ой шаг – различение паттернов, т.е. повторяющихся моментов в поведении человека.




Когда вы наберете достаточное количество мысленных фотографий в поведения человека, можно начинать отбирать среди них паттерны: повторяющиеся моменты и изменения.

3-ий шаг – калибровка, т.е. узнавание определенного состояния человека по его вербальным сигналам, установление связи между внешним паттерном поведения человека и его внутренним состоянием.

 

8.1. Опытные специалисты по общению советуют посвятить как минимум три недели специальной тренировке сенсорных навыков. В течение 3-х недель по 25 мин. ежедневно надо отводить наблюдению за людьми, в т.ч. за учениками, всматриваться в них, вслушиваться в их разговоры. Основная цель таких наблюдений – поиски изменений. Полезно при этом внимательно наблюдать за одним человеком. При этом всегда надо помнить правило первого шага: не спешить с интерпретацией.

 

Освоить стратегию наблюдения – все равно. Что научиться на музыкальном инструменте. Сначала ноты, затем аккорды и, наконец, после многочисленных упражнений вы начинаете самостоятельно играть.

Трудно? Но для нас педагогов – чрезвычайно необходимо.

Если вы, научившись понимать «язык тела», обнаруживаете, что человек N не доверяет вам, обеспокоен или встревожен, первое, что необходимо сделать – установить с ним позитивный контакт.

Как это сделать? Можно словами, а можно и без слов.

9. Невербальный язык

по сравнению со словами имеет много ярких преимуществ. Он точен, убедителен и воспринимается бессознательными каналами.

Техника безусловного принятия. Любой жест принятия начинается с улыбки. Улыбка – ключевой элемент этого послания. Кроме того, это могут быть поглаживания, прикосновения, обнимания.

Человек, использующий знаки принятия, подойдет к другому на расстояние 35-40 см, встанет или сядет так, чтобы лица были на одном уровне. Далее следует контакт глаз, который может сопровождаться приподниманием бровей. При этом используется особая поза: голова слегка наклоняется набок, тело – к собеседнику, руки мягко вытягиваются вперед, а на лице медленно и спокойно «распускается» улыбка Обычно 10-15 сек. Бывает достаточно, чтобы человек успокоился и ответил каким-либо позитивным жестом.

Соответствие тону и темпу голоса. Синхронизация тона или темпа голоса – лучший путь установления доверия.

Мы обычно следуем привычному для нас тону и темпу. Надо же постараться найти голосовой «общий знаменатель». Делать это надо потихоньку, маленькими шажками, чтобы ваша техника осталась незамеченной.

Каждый может научиться настраиваться на тон и ритм собеседника, следует лишь потренироваться, например, подражая темпу радио или телевидению.

Из-за ограниченности времени, мы коснулись лишь некоторых составляющих установления позитивного контакта.

Хочется подчеркнуть, что усилия, затраченные на установление позитивного контакта, окупятся с лихвой. Потом будет достаточно лишь взгляда или прикосновения, чтобы ребенок присоединился к вам и воспользовался «услугами» механизмами идентификации.

 

10. Вербальные техники установления позитивного контакта

Заметим и довольно настоятельно, что возможность изменений возникает тогда, когда человек понимает, что он сам по себе существо принимаемое, признаваемое, ценимое. Обращаясь с ребенком, необходимо всякий раз подчеркивать, что неконструктивны и неприемлемы действия, мысли ученика, но не его личность и намерения.

Пример:

Вот уже третий раз на этой неделе ученик Павел приходит на урок с опозданием.

Описание ситуации: «Вот уже третий раз на этой неделе ты опаздываешь».

Выражение чувств: «Я недоволен этой ситуацией, меня беспокоит твое возможное отставание по предмету».

Подсказка (дать несколько вариантов):

«Ты приходишь вовремя, и мы больше об этом не говорим»;

«Наверное, у тебя в настоящее время есть проблемы, давай рассмотрим вместе, как это отражается на твоей учебе»;

«Нужна ли тебе какая-то помощь, чтобы ты мог приходить на урок вовремя?...»

Позитивные последствия:

«Быстрое решение этой проблемы позволит нам избежать конфликта, плохих оценок и наказания».

 

11. Стратегия управления обособлением

Обособление – механизм индивидуализации личности. Благодаря нему каждый осознает себя как существо, отдельное от природы, окружающего мира вообще и других людей, в частности. Обособляясь от себе подобных, человек обретает независимость, но вместе с тем теряет уверенность, чувство защищенности.

Как помочь ребенку выразить себя, не ограничивая при этом права окружающих и не подвергая опасности саму взрослеющую личность?

Некоторые шансы найти золотую серединку все-таки есть.

Поведение человека напрямую связано с количеством имеющихся в его распоряжении выборов. Чем больше этих выборов, тем более он свободен, тем выше его активность.

Лучший выбор – это то, что у меня получается в данный момент. В педагогике это положение имеет особый смысл. Глубина и ценность его в том, что каждому человеку дано право выбрать свой путь без страха и упрека. Ведь даже если с точки зрения других этот выбор неэффективен, неуклюж и даже аморален, важно в следующий момент не заблокировать поведение, сколько открыть другие альтернативы.

Мы же порой действуем по стереотипу: «Не получилось, сделай то же самое еще раз; попробуй снова и снова, пока не добьешься результата». Однако пословица: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» – хорошая иллюстрация мудрой стратегии: испробуйте разные способы для достижения цели.

11.1. И потому надо всякий раз стараться стратегию нападения заменить стратегией выбора.

Вашему вниманию предлагается 5 полярных по своему знаку установок:

· Доминирующая («Я выше других») – партнерская («Я с вами на равных);

· Угрожающе повелевающая (Будет по-моему, или я вам покажу») – разрешающая («Вы имеете право сделать по-0своему»);

· Обвиняющая («Вы сами во всем виноваты») –конвенциальная («Вы имеете право на ошибку»);

· Осуждающая («Вы, как всегда, не правы») - принимающая («Это ваш лучший выбор»);

· Замкнутая («Я не доверяю вам») – открытая («Я доверяю вам свои чувства»).

 

11.2. Стратегия позитивных посланий

Каждый из нас в течение жизни получает массу указаний. Э Берн называет их «посланиями», Воспользуемся и мы его термином. А главное советами.

Послания бывают как вербальные, так невербальные.

Что касается невербальных посланий, то с ними человек начинает знакомиться со дня рождения. Когда ребенок еще не умеет говорить, он очень чутко воспринимает и интерпретирует невербальные сигналы взрослых: интонацию голоса, запахи и т.п.

Вербальные послания могут передаваться в форме приказаний или оценок. Например «Давай-давай – это у тебя получиться; «Естественно, ты снова все перепутал»; «Ну и глупый же ты!»; «Не вздумай опаздывать!»; «Не вмешивайся не в свои дела!»; «Не упусти свой шанс!» и т.п.

Как вы заметили, среди перечисленных есть как позитивные, так и негативные.

А теперь давайте поразмышляем вместе. Я представлю вашему вниманию 10 посланий, среди них 5 позитивных и 5 негативных. Мы с вами выстроим два ряда и дадим каждому свою интерпретацию.

Как не трудно догадаться, позитивные послания являются противоядием негативным. Негативные послания, несмотря на свой часто вынуждающий и даже неприятный характер, обольщают, обещая решение всех наших проблем в отношениях с другими или гарантируя успех. Они построены на человеческих слабостях, злоупотребляют нашим доверием и являются ложными пророками счастья, возбуждают безумную надежду, заставляют мечтать, обещают мир без трудностей. На самом деле это наркотик, притягательный и коварный.

Рассмотрим основные типы негативных посланий и противоядий к ним.

1. «Поторапливайся!» – «Управляй своим временем

Смысл послания «Поторапливайся» заключается в следующем: «Всегда лучше действовать быстро, чем медлить; быстро – значит хорошо»

Находясь под влиянием этого послания, человек убежден, что медленное выполнение действия малозначимо: «Важные действия всегда срочны, и лучше действовать в интенсивном темпе». Систематическое следование этому посланию приводит к суете и переутомлению.

Одним из коварных и вредных обещаний, скрытых в этом послании и обманывающих наши надежды, является следующее: «Ты все сможешь сделать вовремя, достаточно только поторопиться, и никаких проблем не будет».

Противоядием рассмотренному служит позитивное послание: «Управляй своимвременем!» Его смысл: «Гораздо лучше управлять своим временем и работать в оптимальном ритме, чем спешить».

Человек, следующий этому посланию, убежден, что быстрота полезна, но не всегда необходима; можно действовать медленно и эффективно – все зависит от ситуации. Он продвигается в своем собственном ритме: интенсивно, но без спешки и ненужного переутомления, создавая вокруг себя климат спокойной, деловой активности, А это вселяет силу и уверенность, как в него, так и в окружающих.

 

2. «Будь сдержанным!» – Будь открытым!»

Смысл негативного послания «Будь сдержанным!» достаточно многозначен: «Всегда лучше быть скрытым, но не проявлять то, что думаешь и чувствуешь (особенно свою слабость и неуверенность), и самому выпутываться из затруднений».

Он уподобляется «сфинксу, считает себя непогрешимым, часто сконфужен, блефует. В отдельных случаях представляется очень веселым, шутником и жизнелюбом. Но это лишь парадная сторона, искусственно создаваемое впечатление радости чрезмерно и несколько натянуто. Это послание стимулирует к героическим и опасным действиям на грани неоправданного риска.

Коварство этого послания в его ложном тезисе: «Ты всегда сможешь доказать, что ты самый сильный и выносливый».

Противоядием ему служит позитивное послание «Будь открытым!», смысл которого состоит в том, что лучше говорить то, что думаешь и чувствуешь, представлять таким, каким являешься на самом деле.

Когда человек находится под влиянием этого послания, он имеет возможность быть по-настоящему общительным, понимающим, терпимым.

Такой человек думает, что лучший способ коммуникации быть ясным и честным в своих намерениях, выражать свои мысли и чувства, прислушиваться к другим и доверять им, так как он чувствует себя достаточно сильным и трезво оценивающим ситуацию, чтобы превзойти тех, кого надо опасаться, оставаясь при этом в безопасности.

1. «Будь лучшим!»«Будь реалистом!»

Смысл послания «Будь лучшим!» (читаем «Будь совершенным!») состоит в следующем: «Лучше всегда делать все по высшему классу, не полагаясь на случай и учитывая все детали».

Находясь под влиянием послания «Будь совершенным!», человек увязает в деталях, опасаясь оказаться не на высоте. Он все перепроверяет, чтобы избежать какой бы то ни было критики, а, в конечном счете, утомляет свое окружение чрезмерными требованиями.

Коварство этого послания в ложной посылке: «Ты сможешь быть совершенным на все сто процентов».

Противоядием является послание «Будь реалистом!» Смысл его состоит в том, что в жизни невозможно всем овладеть одинаково хорошо. Существуют пределы человеческих возможностей.

Когда человек принимает установку «Будь реалистом!», он становится намного увереннее в себе, и окружающим от этого лишь польза. Он может предвидеть свои реальные возможности, учитывает факты, объективен, внимателен к тому, что происходит в действительности. Это счастливый прагматик.

 

1. «Радуй других!» - «Подумай также и о себе!»

Смысл послания «Радуй других!» состоит в следующем: «Следует всегда быть в согласии со всеми и избегать конфронтации любой ценой, даже в ущерб себе; для этого надо быть любезным со всеми»,

Когда человек находится под влиянием послания «Радуй других!», он не осмеливается сказать: «Нет!» Самое главное для него, чтобы другие были довольны. Он выкладывается, стремясь предстать в хорошем свете, из кожи вон лезет, чтобы его любили.

Коварство послания в совершенно иллюзорном убеждении: «Ты можешь порадовать весь мир!»

Противоядием рассмотренного является послание «Подумай также о себе!»

Смысл его в том, что в жизни следует уделять внимание и себе, чтобы сохранять форму и быть в состоянии заниматься другими. К кому же, людям можно дать только то, что есть у тебя самого. А уж понравиться всем просто невозможно.

Когда человек находится под влиянием послания «Подумай также о себе!» он осмеливается говорить: «Нет!», рискуя разонравиться другим. Он умеет защищаться и в случае необходимости тактично высказывать неприятные вещи. Не ожидает комплиментов. Уделяет внимание другим, но не забывает и о себе. Что являет хороший пример для других.

 

2. «Старайся! » – «Преуспевай, как можешь!»

Смысл послания «Старайся!» состоит в следующем: «Всякое дело надо начинать вновь и вновь и отдаваться ему полностью, пока все не получиться. Чем больше мучений, тем выше заслуги. При этом сам по себе результат не так значим, как приложенные усилия.

Когда человек находится под влиянием послания «Старайся!», он полностью выкладывается. Берется за одно и то же дело несколько раз, но до заветного конца так и не доводит. Чувствует себя раздавленным, но не бросает дела. Делает все для того, чтобы его пожалели. Коварство послания состоит в обманчивом постулате: «Тот, кто упорствует и утомляется, всегда выигрывает!»

Противоядием рассмотренного является послание «Преуспевай, как можешь!», смысл которого состоит в том, что главное в этой жизни результат. Обычно преуспевают в том, что любят. И работа спорится, если она в удовольствие.

Находясь под влиянием послания «Преуспевай, как можешь!» человек счастлив, так как довольствуется тем, что доступно и возможно. С таким человеком всем легко и просто. Он удачно уравновешивает усилия и результат. К тому же знает вкус счастья.

 

12. На основе изучения педагогического опыта, можно попытаться выстроить модель формирования взаимоотношений в системе «Учитель-ученик», выстроенных на гуманистических началах. Главными составляющими этой модели выступают: сотворчество и сопереживание за результаты учебного труда, партнерская солидарность во всех образовательно-воспитательных делах; любовь и уважение друг к другу; постоянная забота учителя о развитии своих воспитанников и беспокойство последних об оправдании надежд своего наставника; вера друг в друга; бережное отношение к достоинству каждого; способность учителя увидеть и понять мир ребенка, а ребенка осознать цену, которую платит учитель, чтобы тот научился «наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом» и, наконец, и что, быть может, самое главное, чтобы он научился чувствовать «человека, близко принимать к сердцу его радости и горести, жить среди людей…».

Взаимосвязь указанных компонентов очевидна. К приме­ру, первый (целевой) компонент определяет и подчиняет все другие. С другой стороны, все остальные компоненты "работают" на пер­вый (См.: схему № 2)

Схема № 2

В педагогике появился термин «театр урока». И это не случайно. Ибо уроки лучших учителей, порой превращаются в тончайшие социально-психологические спектакли «человеческих отношений». Их участники, «как в театре проживают многоцветную гамму чувств» (Н.Е.Щуркова).

Вопросы и задания:

1.Охарактеризуйте этапы модели развития гармоничных взаимоотношений между участниками педагогического процесса (авт.профессор В.А.Рахматшаева)

2.Раскройте суть модели ведущих систем восприятия (авторы - американские психологи Р.Бэндлер и Дж. Гриндер).

3. В чем суть стратегий управления идентификацией и обособлением?

4. Раскройте основные признаки гуманистического стиля отношений между учителем и учеником. Насколько оптимальны обозначенные в параграфе признаки гуманистического стиля отношений между учителем и учеником? Предложите свою версию их возможного уточнения и расширения.

5. Какие признаки, характеризующие гуманистический стиль отношений между учителем и учащимися, кроме обозначенных в параграфе, Вам известны? В чем их основная суть?


* Рахматшаева В.А. Психология взаимоотношений. –М., 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: