Изучение этой темы следует начинать с выяснения понятия статистического показателя, усвоения его атрибутов и различных видов статистических показателей и форм их выражения.
Во время изучения темы нужно хорошо разобраться в сути абсолютных и относительных величин, их видах, единицах измерения и формы выражения, знать роль каждого вида абсолютных и относительных величин в социально-экономических исследованиях, а также основные принципы и правила их применения.
Изучая единицы измерения абсолютных величин, надо уяснить значение условно-натуральных единиц измерения и хорошо усвоить методику их применения.
В процессе изучения относительных величин следует обязательно овладеть методикой определения каждого вида относительных величин. Особое внимание надо уделить использованию взаимосвязанных относительных величин вол время анализа социально-экономических явлений. Выполняя расчеты, нужно придерживаться необходимой степени точности для коэффициентов и процентов.
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимают под абсолютными и относительными размерами социально-экономических явлений?
2. Какие виды статистических показателей применяют в статистике?
3. Дайте характеристику интервальным и моментным показателям.
4. Что понимают под относительными величинами?
5. В каких случаях для измерения относительных величин используют коэффициенты, проценты, промилле?
6. В чем заключается взаимосвязь относительных величин планового задания, выполнения плана, динамики?
7. Какую относительную величину получают сравнением разноименных величин?
Тема 2.2. Средние величины
Учебные цели:
- рассмотреть сущность и условия применения средних величин;
- изучить порядок расчета средних величин;
- исследовать особенности использования различных форм средних величин;
Требования к результатам освоения темы
Обучающийся должен уметь: правильно выбирать нужную форму средней величины для обобщения статистической информации.
Обучающийся должен знать: порядок вычисления и особенности использования различных форм средних величин - средней арифметической, средней гармонической, средней хронологической и средней геометрической.
План практического занятия №3. Определение средних величин и анализ результатов расчетов.
(2 часа)
Вопросы к актуализации теоретических знаний
1. Дайте определение понятия средней величины.
2. Из чего должна всегда начинаться вычисление средней величины?
3. Какие виды средних вы знаете и как они рассчитываются?
4. В каких случаях используется средняя арифметическая простая?
5. В каких случаях используется средняя арифметическая взвешенная?
6. Можно ли употреблять среднюю величину как обобщающий показатель:
а) для однородной совокупности;
б) для разнородной совокупности?
7. В каких случаях взвешенные и не взвешенные средние равны между собой?
8. В каких случаях используется средняя гармоническая?
9. Когда в расчетах средней величины используются - формулы средней арифметической, а когда - средней гармоничной?
10. Приведите формулы и объясните, когда используется в расчетах средняя арифметическая простая, а когда - средняя взвешенная.
Задания практического занятия
Задание №1
Имеются такие данные о выполнении плана на двух предприятиях:
Номер предприятия | Выполнение плана, % | Выпуск продукции по плану, тыс.руб. |
Итого | Х |
Вычислить средний процент выполнения плана по производственному объединению.
Задание №2
Имеются следующие данные о выполнении плана на двух предприятиях:
Номер предприятия | Выполнение плана, % | Фактический выпуск продукции, тыс.руб. |
Итого | Х |
Вычислить средний процент выполнения плана по производственному объединению.
Задание №3
Есть такие данные о распределении рабочих по количеству изготовленных за смену изделий:
Количество изделий, изготовленных одним рабочим за смену, единиц | Численность рабочих, чел |
Итого |
Рассчитайте среднее количество изготовленных одним рабочим изделий за смену.
Задание №4
Есть такие данные о распределении дневной выработки:
Количество изделий, изготовленных одним рабочим, единиц | Общее количество изготовленных изделий, единиц |
Итого |
Рассчитайте среднюю выработку одного рабочего.
Задание №5
Рассчитайте средние остатки оборотных средств по таким данным:
Даты | 01.01 | 01.02 | 01.03 | 01.04 |
Остатки оборотных средств, тыс.руб. |
Задание №6
Известны следующие данные о динамике производства продукции на предприятии:
Годы | |||
Цепные темпы роста, коэффициенты | - | 1,093 | 1,105 |
Определите, как в среднем ежегодно менялся объем производства продукции в течение трех лет.