельность | - | - | |||
2. | Общие основы педагогики | - | - | |||
3. | Теория обучения | - | - | |||
4. | Теория и методика воспитания | - | - | |||
5. | Современная система образования | - | - | |||
Итого по курсу: | - | - |