АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ второй половины XVII века. («СТИЛЬ ЛЮДОВИКА XTV»)




Творчество Луи Лево (ок. 1612-1670); соединение в нем традиций барокко с классицистическими приемами. Завершение композиции Квадратного двора Лувра. Здание коллежа Четырех наций на левом берегу Сены (арх. Л.Лево, П. Ламбер, Ф. д'Орбе); особенности его архитектурного решения, композицион­ная связь с Лувром.

Конкурс проектов восточного фасада Лувра, проведенный в 1666 г.; участие в нем французских и итальянских мастеров (в том числе Л.Бернини). Композиция, создан­ная Клодом Перро (1613-1688), как символ утверждения государственного значения классики. Колоннада и рельефы восточного фасада Лувра. Отражение в его образном строе идеологии французского абсолютизма; параллели между произведениемК.Перро и архитектурой императорского Рима. Градостроительное значение вос­точного фасада Лувра и неосуществленный проект площади перед ним.

Создание в 1671 г. Королевской Академии архитектуры (с филиалом в Риме) как объединения зодчих-единомышленников, научного учреждения и учебного заве­дения, ставящего перед собой задачу развивать классические традиции в теории и практике архитектуры. Никола Франсуа Блондель (1617 или 1618-1686) - теоретик и практик классицизма, первый директор Академии. Его основной теоретический труд «Курс архитектуры». Точка зрения Блонделя на задачи современной ему архитектуры, которые должны заключаться я том, чтобы «не только сравняться с произведениями античности, но даже превзойти их». Первые члены Академии: -Л. Брюан, Д. Гиттар, А. Лепотр, Ф.Лево, П.Миньяр, Ф. д'Орбе, К.Перро.

Дворцово-парковые ансамбли времени Людовика XIV. Ансамбль поместья Н.Фуке Во-ле-Виконт близ Мелёна; входящие в ансамбль дворцовый комплекс и регулярный («французский») парк. Основные особенности «французского» стиля паркостроения на примере Во-ле-Виконта (геометрически четкая симметричная планировка, использование фигурной стрижки зелени, сочетание травяных и вод­ных партеров, включение в ансамбль декоративной скульптуры и произведений архитектуры малых форм). Создатели ансамбля Во-ле-Виконт - архитектор Л.Лево, мастер садово-паркового искусства А.Ленотр, живописец Ш.Лебрен.

Версаль - крупнейший дворцово-парковый ансамбль Франции времени Людо­вика XIV, главная резиденция «короля-солнца». История формирования ан­самбля, его составные части (город, дворец, парк). Ведущие мастера француз­ского искусства второй половины XVII - начала XVIII в. - создатели ансамбля Версаля (Л.Лево, Ф.д'Орбе, Ж. Ардуэн-Мансар, Р. де Котт, А.Ленотр, Ш.Лебрен, Ф. Жирардон, А.Куазевокс и другие). Регулярный план города, сочетающий сис­тему прямоугольных кварталов с трехлучием главных радиальных магистралей, расходящихся от площади перед дворцом (Плас д'Арм) в сторону Парижа и королевских замков Со и Сен-Клу. Трехлучевая система планировки Версаля как выражение средствами градостроительного искусства политического кредо Людовика XIV («государство - это я»). Конный монумент Людовика XIV перед дворцом и его композиционная роль.

Дворец Версаля, его композиция и размеры, этапы строительства. Мрамор­ный двор дворца и его кирпично-каменное ядро. Новые корпуса дворца и его парковый фасад, спроектированный архитектором Жюлем Ардуэн-Мансаром (1646-1708); классицистические основы его композиции, роль и трактовка ор­дерных форм. Анфилада главных парадных залов дворца (Зеркальная галерея, залы Войны и Мира), ее декоративное убранство, отражающее влияние барокко. Дворцовая капелла. Оранжерея при дворце.

Парк Версаля, его планировка и рельеф. Крестообразный канал как планировочный «каркас» парка Бассейны, фонтаны, скульптурные группы в парке. Дворец Большой Трианон; его местоположение, функциональная роль, архитектурное решение.

Постройки Ж.Ардуэн-Мансара в городе Версале - Большие и Малые конюш­ни на Плас д'Арм, церковь Нотр-Дам. Другие загородные дворцы короля к знати, сооруженные по проектам Ж.Ардуэн-Мансара (Марли-ле-Руа, Сен-Клу, Медон, Наварр, Дампье-сюр-Бутон); особенности их планировочного решения, связь с парковыми массивами. Композиция парка Марли, созданная Андре Ленотром (1613-1700). Спроектированные Ленотром парки Шантийи, Сен-Клу, Со, Медона. Терраса Ленотра в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле. А.Ленотр как мастер «планиметрического урбанизма», развивавшегося на осно­ве картезианской концепции.

Приемы регулярной планировки в проектах фортификатора и архитектора Себастьена Вобана (1633-1707). Его теоретический труд «Истинный способ укрепления городов». Укрепленный город Неф-Бризак в Эльзасе как типичный пример градостроительного творчества Вобана. Другие его работы (стены и форты Безансона, цитадель Лилля, укрепления Бриансона, перестройка Бреста, Рокруа, Рошфора, участие в строительстве Лангедокского канала).

Градостроительные преобразования в столице Франции времени Людовика XIV. План расширения и застройки Парижа, разработанный Никола Франсуа Блонделем и Пьером Бюлле (ок. 1639-1716). Предложение о создании на месте сносимых городских укреплений «променадов», положивших начало кольцу Больших бульваров. Новая планировка сада Тюильри и создание парка Елисейских полей по проектам А. Ленотра. Сооружение триумфальных арок при въездах в город; композиция сохранившихся арок Сен-Дени и Сен-Мартен. Но­вые архитектурные ансамбли Парижа, созданные в конце XVII в. по проектам Ж.Ардуэн-Мансара: площади Побед и Вандомская; их замкнутый характер, сходные приемы организации фасадов периметральной застройки. Скульптур­ные монументы, первоначально установленные на обеих площадях.

Комплекс Дома и собора Инвалидов на левом берегу Сены. Создатели этого ансамбля - архитекторы Л. Брюан и Ж. Ардуэн-Мансар; творческий вклад каждо­го из них в общее решение. Градостроительное значение комплекса; эспланада, связывающая Дом Инвалидов с набережной Сены.

Сравнение композиции собора Инвалидов и других памятников культового зод­чества в Париже XVII в. Парижская церковь Ассомпсьон (арх. Ш.Эрар, 1606-1689) как пример центральнокупольного сооружения, в композиционном решении кото­рого преобладают черты классицизма. Своеобразный вариант центрической ком­позиции, представленный церковью Салпетриер (арх. Л. Брюан. 1635-1697). Моти­вы римской Иль Джезу в архитектурном решении церкви Сен-Рош (арх. Р. де Котт. 1656-1735). Характерные примеры гражданских общественных зданий Парижа, не входящих в основные архитектурные ансамбли города (обсер­ватория, медицинская школа, театр «Комедии Франсез». госпиталь Салпетриер). Аналогичные образцы провинциальной архитектуры Франции времени Людови­ка XIV (ратуши в Арле, Бурже, Лионе, Марселе, арсенал в Тулоне и др.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: