Многообразие самосбывающихся пророчеств




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет Менеджмента

Эссе по социологии

На тему

Средства массовой информации и общественное мнение:

«Самосбывающиеся пророчества»

Москва 2012

Оглавление

1)Введение_ 3

2) Самосбывающиеся пророчества как неотъемлемая часть жизни общества.Возникновение данного феномена_ 4

3)Многообразие самосбывающихся пророчеств_ 6

4) Самосбывающиеся пророчества в исторической ретроспективе_ 8

а)Миф об Эдипе _ 8

б) Эффект Пигмалиона _ 8

5)Самосбывающиеся пророчества в различных сферах жизни общества_ 10

а)Биржевые сделки и политические выборы_ 10

б) СМИ и интернет 11

в)Самосбывающиеся пророчества и институт семьи _ 11

6) Степень влияния на жизнь общества_ 13

7) Заключение_ 15

Список использованной литературы: 16


Введение

Желание узнать что же будет в будущем было всегда присуще обществу, и не важно что это: глобальные прогнозы на будущее, такие как предсказания Ванги, Нострадамуса, или самые обычные прогнозы относительно роста курса валют, результата олимпийских игр. Мало того, все действия людей ориентированы на будущее и весь ход их развития- это своеобразная попытка воплотить то что скоро произойдет именно сейчас. Но все же в результате чего сбываются все эти пророчества? Можно ли доказать объективность данного феномена? Или же все таки в большей степени влияет реакция людей на эти прогнозы, те действия, которые они принимают из-за них? Я хотела бы рассмотреть роль самосбывающихся предсказаний в общественной жизни, то влияние, которое они оказывают на процессы, протекающие в обществе.

В зависимости от того как общество реагирует на какое либо предсказание, прогноз относительно события в определенной сфере жизни, то эта реакция может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние, а для того чтобы понять как же все-таки избежать его отрицательных последствий, я считаю что прежде всего нужно рассмотреть само появление данного феномена.

«Когда объект или цель уже существуют в виде мысли, его реализация в осязаемой и видимой форме только вопрос времени. Видение всегда предшествует осуществлению.»

Лиллиан Уайтинг

2) Самосбывающиеся пророчества как неотъемлемая часть жизни общества.Возникновение данного феномена

Самосбывающееся пророчество – это один из интереснейших, с моей точки зрения, социальных феноменов рассмотренных известным американским социологом Р.Мертоном. Данный эффект был открыт достаточно давно, но именно Роберт Мертон впервые привлек к нему внимание в статье «The Self-Fulfilling Prophecy»[1], которая выходит в журнале «Antioch Review» летом 1948 года, позднее более подробно понимание данного феномена было раскрыто в 1968 году в работе «Социальная теория и социальная структура»[2]. Название, идею самосбывающееся пророчества Мертон развил благодаря теореме, считающейся классической в социологии, принадлежавшей Уильяму Томасу:«Ситуации, определяемые людьми как реальные, реальны по своим последствиям»[3]. Данное утверждение наиболее точно раскрывает саму суть самосбывающихся предсказаний. То есть особой спецификой самосбывающихся пророчеств является наличие обратной связи между субъектом и объектом, которая в итоге и приводит к осуществлению прогноза в жизнь или же к его саморазрушению, то есть предсказание о будущем влияет на само будущее.

Данный феномен рассматривается как в психологической, так и в социологической науке, но следует различать его рассмотрение с этих двух разных точек зрения. Итак, Р.Мертона интересовала именно социологическая сторона.

Я считаю, чтобы не путать эти две грани самосбывающегося пророчества, стоит рассмотреть понимание предсказаний с точки зрения психологии и социологии. Так, если рассматривать феномен самосбывающихся пророчеств в психологическом контексте, то в первую очередь стоит сказать о том, что именно сам человек в большинстве случаев является причиной исполнения предсказаний, очень часто формируемых им же, а не навязываемых внешними источниками. Так, в психологии рассматриваются функции, механизм самоисполняющихся пророчеств, их влияние именно на самого индивида. В социологии же все, как мне кажется процесс намного сложнее. Самосбывающиеся пророчества рассматриваются уже для общества: влияние их на семью, как ячейку общества или же население всей страны. В социологии последствия самосбывающихся пророчеств намного значительней в большинстве случаев, чем если бы мы наблюдали их в психологии, для одного человека.

Так, в качестве доказательства своей гипотезы самоисполняющихся пророчеств Мертон приводит крах Нового национального банка[4]. Не смотря на достаточно стабильное положение, главной причиной внезапного банкротства банка послужил слух о его неплатежеспособности, который достаточно быстро «разошелся» среди населения, что в итоге привело к тому, что каждый вкладчик постарался поскорей изъять свои финансовые вложения. То есть в данном случае слух о неплатежеспособности стал своеобразным «предсказанием» о будущем банка, что привело к панике среди вкладчиков и исполнению данного предсказания. На основании данного примера также хотелось бы еще раз обратить внимание на одну из специфичных черт данного феномена: в зависимости от положительной или же отрицательной реакции общественных сил на данное предсказание, оно может самоосуществится или же саморазрушиться.

«Философы лишь различным образом объясняли мир,но дело заключается в том,чтобы изменить его»

Карл Маркс.

Многообразие самосбывающихся пророчеств

Градация самосбывающихся пророчеств настолько обширна, что можно привести огромное количество примеров иллюстрирующих данный феномен. Но прежде всего, хотелось разобраться, как же все таки проявляется данный феномен в обществе, что же все таки способствует его осуществлению?

Можно сказать, что подобно мифу[5] в древности, самосбывающееся пророчество формируется за счет массового сознания, то есть образуется в обществе. Так, Т.Лессингом понятие мифов было определено следующим образом: «познавательные акты, которые, не будучи отражением минувшей действительности, выражают действительность, присутствующую в настоящем, и являются мифами». Итак, как уже было сказано ранее между самосбывающимися пророчествами и массовым сознанием существует взаимосвязь: существование данного феномена самосбывающихся пророчеств поддерживается массовым сознанием, массовое сознание отчасти опирается на данный феномен. В зависимости от исторической эпохи, определенных условий социальной действительности можно говорить о степени актуализации двух данных феноменов, их соотношения. Предсказания, возникающие в обществе, в итоге объективируются в какой либо миф, а в массовом сознании формируется определенное общественное мнение. Но конкретные прогнозы, возникающие в обществе, являются неотъемлемым компонентом структуры массового сознания, а также можно отметить их проявление, с точки зрения психологии, на всех его уровнях: коллективном бессознательном, эмоционально чувственном, смыслосозидающем.[6]

Очень большую роль в распространении и укреплении самосбывающихся пророчеств в массовом сознании играет групповое подкрепление. Групповое подкрепление[7] - социальный феномен, процесс, благодаря которому прочное убеждение внутри какой-либо социальной группы формируется посредством повторения некоторого утверждения (пророчеств, предсказаний) членами этой группы. Процесс происходит вне зависимости от того, были ли проведены соответствующие исследования или подтверждено ли достаточными эмпирическими данными создаваемое убеждение. К примеру это может быть миф, прогноз, сплетни, слухи, стереотипы и т.д. То есть механизм самосбывающихся пророчеств берет свое начало именно с этого процесса, групповое подкрепление способствует осуществлению пророчеств, предсказаний. Таким образом, истинность теоремы Томаса определяется базовой единицей социологического анализа - коммуникацией.

Но если все события, происходящие в обществе люди способны предсказать, то тогда зачем нужна наука как таковая? Зачем нужны научные эксперименты, исследования? Можно ли предположить, что современное общество способно обойтись без науки? Конечно, это возможно, но если искоренить понятие науки из массового сознания, то тогда мы уже получим не информационное общество, представителями которого мы являемся, а традиционное, в котором главная роль отводится именно мифам, пророчествам, предсказаниям[8].То есть в данном типе общества, люди слепо верят во все бытующие феномены и они же являются объяснением всех событий происходящих в их жизни. Предсказание, как и гадание, предчувствие, с глубокой древности было востребовано. Таким феноменам уделялось огромное количество времени, даже создавались профессиональные институты предсказания, существовали специально обученные гадатели. То есть общественное сознание было полностью поглощено феноменом пророчеств. В традиционном смысле предсказание – это предвидение будущих событий. Но как, ни странно, нельзя утверждать, что все эти предсказания строились на определенной разумной основе, поэтому и нельзя относиться к ним слишком серьезно. Для того чтобы понять различия общественных процессов прошлого и настоящего, нужно рассмотреть эффекты, порождаемые феноменом самоисполняющихся пророчеств. В соответствии с концепцией Жоржа Сореля, социальный миф - это представление о будущем и о силе, которая способна побудить действие людей и склонить их предпринять усилия к переустройству существующего мира. Вопрос о том осуществятся ли высказанные, к примеру, пророком предсказания, часто решался силой их воздействия на массовое сознание. Высказывание Сореля наиболее точно отражает главную мысль данного вопроса: "Совсем неважно знать, какой из мелочей, составляющих мифологическую концепцию, суждено осуществиться в ходе исторических событий... На эти мифы надо смотреть как на средство воздействия, на настоящее,... Для нас важна вся совокупность мифологической концепции, отдельные ее части важны лишь постольку, поскольку они позволяют рельефнее выступать заключающейся в ней идее".

Но также, помимо самосбывающегося пророчества существует своеобразная его аналогия- «суицидальное пророчество» или «самоубийственное предсказание». Данный термин был введен логиком XIX века Джоном Венном[9]. «Самоубийственное предсказание» является антиподом феномена «самосбывающегося пророчества», его суть заключается в том чтобы отвратить общественное сознание от их настоящей позиции,мнения, посредством запугивания перспективами мрачного будущего. В результате первоначальное предсказание окажется неосуществленным. То есть людям, через СМИ или другие источники информации, говорится о том насколько ужасно пророчество, и соответственно они начинают действовать так, как от них ждут, чтобы его предотвратить.

4) Самосбывающиеся пророчества в исторической ретроспективе

Если феномен самосбывающихся пророчеств наблюдался еще до того как на него обратил внимание Мертон, то в каких исторических примерах он выражается? Я хотела бы рассмотреть наиболее популярные примеры из истории которые уже даже стали классическими иллюстрациями рассматриваемого феномена.

а)Миф об Эдипе. [10]

В качестве примера самосбывающегося пророчества часто приводят историю Эдипа. У этого мифа есть много вариаций, но все они заканчиваются трагически. Так, история начинается с того, что дельфийский оракул предсказал Эдипу, что он убьет своего отца и женится на собственной матери. Чтобы избежать этого ужасного предсказания Эдип покидает родные края. Но еще до рождения Эдипа, его отцу – правителю Фив, Лаю, этот же пророк предсказывает, что его собственный сын убьет его. И после рождения Эдипа, он приказывает избавиться от младенца и оставить его в лесу. Вскоре Эдип был спасен и усыновлен правителем Коринфа, от которого вскоре и бежал Эдип, спасаясь от пророчества. Но после бегства, в лесу Эдип убивает знатного мужчину, которым в итоге и оказывается его отец, то есть в данном случае,чем больше попыток избежать самосбывающееся пророчество предпринимается, тем больше вероятность его осуществления. Затем, пророчество продолжает сбываться, Эдип становится правителем Фив и женится на собственной матери. Но после нескольких лет правления Эдипа, в городе вспыхивает эпидемия чумы и начинается голод. В свое время оракул также предсказал эти события и то, что следует сделать чтобы они прекратились: нужно выгнать из города убийцу царя Фив - Лая. Эдип, после долгих поисков убийцы вскоре узнает, что это он сам, и что женат он на вдове Лая, на собственной матери, и его двое детей от нее же, то есть они его братья и одновременно сыновья. В ужасе от совершенного он ослепляет себя –пророчество провидца исполняется полностью, не смотря на все те попытки предпринимаемые Эдипом и его отцом. В данном случае пророк выступает даже не провидцем, а разносчиком вируса, который в итоге погубил всю семью Лая. Всего лишь правильно «нажимая» на слабые места героев, то есть предсказывая то, чего они больше всего боятся, он прогнозирует и их дальнейшее поведение. Вследствие чего его предсказание разрушает всю семью подобно тому, как вирус разрушает, что либо в компьютере.

б) Эффект Пигмалиона [11]

Рассматривая самосбывающиеся пророчества, его также сопоставляют еще с психологическим эффектом оправдывающихся ожиданий, введенным американским психологом Розенталем. Данный эффект получил название «Эффект Пигмалиона». По легенде Пигмалион был царем с острова Кипр. Он увлекался скульптурой, и вот однажды он высек из слоновой кости девушку неземной красоты. Девушка была красивее всех тех которые жили на острове и Пигмалион влюбился в эту статую. Присутствуя на празднике, посвященном Афродите, Пигмалион не осмелился попросить богиню оживить статую, но умолял ее о встрече с девушкой столь же прекрасной как и само его изваяние. Своими пламенными речами Пигмалион растопил сердце Афродиты и она оживила статую. Эта девушка в итоге стала женой Пигмалиона, и не смотря на все те качества внешности которые у нее были, она также обладала именно тем характером который представлял себе Пигмалион. Следовательно, получается что все его представления, мечты, прогнозы сбылись, сбылись благодаря желанию, стремлению царя, и воплотились в его жене.

Эффект Пигмалиона больше известен как психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания относительно реализации пророчества, предсказания, обычно определяют то, какие действия предпримет человек относительно него, что и провоцирует осуществление пророчества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: