Арт-терапевтическая работа с психиатрическими пациентами.




Арт-терапевтический подход впервые был применен на практике в психиатрии. Именно здесь произошло объединение опыта вдохновлен­ных движением «арт-брют» художников и арт-педагогов с достижениями психиатров, пытавшихся использовать стремление многих больных к оригинальным формам художественного творчества. Определенное значение для проникновения первых аналогов арт-терапевтической работы в психиатрические клиники имела, по-видимому, неудовлетворенность многих специалистов «ограничивающими» и «подавляющими» подхода­ми, длительное время доминировавшими в психиатрии. В скромном ар­сенале психиатрических методов лечения конца XIX — начала XX веков терапия отвлекающими впечатлениями, использовавшая изобразитель­ное искусство, различные ремесла, чтение литературы и другие области творческой деятельности, традиционно занимала не последнее место. В 1930-1940-е гг. в период господства бихевиоральных, механистиче­ских подходов к лечебно-воспитательной и социальной работе с психи­ческими больными различные виды изобразительной и декоративно-при­кладной деятельности были использованы, главным образом, в русле «индустриальной» терапии и терапии занятостью. Положительные эф­фекты такой деятельности объяснялись ее отвлекающим и обучающим (в смысле формирования ценных социальных навыков) действием.

Одновременно с этим, благодаря инициативам Г. Принсхорна, Ж. Дебюффе и других, приобрели определенную популярность формы художе­ственного творчества, основанные на признании эстетически оригиналь­ной «субкультуры» больных, отражающих в творчестве свой взгляд на мир. В результате синтеза этих двух направлений сформировались «классические» формы студийной арт-терапевтической работы, осуще­ствлявшейся, главным образом, в крупных психиатрических больницах Запада до 1950-1960-х гг. (во многих клиниках эти формы применяются и сегодня). Для арт-терапевтических студий середины XX века характе­рен акцент на таких видах изобразительной работы больных, которые игнорируют ее интерактивный характер, обусловленный идеей «психо­терапевтического альянса» и возможностью осознания больным содер­жания собственных переживаний, нашедших отражение в его творче­стве. В то время специалисты по использованию художественного твор­чества больных оказывали им в основном дидактическую помощь, обучая «азам» изобразительного искусства, и до известной степени «мо­рально» поддерживали своих пациентов.

1960-1970-е гг. характеризовались первыми попытками использо­вать формы художественной работы психиатрических пациентов, кото­рые бы опирались на психодинамические представления (И. Чампернон), и первыми опытами внедрения аналогов арт-терапии в деятельность ам­булаторных психиатрических учреждений и социальных центров по ра­боте с психическими больными (Р. Саймон). Постепенно, благодаря успеху этих инициатив и последовавшей в тот период крупной реоргани­зации психиатрических служб развитых стран, связанной с активным использованием психофармакологии, в психиатрии начали распростра­няться новые формы арт-терапевтической работы. Обнаружилось стрем­ление учитывать динамичный клинический и социальный статус больных, перемещающихся по мере лечения из стационаров во внебольничную среду, поэтому формы работы с ними становились все более дифферен­цированными.

Подлинный «прорыв» в использовании передовых методов социаль­ной и психотерапевтической работы с психически больными, включаю­щих в себя арт-, музыко- и драма-терапию, терапию движением и танцем, другие подходы, в развитых странах произошел в 1980-1990-х гг. Даль­нейшее разукрупнение стационаров, развитие сети внебольничной помо­щи, введение бригадных форм совместной работы психиатров, психологов, арт-, музыко- и драма-терапевтов, социальных работников, клинических педагогов и других специалистов позволили значительно гуманизиро­вать практику лечения и социального «сопровождения» психически больных людей, повысить качество их жизни и во многих случаях до­стичь их более стойкой социальной и клинической компенсации.

В настоящее время имеются самые разные формы арт-терапевтиче­ской работы с психическими больными, учитывающие особенности па­циентов и этапы лечебно-реабилитационного процесса и преследующие, исходя из этого, различные цели. Их можно разделить на две основные группы:

а) арт-терапия на начальных этапах лечения (в остром и подостром психотическом состоянии, как правило, в условиях психиатрического стационара);

б) арт-терапия на последующих этапах лечения и реабилитации (при­меняемые как в психиатрических стационарах, так и в амбулаторных условиях).

Арт-терапия психически больных на начальных этапах лечения име­ет своей основной целью стабилизацию состояния пациента и его адап­тацию к условиям психиатрического стационара. Изобразительная дея­тельность позволяет больному выразить свои переживания и в какой-то мере осознать их. Иногда на этом этапе в арт-терапевтическую работу включаются и родственники больного, поскольку помещение их близко­го в психиатрический стационар является для них большим стрессом. Совместная деятельность больного и родственников во многих случаях способствует более адекватному пониманию ими его состояния.

Арт-терапевтическая работа с острыми психиатрическими пациента­ми организуется по-разному и может проводиться в формах индивиду­альных или групповых занятий, построенных по студийному либо темати­чески ориентированному принципу. В статье П. Луззатто описывается один из вариантов групповой арт-терапии, сочетающий принципы тради­ционной студийной работы с элементами психодинамического подхода и интерактивности.

Арт-терапия на последующих этапах лечения и реабилитации имеет своими основными задачами дальнейшую стабилизацию психического' состояния пациента, предупреждение новых обострений болезни, а так­же преодоление негативных психологических последствий его социаль­ной изоляции, вызванной длительным пребыванием в психиатрическом стационаре, потерей работы, утратой социальных связей и т. д. Особое внимание уделяется восстановлению ценных практических навыков и интересов больного, повышению его самооценки, преодолению «стигма­тизации» и другим проблемам.

Применяемые для этого формы работы могут включать в себя как ин­дивидуальную, так и групповую арт-терапию в ее трех основных вариан­тах (открытая студийная, аналитическая и тематически ориентирован­ная группы). Выбор определяется степенью остаточных психических расстройств, индивидуальными потребностями пациента, его специфи­ческими проблемами. Такая арт-терапия может проводиться еще в пери­од пребывания больного в психиатрическом стационаре, в условиях ам­булаторного психиатрического учреждения («дневного» стационара), в психоневрологическом интернате, общинном центре и в других усло­виях.

В статьях С. Лыоис и А. Копытина описывается практика арт-терапевтической работы именно этого типа. Основными участниками арт-терапевтических групп в обоих случаях являются больные с различными психическими расстройствами, находящиеся в состоянии относитель­ной «компенсации» или в процессе становления ремиссии. Оба автора отдают предпочтение тематически ориентированным группам с большей или меньшей «структурированностью» сессий. В статье А. Копытина также приводится пример использования тематически ориентирован­ной, интерактивной работы пациентов с использованием техники «дра­матическая арена», предполагающей большую групповую динамику и коммуникацию пациентов.

Непосредственное отношение к проблемам арт-терапевтической ра­боты с психиатрическим пациентами имеют статьи М. Мауро и К. Тисдейл, включенные в другие главы книги. Своеобразие этих публикаций заключается в стремлении их авторов учесть культурные и социальные факторы, влияющие на характер переживаний пациентов и их отноше­ния с психотерапевтом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: