Основные концепции денежно-кредитной политики




Государства

 

Неоклассическая теория господствовала до 30-х годов ХХ века и базировалась на следующих основных положениях:

1) рыночная экономика защищена от спада;

2) существуют механизмы саморегулирования, постоянно приводящие объём выпускаемой продукции к уровню, соответствующему полной занятости;

3) в случае спада производства цены, заработная плата и процентная ставка, являясь гибкими, вернут экономику в прежнее состояние равновесия. Конкуренция уравняет спрос и предложение не всех рынках;

4) нет необходимости государственного вмешательства в экономику.

Кейнсианская теория появилась в 30-х годах ХХ века после выхода книги Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Основные положения включают следующие моменты:

1) рыночная экономика – неустойчивая система, поэтому должна регулироваться государством;

2) изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, а это приводит к изменению инвестиционного спроса и изменению номинального ВНП;

3) монетарная политика не столь эффективное средство стабилизации экономики как фискальная или бюджетная политика.

Монетаристская теория появляется в 50-60-х годах ХХ века и является – современным направлением неоклассической теории. Представитель этой теории – американский экономист Милтон Фридмен. Основные положения монетаризма:

1) рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты – это результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму;

2) существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общем объемом проданных товаров и услуг;

3) зависимость между массой денег и объемом ВНП более тесная, чем между инвестициями и ВНП (как у кейнсианцев).

4) связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку (как у кейнсианцев), а непосредственно, причем механизм влияния денег скрыт.

Современные теоретические модели денежно-кредитной политики государства включают как черты кейнсианской теории, так и монетаристской. Как правило в долгосрочном периоде преобладает монетаристский подход, в краткосрочном – кейнсианский.

 

Тема 25: Бюджетно-налоговая система

Государства

 

План лекции:

1. Понятие о финансовой и фискальной политике государства.

2. Теория налогообложения.

2.1. Налоги и налоговые ставки.

2.2. Принципы налогообложения.

3. Практика налогообложения в России.

4.Государственный бюджет.

4.1.Доходы и расходы бюджета.

4.2. Концепции бюджетной политики.

 

Понятие о финансовой и фискальной политике

Государства

 

Финансы – обобщающий экономический термин, означающий:

1) денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании;

2) экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.

Финансовая политика – часть экономической политики государства, курс, проявляющийся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Фискальная политика является стержневой частью финансовой политики. Фискальная политика – политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и получение антиинфляционного валового национального продукта.

Фискальная политика выражается в манипулировании государственным бюджетом (правительственными доходами и расходами) для достижения увеличения производства и занятости, в целом для ускорения экономического роста. Фискальная политика бывает двух типов: дискреционная и автоматическая, между которыми практически невозможно провести черту.

Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами. Если правительство сознательно борется с безработицей, то предусматривает рост правительственных расходов и сокращение налогов, то есть бюджетный дефицит. Если политика правительства ориентирована на коррекцию инфляции, то сокращаются правительственные расходы и растут налоги, то есть появляется бюджетный профицит (бюджетный излишек).

При автоматической фискальной политике (политике автоматических стабилизаторов) изменения в уровнях государственных расходов и налогов происходят автоматически. То есть в период спада в государственном бюджете автоматически формируется дефицит, оказывающий стабилизирующее влияние на экономику. А в период подъема в бюджете автоматически формируется антиинфляционный излишек (профицит).

Следует помнить, что выработка оптимальной фискальной политики – задача чрезвычайно сложная. Так как в реальной экономике действуют одновременно разнонаправленные факторы, которые изменяют абстрактную схему фискальной политики, приведенную выше.

Рассмотрим воздействие фискальной политики при помощи теории мультипликатора. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликативным эффектом.

Мультипликатор государственных расходовG) показывает, как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов.

МG = Приращение ВНП / Приращение государственных расходов = DВНП / DG (25.1)

DВНП = DG × МG (25.2)

Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить также через предельную склонность к потреблению (МРС) и предельную склонность к сбережению (MPS).

МG = 1 / (1 – МРС) = 1 / MPS (25.3)

Если планируемые расходы государства будут учитывать влияние подоходных налогов, то мультипликатор расходов будет выглядеть так:

МG = 1 / (1 – МРС (1 – t)), (25.4)

где t – предельная доля налога.

Формула (25.4) позволяет определить мультипликатор расходов в закрытой экономике. Мультипликатор расходов в открытой экономике определяется формулой (25.5.).

МG = 1 / (1 – (МРС – МРМ) × (1 – t)), (25.5)

где МРМ – предельная склонность к импорту.

Действие налогов также обладает мультипликативным эффектом. Мультипликатор налоговт)показывает во сколько раз конечная сумма прироста или сокращения планируемых расходов превысит первоначальную, инициирующую прирост или сокращение, сумму изменения чистых налогов (25.6).

Мт = МG – 1 = 1 / (1 – МРС) – 1 = МРС / (1 – МРС) = МРС / MPS (25.6)

 

Теория налогообложения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: