№ недели | Лекции | Вопросы для самостоятельной проработки | Практика | Тестиро-вание | |||
Дата | № лекции | Номер модуля Основная тема | Содержание лекции | Тема | |||
04.09 | Лекция 1 | Модуль 1 Введение в БЖД. Понятия и определения | Человек и техносфера. Аксиоматика БЖД. Негативные факторы среды обитания (факторы производственной и бытовой среды). | 1.Признаки, определяющие опасность 2.Принципы реализации безопасности (ориентирующие, управленческие, организационные, технические) 3.Методы и средства обеспечения БЖД. 4.Классификация СИЗ и СКЗ | + | ||
11.09 | Лекция 2 | Модуль 2 Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности | Структурно-функциональная организация человека. Обеспечение качества воздушной среды | 1 Основные психофизические законы восприятия (закон Вебера-Фехнера, закон Стивенса) 2. Экстероцептивные анализаторы человека: тактильный анализатор, болевая чувствительность, обоняние, вкусовая чувствительность, вибрационная чувствительность | 1.Микроклимат | ||
18.09 | Лекция 3 | 2. Оценка качества воздуха, оценка наличия ВВ в ОС | |||||
Эргономика. Организация рабочего места. Производственное освещение | 1.Антропометрические характеристики человека (статические и динамические) 2.Видя рабочих поз, их особенности по энергетическим затратам 3.Надежност человека как элемента эргатической системы (надежность работы человека-оператора, классификация ошибок человека-оператора) 4. Количественная оценка безопасности труда (показатели частоты производственного травматизма, тяжести травматизмам, показатель нетрудоспособности) 5. Измерение и оценка производственного освещения | 3.Количествен-ный анализ безопасности эргатических систем (дерево отказов) | |||||
25.09 | Лекция 4 | Модуль 3 Негативные факторы среды обитания, их воздействие на человека и среду обитания, методы защиты | Производственный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация | 1. Классификация производственного шума (по частоте, по спектру, по временным характеристикам, по природе возникновения). 2.Гигиеническое нормирование производственного шума (постоянного и непостоянного). 3.Измерение и оценка шумовой характеристики помещения и рабочего места 4. Классификация производственных вибраций (по способу передачи, по направлению действия, по временной характеристике, по спектру, по источнику возникновения) 5. Гигиеническое нормирование производственных вибраций | + | ||
02.10 | Лекция 5 | Электромагнитные поля и излучения Электрический ток. | 1. Шкала электромагнитных волн, классификация электромагнитных полей 2. Защита от лазерного излучения 3. Виды электротравм (местные и общие) | 4.Неионизиру-ющие излучения | |||
09.10 | Лекция 6 | Электробезопасность Ионизирующие излучения. | 1. Анализ схем включения человека в электрическую цепь (двухфазное, однофазное в сети с изолированной нейтралью, однофазное в сети с заземленной нейтралью) 2.Виды радиоактивного излучения (испускание частиц, радиоактивное электромагнитное излучение) 3. Гигиеническое нормирование радиоактивного излучения | 5.Ионизиру-ющие излучения | |||
19.10 | Лекция 7 | Опасные факторы комплексного характера. Пожаробезопасность | 1. Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека 2. Классификация АХОВ по агрегатному состоянию 3. Пожароопасные характеристики веществ и материалов | 6. Определение категорий помещений по пожарной опасности | |||
7. Оценка интенсивности теплового воздействия пожара пролива и огненного шара | |||||||
8. Определение границы зон на уровне НКПР для открытых площадок и закрытых помещений | |||||||
23.10 | Лекция 8 | Модуль 4 Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях | Чрезвычайные ситуации. Классификация, основные понятия. Поражающие факто-ры техногенных катастроф. Устойчивость функциони-рования технических объектов и систем. Защита населения и ликвидация последствий ЧС. | Вопросы будут высланы позже | 9. Оценка последствий при аварии на ХОО | + | |
30.10 | Лекция 9 | Модуль 5 Правовые основы и управление безопасностью жизнедеятельности | Правовые, нормативно-технические и организацион-но-технические основы обес-печения БЖД. Управление безопасностью жизнедеятельности. Подготовка кадров. Обучение, инструктаж. Экономические методы управления БЖД. Законодательное обеспечение безопасности в ЧС. | Вопросы будут высланы позже | 10.Расследование и учет несчастных случаев на производстве | ||
11.Права и обязанности работодателя в сфере охраны труда | |||||||
12.Трудовой кодекс |
Компьютерное тестирование проводится во время практических занятий или в дополнительно назначенное время. Предусмотрено 3 промежуточных контрольных тестирования.
№ модуля | Содержание контролируемых модулей | Количество контрольных заданий | Максимальное количество баллов |
1,2 | Человек и техносфера. Эргатическая система. Структурно-функциональная организация человека. Обеспечение качества воздушной среды. Производственное освещение. Эргономика. Организация рабочего места | ||
Производственный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация. Электромагнитные поля и излучения. Ионизирующие излучения. Электрический ток. Электробезопасность.Опасные факторы комплексного характера. Пожаробезопасность | |||
4,5 | Чрезвычайные ситуации. Классификация, основные понятия. Поражающие факторы техногенных катастроф. Устойчивость функционирования технических объектов и систем. Защита населения и ликвидация последствий ЧС. Правовые, нормативно-технические и организационно-технические основы обеспечения БЖД. Управление безопасностью жизнедеятельности. Подготовка кадров. Обучение, инструктаж. Экономические методы управления БЖД. Законодательное обеспечение безопасности в ЧС. |
Зачет по дисциплине выставляется по итогам семестровой работы (балльно-рейтинговая система) или по результатам итогового собеседования по пройденному курсу.
Расчет рейтинга
Практические занятия: одно занятие – до 1,25 балла[1]
Дополнительные виды учебной работы (отчет по СРС, презентация, доклад на СНТК и т.п.) – до 10 баллов.
Для получения зачета по рейтингу студент должен набрать не менее 62 баллов.
Пропущенные практические занятия должны быть отработаны студентом в виде самостоятельного выполнения заданий по темам соответствующих занятий.
[1] Студент присутствовал на занятии и выполнял задания – 0,5 балла; студент проявлял активность и самостоятельность при решении задач – 1 балл; решение задачи у доски – 1,25 балла. В случае, если студент присутствовал на занятии, но не выполнял задания и/или своим поведением мешал проведению занятия – 0 баллов.