Законодательные основы функционирования системы образования РФ.




Общая характеристика системы образования РФ

В РФ в системе образования занято более 4 млн. человек. На содержание системы образования обществом, государством направляются значительные ресурсы, в основном – это бюджетные средства, т.е средства налогоплательщиков. В связи с этим естественно, что проблемы сферы образования, так или иначе, затрагивают практически всех членов нашего общества.

Система образования РФ, как и любая другая сфера или отрасль общественной жизни, функционирует в определенных нармативно-правовых рамках. Законодательные основы функционирования системы образования составляют следующие документы:

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Гражданский кодекс РФ;

- Трудовой кодекс РФ.

Конституция РФ, принятая 12.12.1993 г., имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории России.(3) Законы и иные правовые акты, принимаемые в стране, не должны противоречить Конституции (ст.15). Конституцией РФ установлены общие принципы государственной политики в сфере образования. В частности, статья 43 провозглашает:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

4. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Все отношения в образовании строятся на основе этих положений Конституции. В повседневной жизни об этом часто забывают. Поэтому важно запомнить следующее:

1. Гражданин РФ вне зависимости от своего пола, расы, национальности, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения должен иметь возможность реализовать свое право на образование. Соответственно государство должно создать для этого необходимые социально-экономические условия.

2. В России должно предоставляться бесплатно дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образовании. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечиваются государством путем создания сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Субъектам РФ также вменено финансовое подкрепление государственных гарантий доступности, бесплатности и обязательности среднего образования путем выделения субвенций местным бюджетам. Здесь имеется ввиду право соответствующих органов устанавливать местные налоги и сборы на нужды образования и определять дополнительные льготы и нормы материально-технического обеспечения учащихся и педагогических работников.

3. Следует помнить, что обязательность общего среднего образования обеспечивается не только государством, но и родителями. Семейный кодекс РФ, в частности, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. С учетом мнения детей они имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей для получения детьми основного общего образования.(9) К сожалению, в настоящее время эти взаимные обязательства государства и родителей нередко по различным субъективным и объективным причинам не выполняются.

4. Государство берет на себя обеспечение для всех граждан определенного уровня образования. Остальные уровни образования им только поддерживаются. Высшее образование гражданином РФ может быть получено на конкурсной основе. В сфере профессионального образования бесплатными являются места, обучение на которых обеспечено государством из государственного бюджета, т.е бюджетные места. Кроме того, сохраняются как исключение поступление вне конкурса (дети-сироты, наличие золотой медали и т.п.).

2. Данные конституционные положения конкретизируются в Законе Российской Федерации «Об образовании». В 1992 г. это был очень важный шаг в становлении правовой базы функционирования системы образования. За прошедший период закон многократно публиковался, его отдельные статьи и положения были и остаются предметом дискуссий. По их результатам вносились предложения по изменению и дополнению действующего Закона, отдельные статьи редактировались, другие теряли свою силу. В настоящее время Закон РФ «Об образовании» применяется в редакции от 22.08.2004 г.

Для характеристики системы образования важны следующие положения:

- введены в практику существенно важные для функционирования системы образования определения понятий «образовательный процесс», «образовательное учреждение»;

- установлен единый подход к образовательному учреждению как к юридическому лицу;

- введена классификация организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования;

- установлены пределы компетенции органов управления образования по уровням управления;

- впервые в законе выделена самостоятельная глава «Экономика системы образования», где определены экономические отношения в сфере образования: отношения собственности в системе образования, понятие «предпринимательской деятельности» в сфере образования, платных дополнительных образовательных услуг, определён экономический аспект автономии образовательных учреждений.

Гражданский кодекс РФ является главным документом, определяющим правовое положение всех участников гражданских (равноправных) отношений: граждан и юридических лиц. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. В настоящее время кодекс состоит из 3 частей, применяемых редакции 2006 г. С 1.01.2008 г. планируется ввести в действие часть 4 Гражданского Кодекса, посвященную интеллектуальной собственности.

Гражданский кодекс определяет особенности некоммерческих организаций, в том числе в форме учреждений (гл.4). Важно отметить, что Кодекс допускает наличие таких особенностей у различных видов учреждений и разрешает их регулирование «законодательными и иными нормативными актами»(статья 120, пункт 3).(1)

 

Регулирование трудовых отношений в системе образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовой кодекс РФ, принятый впервые в декабре 2001 года, устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей. За прошедший период в действующий Трудовой кодекс вносились различные поправки и дополнения. В настоящее время кодекс действует в редакции от 09.05.2005 г. (10)

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий, в том числе и в сфере образования, для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у работодателя; профессиональной подготовке, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства; разрешению трудовых споров(ст. 1).

Трудовой кодекс отдельно рассматривает особенности регулирования труда педагогических работников (глава 52), где отмечено следующее: продолжительность рабочего времени и отпуска педагогических работников, основания прекращения трудового договора.

Отдельно следует выделить законодательные и нормативные акты, не относящиеся прямо к системе образования, но определяющие условия функционирования образовательных учреждений и организаций. К ним относятся: Налоговый Кодекс и иные документы по налоговому регулированию; Закон РФ «О некоммерческих организациях»; Бюджетный Кодекс РФ и иные нормативные акты по организации бюджетного финансирования; Закон РФ «О бухгалтерском учете», который является важным документом в сфере регулирования бухгалтерского учета и отчетности, Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях и другие нормативные правовые акты. (5, 6, 10,11)

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:

- типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующий типов и видов, утверждаемые Правительством РФ (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, Типовое положение об общеобразовательном учреждении и др.). Для негосударственных образовательных учреждений данные типовые положения выполняют функции примерных;

- устав образовательного учреждения, разрабатываемый на основе Типового положения;

- другие нормативные документы, устанавливающие порядок реализации конкретных видов деятельности образовательного учреждения и решения экономических проблем в сфере образования (приказы и приложения к ним, постановления, инструктивные письма, методические рекомендации и т.п.).

Вся совокупность действующих законодательных и нормативных актов определяет условия функционирования образования. И их, безусловно, необходимо знать руководителю образовательного учреждения и учитывать в своей практической деятельности.

Коренные изменения в характеристике системы образования произошли в законе РФ «Об образовании» от 1992 г. в сравнении с законодательством СССР. Само понятие раскрывается глубже и обстоятельнее. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «Об образовании» система образования представляет собой совокупность:

- взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. (2)!!!!!!!!

Теперь акцент в определении делается не на организационно-структурной основе жесткой централизованной системы, а на ее содержании. Содержание образования, как сказано в ст.14 Закона РФ «Об образовании», является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Можно утверждать, что образовательная программа составляет ядро всей системы образования, т.к. все остальные элементы системы оказываются привязанными именно к ним.

Госстандарты устанавливают обязательный минимум содержания основных программ, минимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников независимо от форм получения образования. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты (ст.7). (2)

Центральным структурным элементом системы образования можно считать образовательные учреждения, которые реализуют одну или несколько программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся (ст.12). Законом РФ «Об образовании» (ст.12) определены типы образовательных учреждений:

1. Дошкольные.

2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).

3. Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

4. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии.

5. Учреждения дополнительного образования детей.

6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Каждый представленный тип образовательного учреждения включает в себя несколько видов. Виды образовательных учреждений закреплены в соответствующих типовых положениях. Например, виды дошкольных учреждений: ясли, детский сад, центр развития ребенка, ДОУ комбинированного вида, ДОУ компенсирующего вида. К видам общеобразовательных учреждений относят: общеобразовательная средняя школа, начальная средняя школа, гимназия, лицей и др. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии представлены учреждениями с I по VIII вид для лиц, имеющих различные отклонения в развитии.

Образовательные учреждения по организационно-правовой форме могут быть государственными (федерального подчинения или находится в ведении региональных органов управления образования), муниципальными и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). Действие законодательства РФ в области образования распространяется

 

На все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности (ст.12).

Составным элементом системы являются также органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.По мнению отдельных исследователей. органы управления образованием не должны входить в понятие системы образования, они часть системы государственного управления образованием, т.е. внешней по отношению к объекту управления (образованию)системы.Поэтому нелогичным с общесистемных позиций является включение субъекта управления в его объект.Более корректным и правильным было бы упоминание о системе управления образованием, куда и будут входить уже названные элементы в качестве объектов управления, а органы государственного управления образованием, как и само государство, в качестве главного субъекта государственного управления.

Принципиально новым инструментом управления в сфере образования для современной России явилась серия договоров между Министерством образования и науки и субъектами РФ. Делегирование полномочии и ответственности на региональный уровень предполагает четкое разделение обязанностей между различными уровнями власти и установление реального соответствия между возлагаемой на определенный орган управления ответственностью и теми материально –финансовыми ресурсами. которыми он располагает. В последние годы наблюдается тенденция роста региональной составляющей в финансировании образования.Однако Министерство образования и науки все еще сталкивается с разного рода противодействиями и смешением функции между основными действующими лицами:Российской Федерацией, субъектами РФ, местными органами самоуправления и учебными заведениями.

Таблица 1

Организационная структура управления образованием РФ сегодня

Уровень управления Орган управления примечание
Федеральный Министерство образования и науки  
Региональный Органы субъектов РФ Возможные структуры: Департамент образования при Правительстве области,края,республики; Управление образования; Министерство образования Республики.
Муниципальный Муниципальный Возможные структуры: Городской (поселковый,сельскии и т.д.)комитет образования; Управление образования при администрации города.  

 

Российская Федерация, согласно Закону «Об образовании», определяет общие правовые рамки функционирования системы образования и политику государства в этой сфере (ст.28).

Субъекты РФ несут ответственность за практическое воплощение федеральной политики и за принятие решений, касающихся региональных особенностей образовательной системы. Компетенция органов власти субъектов РФ в области образования функционально практически идентична компетенции органов федеральной власти, за исключением того. что относится она к образовательным учреждениям регионального подчинения (ст.29).

Субъектам федерации вменено так же финансовое подкрепление государственных гарантий доступности, бесплатности и обязательности среднего образования путем выделения субвенций местным бюджетам.Здесь имеется в виду право соответствующих органов устанавливать местные налоги и сборы на нужды образования и определять дополнительные к федеральным льготы и нормы материально-технического обеспечения учащихся и педагогических работников. Региональный уровень управления ответственен также за установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

Обязанностью муниципальных органов является осуществление повседневного текущего управления месной системой образования (ст.31).

Следует отметить, что при всех своих недостатках определение системы образования дано законадательно и им можно пользоваться.На сегодняшний день система образования в России представляет собой многоуровневую, многоаспектную систему, характеризуемую слейдущими показателями:

•Установлено шесть образовательных уровней (цензов), а также уровней образовательных программ (основные и дополнительные), в том числе 4 подуровня общеобразовательных программ и 4 – профессиональных;

 

• Законодательно закреплены 7 типов образовательных систем, 13 видов общеобразовательных учреждении, 3 вида высших учебных заведении;

• В системе образования закреплено несколько сотен направлении начального, среднего профессионального образования, несколько десятков направлении и более 300 специальностей высшего профессионального образования.

У каждого образовательного учреждения любого типа, вида,организационно-правовой формы есть учредитель, т.е. физическое или юридическое лицо,учредившее(создавшее) данное учреждение.

Учредителем образовательного учреждения в соответствие со ст.11 Закона «Об образовании» могут быть:

1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления;

2. Отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

3. Общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

4. Отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

5. Граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

По существу, учредителем образовательного учреждения может быть любой, кто пожелает взять на себя эту ответственность и весь груз проблем.

Каждый уровень управления системой образования отставлен за определенный уровень образования.В настоящие время существует следующее распределение:

 

 

В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образования или органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Для негосударственных образовательных учреждении допускается совместное учредительство.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы. может быть только Правительство Российской Федерации.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важной особенностью образования является то обстоятельство, что отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.Этот договор определяет их взаимные обязательства, права и обязанности по отношению друг к другу.порядок рассмотрения и решения спорных вопросов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: