Третий крупный этнокультурный регион – Южная Америка. Здесь выделяют 3 ареала.




(27)Тропические леса Южной Америки

Тропические леса Южной Америки расположены главным образом в бассейнах рек Ориноко и Амазонки. В XVI в. тропические леса населяли многочисленные народы, относившиеся к таким крупным языковым семьям, как аравакская, карибская и тупи-гуарани, и другим, более мелким.

(28)- Хозяйство и материальная культура

Хозяйство обитателей тропических лесов базировалось на подсечно-огневом земледелии в сочетании с рыболовством, охотой и собирательством, значение которых зависело от местных условий. Они выращивали маниоку и маис Для охоты, помимо известных в других областях лука и стрел, обитатели тропических лесов использовали стрелометательные трубки с отравленными стрелами; в ряде мест они целиком вытеснили лук.

Земледельцы тропических лесов имели жилища нескольких типов. На западе и северо-западе Амазонии возводились большие овальные в плане дома с полусферической кровлей. Для Гвианы более характерны круглые высокие хижины конической формы.

(29)Лодки были почти у всех обитателей региона; их делали из коры или выдалбливали каменными топорами и теслами с помощью огня из стволов деревьев.

- Социальные отношения и семейные отношения

Общественное устройство земледельцев тропических лесов Южной Америки варьировалось от небольших общин, сохранявших тесные родовые связи по женской и мужской линиям, до крупных образований с усложненной социальной структурой, где уже выделились военные предводители.

(30)- Духовная жизнь

Согласно представлениям индейцев существует невидимый мир, взаимодействующий с повседневной жизнью. Вступить в контакт с этим миром можно только в состоянии измененного сознания: во сне, во время транса, при вдыхании наркотических средств.

 

Следующий ареал -

(31)Центральные Анды

Данная область включает в себя побережье и высокогорье Анд. В прибрежной зоне растительность небогата, животный мир также беден. Более разнообразна морская фауна, много птиц. (32)Оседлая жизнь на побережье сформировалась еще в доземледельческий период. Со II тысячелетия до н.э. обитатели высокогорья уже возводили каменные дома и строили храмы. В начале I тысячелетия до н.э. в северной части Перуанского нагорья возникает религиозный центр Чавин-де-Уантар. Более поздние культуры - паракас и наска на южном побережье, мочика на северном, тиауанаку в горах.

К началу испанского завоевания всей этой огромной территорией управляли инки, которые на протяжении примерно столетия путем военных союзов и завоеваний создали огромное государство, столицей которого был г. Куско. Здесь проживали многочисленные народы, относившиеся к следующим языковым группам: мочика (северное побережье), кечуа (область Куско), аймара (южные районы плоскогорья) и др.

(33)- Хозяйство и материальная культура

Народы, населявшие "империю" инков, занимались главным образом земледелием. Главной культурой был маис.

Практиковались охота и рыболовство. Там, где земледелие было малопродуктивным, основу хозяйства составляло разведение лам и альпак.

Инки добывали руды и выплавляли металлы, в том числе несколько видов бронзы. Из нее отливали орудия (топоры, ножи, навершия мотыг и боевых палиц, серпы, щипцы, булавки и прочее) и украшения (бубенчики).

Жилища в горах возводили из камня, они имели двускатные кровли, узкие двери, закрываемые циновкой. На побережье жилище строили из сырцового кирпича или плетня, обмазанного глиной.

Женщины пряли шерсть и хлопок с помощью веретена, ткали разнообразные ткани, от очень тонких до ковровых.

Важное значение в огромном инкском государстве имели транспортные коммуникации. Через всю страну шли с севера на юг две дороги, от которых отходили более мелкие дороги и тропы. Строители умели воздвигать подвесные мосты с опорами в виде каменных столбов. Через реки переправлялись на плотах. На дорогах располагались посты со скороходами, которые доставляли сообщения во все уголки государства. Торговля и обмен были развиты слабо, так как перераспределение продуктов и сырья осуществлялось государством посредством сбора налогов в натуральной форме и доставки их туда, где в них испытывали необходимость.

- Социальные отношения и семейные отношения

Что касается общественных отношений в инкском государстве, то для него было характерно сочетание доклассовых и классовых признаков. Основной ячейкой общества инков была айлью - соседская община. За соблюдением порядка в общинах следили старейшины. Верховный правитель или его совет разбирали вопросы, связанные с опасностью для государства, а также с преступлениями, совершенными инками или местными вождями.

В инкском государстве важную роль играла его военная организация. Существовала постоянная армия, все дороги охранялись крепостями. Войны, как правило, носили захватнический характер. Пленников, в отличие от многих других обществ, освобождали, при этом побежденные вожди получали место в системе государственного управления.

(34)- Духовная культура

Инки владели разнообразными знаниями. Для наблюдения за небесными светилами в Куско были построены обсерватории. Инки пользовались как лунным, так и солнечным календарем. Детей знатных лиц обучали в школе. Там они в течение года учили язык кечуа, который был государственным, затем религию и связанный с ней календарный цикл и так называемое "узелковое письмо" (кипу).

Инки не знали настоящей письменности, и необходимые им сведения накапливались и передавались с помощью кипу - завязанных узелками шнурков, где посредством цвета, положения и формы шнурков, а также положения узлов можно было отразить не только вид и качество подати, но и обозначить время, в том числе, календарные даты и т.д. Для расшифровки кипу готовились специальные люди.

(35)В религиозных воззрениях народов, входивших в состав инкского государства, заметный слой составляли тотемические верования, культ предков, а также культы природных сил. Каждая айлью почитала своего тотемического предка; покровителей имела и каждая семья - их воплощения, обычно в виде камешков особой формы, хранились в доме. Наиболее почитаемым у инков был бог-Солнце. С его культом был связан и культ обожествленных верховных правителей, считавшихся "Детьми Солнца". Храм бога-Солнца находился в Куско.

В жертву богам приносили все, что ценилось человеком при жизни: раковины, перья, драгоценные камни и металлы, домашних и диких животных и т.д.

 

Третий ареал -

(36)Огненная Земля

На этих островах у южной оконечности Южной Америки температура летом достигает +12-15°, зимой - +5-6°, характерна высокая влажность, дожди, сильные ветры круглый год.

(37)- Хозяйство и материальная культура

На крайнем юге Южноамериканского континента, на островах Огненной Земли и в прибрежных материковых районах, сложился специализированный морской промысел, базировавшийся на охоте на морских животных, сборе моллюсков и рыбной ловле; практиковались также наземные охота и собирательство. Здесь жили племена: алакалуфы, селькнамы, хауш и ягана (более известные как ямана) Огненной Земли. Они ловили рыбу, собирали моллюсков и охотились на птиц, проводя большую часть жизни в лодках. Орудием охоты им служил лук.

Важную роль в жизни ямана играла лодка, сделанная из древесной коры. Борта ее укрепляли деревянными распорками, а дно устилали прутьями. Обычно в лодке размещался очаг (на земляной подушке).

Сооружали из ветвей легкие хижины овальной формы с куполообразной кровлей; на востоке они имели коническую форму. Жилища покрывали листьями, водорослями, корой, а в холодный сезон - шкурами животных. Посреди хижины постоянно горел костер.

(38)Огнеземельцам был свойствен подвижный образ жизни, на одном месте они редко проводили несколько недель.

- Социальные отношения и семейные отношения

Ямана были разделены на небольшие экзогамные группы; браки заключались между членами ближайших групп, родство учитывалось как по мужской, так и женской линиям. Вступивший в брак молодой человек переходил в группу родителей жены и оставался там до тех пор, пока не делал себе лодку.

(39)- Духовная культура

Религиозные представления огнеземельцев были по преимуществу анимистическими - вся природа представлялась населенной духами, с которыми надо было ладить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: