Примеры практических заданий




Содержание билетов

 

Билет № 1

1. Предмет и задачи культуры речи. Культура речи среди других языковых дисциплин (стилистика, лингвистика и риторика).

2. Понятие конфликта в профессиональном общении. Этапы развития конфликта.

3. Решение кейс-задачи.

 

Билет № 2

1. Норма литературного языка: определение, вариативность норм, типы ошибок.

2. Выслушивание партнера как психологический прием в переговорном процессе.

3. Решение кейс-задачи.

 

Билет № 3

1. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

2. Унификация и стандартизация документов.

3. Решение кейс-задачи.

 

Билет № 4

1. Стилистические особенности словообразования. Стилистические ресурсы словообразования.

2. Понятие этики делового общения.

3. Практическое задание.

 

Билет № 5

1. Лексико-фразеологическая норма и ее варианты. Лексические и фразеологические ошибки.

2. Понятие «невербальное общение». Специфика использования невербальных средств общения.

3. Решение кейс-задачи.

 

Билет № 6

1. Употребление в речи профессиональной лексики и научных терминов.

2. Понятие «имидж» и его общая характеристика.

3. Практическое задание.

 

Билет № 7

1. Морфологические ошибки и их разновидности.

2. Подготовка к проведению деловых переговоров. Создание благоприятного психологического климата в переговорном процессе.

3. Решение кейс-задачи.

 

Билет № 8

1. Синтаксические ошибки. Синтаксические средства выразительности.

2. Определение, структура и средства общения. Механизмы воздействия в процессе общения.

3. Решение кейс-задачи.

 

 

Билет № 9

1. Понятие точности речи. Предметная и понятийная точность. Точность словоупотребления.

2. Перцептивная сторона общения.

3. Практическое задание.

 

Билет № 10

1. Понятие логичности. Предметная и понятийная логичность. Экстралингвистические условия логичности речи. Основные логические законы.

2. Коммуникативная сторона общения.

 

Билет № 11

1. Понятие чистоты речи. Использование в речи диалектизмов и профессиональных слов. Иноязычные слова и выражения в речи, речевые штампы и канцеляризмы. Слова-сорняки. Жаргонные слова.

2. Интерактивная сторона общения.

3. Практическое задание.

 

Билет № 12

1. Понятие богатства речи. Лексико-фразеологическое и семантическое богатство речи. Словообразование как источник речевого богатства. Грамматические ресурсы богатства речи.

2. Психологические типы личности и их учет в профессиональной коммуникации.

3. Практическое задание.

 

Билет № 13

1. Выразительность речи и ее основные условия. Благозвучие речи как национальный фактор оценки речи. Фонетические средства выразительности. Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи. Выразительные возможности грамматики.

2. Способы разрешения конфликта в контексте деловой ситуации.

3. Практическое задание.

 

Билет № 14

1. Понятие уместности речи. Стилевая уместность. Ситуативно-контекстуальная уместность. Личностно-психологическая уместность. Доступность речи как одна из сторон уместности.

2. Стили профессионального общения.

3. Решение кейс-задачи.

 

Билет № 15

1. Официально-деловой стиль: особенности и характерные языковые средства.

2. Средства невербальной коммуникации.

3. Практическое задание.

 

Билет № 16

1. Научный стиль: особенности и характерные языковые средства.

2. Деловая беседа как основная форма делового общения.

3. Практическое задание.

 

Билет № 17

1. Публицистический стиль: особенности и характерные языковые средства.

2. Виды деловой корреспонденции.

3. Решение кейс-задачи.

Билет № 18

1. Особенности устной и письменной речи научного стиля.

2. Психологические приемы влияния на партнера в ходе профессионального общения.

3. Решение кейс-задачи.

 

Билет № 19

1. Научное исследование: схема проведения, структура работы и оформление.

2. Универсальные этические и психологические нормы и принципы общения.

3. Практическое задание.

 

Билет № 20

1. Особенности устной публичной речи. Оратор и аудитория.

2. Общие правила оформления документов.

3. Практическое задание.

 

Билет № 21

1. Подготовка публичной речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

2. Функции документов.

3. Практическое задание.

 

Билет № 22

1. Речевой этикет в профессиональной деятельности психолога.

2. Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика» применительно к деловой коммуникации.

3. Практическое задание.

 

Билет № 23

1. Профессиональная речь психолога, специализирующегося в области индивидуального консультирования.

2. Требования к проведению делового совещания.

3. Решение кейс-задачи.

 

Билет № 24

1. Требования к профессиональной речи детского психолога.

2. Презентация и ее назначение для профессиональной коммуникации.

3. Решение кейс-задачи.

 

Билет № 25

1. Коммуникативные качества речи и их характеристика.

2. Типы национальных деловых культур и их учет в профессиональной коммуникации.

3. Практическое задание.

 

 

Примеры практических заданий

№ 1. Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

Вариант 1

Столичные шофера гудели на свадьбе. 2. Давайте сначала установим причину полноты, а затем подберем гомеопатические или другие средства лечений. 3. Не успел он из дому выйти, как в него вошел Кузнецов. 4. Могу поддержать любую беседу не потому, что я полиглотка, а потому, что умею вставить в разговор две-три фразы по теме. 5. Вы неглупая, надежная, одарена внешностью.


Вариант 2

Тогда в дело вступали тренера и мастера боя, отдававшие рабам приказы подстегнуть бичами или прижечь раскаленным железом недостаточно ретивых. 2. Я поехал к ней, но у нее ее не было. 3. Погода была чудесна, прекрасна, олнечная, ясная, совсем без дождей, без ветра. 4. Совсем недавно я купила очень красивую бра. 5. Промокнувший до нитки мальчик добежал наконец до дома.

№ 2. Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. В каких словосочетаниях нарушены нормы?

Трое солдат — три солдата, четверо девушек — четыре девушки, семеро козлят — семь козлят, к обоим соседкам — к обеим соседкам, о тысяче мелочей — о тысячах мелочах, в полтораста метрах — в полутораста метрах.

№ 3. Употребления каких форм сказуемого требуют нормы современного литературного языка в предложениях, подлежащее которых выражено словами большинство, меньшинство, множество, несколько? Проанализируйте формы сказуемых в следующих примерах. Чем объясняется в них выбор форм множественного или единственного числа?

1. Несколько пыльных электрических лампочек погасло (Паустовский). 2. Несколько журналистов уехали в свои редакции (Булгаков). 3. Приехало множество народу (Петрушевская). 4. Большинство писем доставлено днем (Лидин). 5. Несколько слуг бросились было в разные стороны (Пушкин). 6. Несколько мужчин и женщин стояли у ворот больницы (М. Горький). 7. Большинство писателей из тех, кто не ушел на фронт, трудятся в Радиокомитете (Лукницкий).

№ 4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов.

1. Не только надо относится друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе. 2. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии. 3. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 4. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома. 5. Художник изобразил, как Петр I ведет войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 6. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. 7. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 8. На правлении обсуждался вопрос о подготовке к севу лошадей.

№ 5. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.

Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание); благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение); вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие).

№ 6. Опишите как можно подробней свою будущую профессиональную деятельность. Составьте список ситуаций общения, типичных для работы по вашей специальности. К каким из этих ситуаций вы готовы уже сегодня?

№ 7. Для чего психолог должен владеть культурой речи? В чём она проявляется? Сопроводите свои размышления примерами из жизни.


Примеры кейс-задач

1. Работодатель назначил вам время для деловой встречи. Составьте диалог по двум формам ответа:

- согласие;

- отказ с извинениями и объяснениями причин.

2. В беседе с руководителем фирмы одна из сотрудниц сетовала на сложную моральную атмосферу в коллективе: «Многие, кого я считала друзьями, оказались людьми с «двойным дном». Беседуя с глазу на глаз, показывают себя милыми, отзывчивыми людьми. Но, группируясь по собственным интересам, готовы перешагнуть любого человека, не считаясь ни с какими этическими нормами». Приведите своё мнение в отношении действий руководителя фирмы и обоснуйте свою позицию.

3.Для эффективной творческой работы большое значение имеет моральная атмосфера в коллективе. Какие, на Ваш взгляд, типические обстоятельства стимулируют аномальное нравственное состояние межличностных отношений в коллективе? Какие условия, напротив, способствуют укреплению механизма уверенности и нравственной защищенности личности? Какие характеристики деловому общению вы можете дать, анализируя здоровый и аномальный психологический климат в коллективе. Аргументируйте свой ответ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: