Изодеятельность
Система трудового обучения ступенчатая:
1) Ручной труд 1-3(4) класс
2) Профессионально- трудовое обучение 5-9 класс
3) Производственное обучение
Первая ступень- основа. С нее все начинается и сказывается на дальнейшем.
Задачи трудового обучения:
- Общие задачи
1) формирование элементов обобщенных техникой.
2) Формирование общетрудовых и специальных умений, основ трудовой культуры, умение работать в коллективе и самостоятельно
3) Развитие творческих возможностей учащихся, элементов технического мышления, конструкторских способностей эстетического вкуса и восприятия
4) Формирование организационных умений: умение организовать рабочее место, соблюдать правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарногигиенические требования.
5) Формирование позитивного и эмоционально окрашеннго отношения к труду, как личной и общественной ценности
- Специальные
1) Коррекция недостатков трудовой деятельности. Выделить ведущий недостаток умственной деятельности, она должна выражатсяв ряда умений необходимых для выполнения трудовых заданий:
· ориентироваться в задании,анализировать объект, актуализировать прошлый опыт.
· предварительно планировать ход работы, устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приемы работы и инструменты нужные для их исполнения, отчитаться по выполненной работы.
· умение контролировать свою работу, определять правильность действий и результата, оценивать качество действий и результата.
2) Коррекция познавательной деятельности, наблюдательность, воображение, пространственная ориентировка.
Внимание учителя должно быть направлено на воспитание у учащегося умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия. Опираясь на особенности материала. Ориентироваться на ограниченной плоскости и в окружающем пространстве.
3) Коррекция мелкой моторики рук и координации движения.
4) Коррекция речи. Расширение словарного запаса, уроки ручного труда являются благоприятными для развития коммуникативной функции речи. Разговаривая с детьми, учитель формирует умение отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать, обсуждать. При чем на вопросы учителя, дети не должны повторять ответы других детей.
Особенности умственно отсталых учащихся во вложении
Знания и умения на уроках ручного труда.
Структура трудовой деятельности многообразна. Основными компонентами является:
- общетрудовые умения
- двигательные умения
- работоспособность
Для самостоятельного выполнения задания нужны следующие общетрудовые умения:
- ориентироваться в задании
- планировать ход предстоящей работы
- осуществлять планирующий и предстоящий ход работы
- пространственная ориентировки
- степень овладения двигательных умений
Так же важны работоспособность, которые обусловлены социальными и необходимыми навыками.
Формирование компонентов трудовой деятельности у УО имеют ряд особенностей.
Учителю приизучению ориентировочной деятельностью учащихся нужно обратить внимание на ориентировку в пространстве и анализ образца:
- затруднения учащихся при анализе образца изделия, называют малое количество деталей, трудности в определении форм, размеров, пространственного расположения, способов соединения
- реакция ученика на различную помощь
- активизация внимания
- наводящие вопросы
- повторные инструкции
- показ сопровождающийся с примером действия
- темп овладения умением анализировать объект
Причины мешающие ориентировочной деятельности
1) нарушение работоспособности
2) низкий уровень мышления
3) отсутствие интереса к труду
На этапе планирования необходимо обращать внимание:
- на характер затруднения при планировании, нарушение последовательности, пропуск операции, повторение пунктов плана.
- особенности составления предварительного плана на изготовление аналогичного или относительно нового изделия
- реакцию ученика наразного вида помощь, активизация внимания, дополнительные вопросы, применение предметнооперационных и графических планов
- во время практической работы и осуществление самоконтроля. Учитель должен обратить внимание на следующее:
- на трудности в проведении сравнения не законченной или выполненной работы с образцом, полуфабрикатом с отдельным этапом предметнооперационного или графического плана.
- на затруднение устанавливать причинно-следвенную зависимость между действием и результатом работы. Этап предупреждение возможных ошибок.
- на умение использовать различные способы контроля. Глазомерный, инструментальный(линейка), прикладывать сравнивать
- реакция на помощь, темп и ТП
При формировании двигательных умений и приёмов, это:
- умение держать инструмент
- последовательность движений, двигательная программа
- темп
- пространственная точность и плавность выполнения приема
- дифференциация усилий
Обращаем внимание на следующее:
- понимание фронтального объяснения приема, всем одинаково показать с места
- реакция на различного вида помощь, активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности действий, совместное с учителем выполнения задания
- темп овладения приема
- прочность сформированного умения. Изолированное выполнение.
- качественные результаты выполнения работы
Неоднородный состав учащихся школы. Требуют поиска путей и средств позволяющих построить обучение таким образом, чтобы все ученики в силу своих возможностей овладели программным материалом. Одним из таких путей является дифференцированное обучения групп учащихся с учетом характера затруднений и потенциальные возможности.
В качестве классификации где типологическими основаниями служат три группы свойств соответствующие целевой, энергетической и исполнительной.
Целевую сторону характеризует свойство отражающий процесс заданой цели, сбора и объединения всех данных нужных для решения поставленной задачи. Планирование предстоящих действий, а так же изменение планов действий.
Исполнительная сторона включает свойство реализации планов. Эти свойства охватывают практическое преобразование исходного предмета, те это материал их которого делают, а так же соотнесение реальных действий и получаемых результатов. Физиологический уровень исполнительной стороны деятельности отражают свойства зрительной, слуховой и двигательной систем участвующих в исполнении деятельности.
К энергетической сторона относят свойства активизации деятельности. Эти свойства проявляются в эмоциях, чувствах, способности и к волевому усилию, степени утомляемости
Целевая | Исполнительная | Энергетическая |
- осознание конечной цели учебно-трудового задания - усвоение устройства образца изделия (формирование образа конечного результата труда) - усвоение заданного учителем плана работы - самостоятельное планированием (по предметно- операционной карте и без нее) - усвоение знаний (понимание объяснения, воспроизведения и применения знаний) - использование сенсорных эталонов ЗНАЕТ | - понимание необходимости контрольных действий, включение в трудовой процесс действий самоконтроля с остановкой работы - применение в процессе работы ранее усвоенных правил техники безопасности и приёмов умственных действий (вычислительных) - особенности формирования и переноса двигательных трудовых навыков - наличие соматических и органических факторов (деффектов), затрудняющих исполнение. Недостатки зрения, двигательной сферы, физическое недоразвитие. МОЖЕТ | - производительность труда - степень утомления от характера работы - отношения учащихся к трудовому обучению в целом и конкретным видом трудовых задач - эмоциональное состояние и проявление волевых качеств в процессе работы - наличие нейродинамических нарушений (патологическая инертность или возбудимость) или целебростенический синдром ХОЧЕТ |
СМОТРИ НИЖЕ
ТАМ ЗАДАНИЕ
ТАМ ПРИМЕРНАЯ, НО НЕ ТОЧНАЯ ТАБЛИЦА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
МАТЕРИАЛ
Индивидуально Степан Егорович Мирский "Индивидуальный дифференцрованный подход к трудовому обучению"
На основании проведенной диагностики. Были сделаны следующие выводы. Написать коррекционную направленность для каждой группы.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | |
Целевая | + | - | - | - | + | + | + | - |
Исполнительная | + | + | + | - | - | + | - | - |
Энергетическая | + | + | - | + | + | - | - | - |
Фронтальная группа- 1 и 2
Дифференцированная(групповая) 3-7
Индивидуально- 8
Что в них входит (как я поняла в целевую, исполнительную и энергетическую, пункты)
ФИО. + -
Реакция на помощь
Темп выполнения