Содержание
1.Цель работы……………………………………………………………………..3
2.Задачи исследования…………………………………………………………....3
3.Список нормативно-технической документации……………………………..4
4.Основные положения НТД……………………………………………………..4
5.Термины и определения………………………………………………………..6
6. Параметры, определяющие переднюю обзорность………………………….9
7. Методы испытаний……………………………………………………………10
8.Методика снятия параметров…………………………………………………10
Тема:
исследование передней обзорности автомобиля с рабочего места
водителя.
1.Цель работы:
ознакомиться с техническими требованиями,
предъявляемыми в отношении обзорности автомобиля с рабочего места
водителя.
2.Задачи исследования:
1) Ознакомиться с терминами и определениями.
2) Ознакомиться с содержанием нормативной документации.
3) Ознакомиться с общими техническими требованиями, предъявляемыми
к передней обзорности с места водителя.
4) Определить параметры, характеризующие переднюю обзорность
автомобиля.
5) Определить требования, предъявляемые в отношении обзорности с
рабочего места водителя для каждой категории автотранспортных
средств.
6) Изучить методы испытаний обзорности с переднего места водителя и
выполнить исследования на автомобиле.
7) Составить протокол испытаний.
8) Сделать выводы о проделанной работе.
3.Список нормативно-технической документации:
1) ГОСТ Р 51266-99
2) ГОСТ 5227-88
3) ГОСТ 20304-90
4) ГОСТ Р 41.13-99
5) ГОСТ Р 18699-73
6) ГОСТ Р 51709-2001
7) ГОСТ 28261-89
8) ГОСТ Р 50866-96
Основные положения НТД
Гост Р 51266-99:Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства, в том числе троллейбусы (далее - АТС), категорий М1, М2, М3, N 1, N 2, N3 по ГОСТ 22895 (приложение А) и устанавливает технические требования и методы испытаний в отношении передней обзорности с места водителя.
Стандарт не распространяется на АТС, оборудованные кузовами (кабинами), производство которых начато до 1 января 1977 г.
Гост 5727-88:Настоящий стандарт распространяется на безопасные многослойные и закаленные стекла для средств наземного транспорта (кроме мотоциклов и автосаней), тракторов, сельскохозяйственных и грузоподъемных машин, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше по ГОСТ 15150
Гост 20304-90: Настоящий стандарт распространяется на трехмерный и двухмерные посадочные манекены, воспроизводящие антропометрические характеристики взрослого мужчины в положении сидя и предназначенные для определения параметров пассажирского помещения и посадочных мест водителя и взрослых пассажиров автотранспортных средств при их проектировании и производстве.
Манекены не предназначены для измерения и оценки параметров, характеризующих приспособленность автотранспортных средств для человека и их комфортабельность.
Гост 41.13-99: Настоящие Правила применяются к торможению отдельных механических транспортных средств и отдельных прицепов, относящихся к категориям М, N и О
Гост 18699-73: Настоящий стандарт распространяется на электрические стеклоочистители, предназначенные для очистки ветровых стекол автомобилей, автобусов и тракторов от атмосферных осадков, а при работе с омывателем - от пыли и грязи
Гост р.51709-2001: Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее - автотранспортные средства), эксплуатируемые на дорогах.
Стандарт устанавливает:
- требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);
- предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
- методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.
Гост 28261-89: Настоящий стандарт устанавливает порядок определения положения точки Н и фактического угла наклона спинки сиденья для посадочных мест водителя и взрослых пассажиров в автотранспортном средстве, а также требования к допустимым отклонениям измеренных значений определяемых параметров от указанных предприятием-изготовителем автотраспортного средства в конструкторской документации
Гост р 50866-96: Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, и устанавливает номенклатуру параметров эффективности и безопасности при работе систем отопления, вентиляции и кондиционирования и методы их определения.
Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Бинокулярный обзор - обзор, получаемый в результате наложения полей, видимых левым и правым глазами одновременно.
Боковые разделительные стойки переднего окна - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном ветровом стекле.
Зона очистки переднего окна - зона на наружной поверхности стекла, очищаемая щетками стеклоочистителя.
Исходные точки отсчета - физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове АТС, указанные предприятием-изготовителем.
Конструктивный угол наклона туловища - угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному предприятием-изготовителем АТС.
Непросматриваемые зоны - невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т.д.
Непросматриваемые зоны, создаваемые стойками переднего окна, - невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярности обзора.
Нормативные зоны А и Б переднего окна - условные зоны на наружной поверхности стекла АТС. Размеры нормативных зон А и Б установлены настоящим стандартом. Нормативная зона А расположена внутри нормативной зоны Б непосредственно перед водителем.
Нормативное поле обзора П - условное поле передней обзорности в 180°-ном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля. Взаимное расположение указанных плоскостей в пространстве установлено настоящим стандартом.
Обзорность - конструктивное свойство АТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления АТС.
Передняя обзорность - обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости АТС. Характеризуется размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и Б, нормативным полем обзора П, непросматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П, а также непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.
Продольная регулировка сиденья - величина перемещения сиденья, измеренная по горизонтали между крайним задним и крайним передним фиксированными положениями.
Продольная регулировка сиденья для нормального управления или использования - регулировка по горизонтали без перемещения, предусмотренного для целей, иных, чем нормальное управление или использование, заданная предприятием-изготовителем.
Прозрачная часть переднего и боковых окон - часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускаемость согласно ГОСТ 5727.
Разделительные стойки боковых окон - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном боковом стекле.
Средняя и боковые стойки переднего окна - опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей и уплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол. При этом средняя стойка может не являться опорой крыши кабины.
Степень очистки нормативной зоны - отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах.
Точки Е - характеристические точки, имитирующие положение левого и правого глаза при повороте головы сидящего относительно точки Р в направлении соответствующей боковой стойки.
Точки Р - характеристические точки пересечения оси поворота головы сидящего в направлении к объекту наблюдения с горизонтальной плоскостью, расположенной на высоте глаз, принятые для определения углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна. При этом имеется ввиду, что сидящий поворачивает голову вокруг вертикальной оси. Координаты точек Р через угол наклона туловища сидящего и продольную регулировку сиденья для нормального управления или использования зависимы от координат точки R.
Точка R или контрольная точка сидения - условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для сидения водителя и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.
Точки V - характеристические точки положения глаз водителя, принятые для определения границ нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П АТС. Координаты точек V через угол наклона туловища сидящего зависимы от координат точки R.
Тип транспортного средства (в отношении передней обзорности) - совокупность АТС, не имеющих между собой конструктивных различий, влияющих на показатели обзорности с места водителя, и отвечающие одним требованиям, установленным данным стандартом.
Параметры, определяющие переднюю обзорность
Передняя обзорность определяется (рисунок 1):
- размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна;
- степенью очистки нормативных зон А и Б переднего окна;
- непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна;
- непросматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П.
1 - граница прозрачной части левого бокового окна; 2 - левая боковая стойка переднего окна; 3 - контур очистки переднего окна; 4 - граница нормативной зоны А; 5 - граница нормативной зоны Б; 6 - граница прозрачной части переднего окна; 7 - правая боковая стойка переднего окна; 8 - граница прозрачной части правого бокового окна; 9 - следы от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П
Рисунок 1 - Расположение нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П
Методы испытаний
7.1 Требования к средствам измерений
7.1.1 Измерение параметров обзорности АТС может быть осуществлено любым способом, позволяющим обеспечить заданную точность измерений.
7.1.2 Погрешность измерений не должна превышать: ±0,5° - угловых размеров и ±1 мм - линейных размеров.
7.2 Установка АТС при испытаниях
АТС (или кабина) должно (а) быть установлено (а) по исходным точкам отсчета относительно опорной поверхности в соответствии с предписаниями предприятия-изготовителя.
8.Методика снятия параметров.
8.1 Контроль фактического положения точки Н и конструктивного угла наклона туловища
На установленном АТС (или кабине) должны быть определены положение точки Н и фактический угол наклона туловища, а также проведена проверка соответствия измеренных параметров конструктивным спецификациям, указанным предприятием-изготовителем, согласно приложения В.
8.2 Определение координат точек V и P
8.2.1 Точки V и P определяются относительно прямоугольной системы координат с началом в контрольной точке посадки R, направление осей X, Y, Z которой совпадает с направлением осей X, Y, Z системы координат, показанной на рисунке 2.
Рисунок 2 - Расположение осей X, Y, Z и плоскостей X (ZY), Y (XZ), Z (XY) трехмерной системы координат.
8.2.2 Координаты точек V и Р выбирают в соответствии с рисунком 3 и таблицами 4 и 5 в зависимости от величины продольной регулировки сиденья для нормального управления или использования и угла наклона туловища, заданных предприятием-изготовителем. Точка Рм является точкой пересечения прямой Р1Р2 и плоскости параллельной вертикальной продольной плоскости Y (XZ), проходящей через точку R.
Рисунок 3 - Определение координат точек V и P.