Разделение Нидерландов в конце XVI в. на северные (Голландия) и южные провинции (среди последних Фландрия - крупнейшая). Аррасская уния 1579 г., закрепившая протекторат испанской монархии над южными провинциями (Бельгией), господствующей религией в которых остался католицизм. Влияние католической церкви на развитие архитектуры Бельгии, выразившееся в преимущественном распространении барокко. Сочетание в бельгийском барокко национальных (главным образом готических) традиций с пристрастием к пышной декорации, воспринятым от итальянского и испанского барокко.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) - глава фламандской художественной школы и один из крупнейших мастеров эпохи барокко. Его архитектурные произведения (эскизы декоративных сооружений для Антверпена, собственный дом).
Иезуитские церкви (св. Карла Борромея в Антверпене, св. Михаила и Бегинок в Брюсселе, св. Михаила в Левене); связь их планировочных и декоративных решений с церковью Иль Джезу в Риме.
Барокко в гражданской архитектуре Бельгии конца XVII - первой половины XVIII в. Гильдейские дома на Большой пл. в Брюсселе; сохранение в их облике традиционных черт, восходящих к эпохе Возрождения и Средним векам. Здания дворцового типа, композиция фасадов которых решена под влиянием классицизма (дом герцогов Брабантских в Брюсселе, арх. Г. де Брейн;- королевский дворец в Антверпене, арх. Я.П.Баурсхейдт).
Архитектура Голландии, развивавшаяся, начиная с XVII в., на иной, чем в южных провинциях, социально-политической и религиозной основе. 'Образование независимой Республики Соединенных (северных) провинций, подтвержденное условиями перемирия 1609 г. в войне с Испанией. Голландия как одно из первых в Европе буржуазных государств. Формирование в голландском обществе новой системы жизненных ценностей и взглядов, обусловленных прагматическими интересами господствующего класса и отвечавших процессу становления бюргерской культуры. Доминирующая роль протестантской церкви, отвергавшей театрализованную пышность католических обрядов и индифферентно относившейся к искусству как средству воздействия на чувства верующих. Значительно меньшее, чем в южных провинциях, влияние барокко на голландское искусство; реализм как его главное направление. Практицизм и рационализм голландской архитектуры, обусловливающие соответствующую простоту композиционных решений в духе классицизма. Формирование и распространение новых типов построек, связанных с торговлей, и судостроением (рынки, городские весы, биржи, склады, верфи, портовые сооружения и т.п.), функциям которых не могли соответствовать усложненные формы барокко. Применение в строительной практике Голландии красного кирпича стен и белого камня деталей; создание на базе контрастного сочетания этих материалов своеобразных декоративных эффектов.
Градостроительство Голландии XVII в. Столица страны Амстердам и ее регулярный план как пример реализации замысла «идеального» города в специфических природных условиях. Каналы и гавани Амстердама; зонирование его территории по функциональному признаку. Городские дома различных типов; особенности их планировки и композиции фасадов.
Влияние палладианства на голландскую архитектуру XVII в. Морицхойс (дом Морица) в Гааге - наиболее яркий пример палладианской композиции патрицианского городского особняка. «Дом в лесу» близ Гааги (арх.П.Пост, 1608-1669) как голландский вариант палладианской виллы. Интерпретация палладианских мотивов в композиции ратуши Амстердама (арх. Я. Ван Кампен, 1595-1657). Ратуши в Делфте, Болсварде, Маастрихте, Энкхойзене; черты барокко и классицизма в их архитектурном решении. Примеры гражданских сооружений других типов, возводившихся в Голландии в XVII столетии (Мясные ряды в Харлеме, Суконная палата в Лейдене, Мясной рынок в Делфте, здание городских весов в Гауде. Адмиралтейство, морской «магазин» и верфи Ост-Индской компании в Амстердаме).
Архитектура голландских протестантских церквей: преимущественное использование в них центрических планов (церкви в Виллемштадте. Ренсоуде. Миддельбурге, Лейдене, Круглая лютеранская церковь в Амстердаме). Западная, Южная и Северная церкви в Амстердаме, спроектированные X. Де Кейсером (1565-1621), их градообразующая роль.
Сокращение объемов строительства в конце XVII и в XVIII в. Влияние на голландскую архитектуру французских образцов («голландский стиль Людовика XV»). Здание Королевской библиотеки в Гааге (арх. Д.Маро, ок. 1663-1752); черты рококо в его композиции.