АППАРАТЫ СТАТИЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ




Тема № 1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

ПЛАН.

1.ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.

2.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫИ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНИКА В ОБРАЗОВАНИИ.

3.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

4.НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ.

5.ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.

1. Работа с современными техническими средствами порождает новый тип взаимодействия человека и машины. Современное человечество включается в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития нашего общества одним из основных видов деятельности является производство информации и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Развитие информации вызвано тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания, появлением глобальных проблем, которые нельзя решить прежними средствами. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ – это система взаимосвязанных процессов: информационного, познавательного, материального. Информатизация современного общества влечёт за собой следующие социальные последствия:

- увеличение числа людей, занятых в информационной сфере;

- интеллектуализация многих видов деятельности;

- повышение требований к общеобразовательной и профессиональной подготовке специалистов на основе новых информационных технологий;

- появление совершенно новых профессий и отмирание существующих;

ИНФОРМАЦИЯ – это сведения, которые уменьшают или полностью снимают существовавшую до их получения неопределённость. Информация как продукт производства имеет следующие качественные отличия от производимых человеком других видов продукции:

- не уменьшается при употреблении;

- обладает возможностью одновременного использования многими людьми

(потребителями);

- легко и быстро транспортируется на значительные расстояния;

- производство и потребление информации сливается в единый процесс.

 

2. В ходе истории человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации всех производственных процессов, а с 30 годов ХХ века и в процессе обучения и воспитания. Информационные процессы (ИП) всегда играли важную роль в науке, технике и в жизни общества. ИП состоит изследующих компонентов:

- сбор информации - это деятельность субъекта, входе которой он получает сведения об интересующем его объекте;

- обмен информацией – это процесс, в ходе которого источник информации

излучает, а пользователь (или получатель) принимает;

- накопление информации – это процесс формирования исходного несистематизированного массива информации, которая может иметь определённую ценность для пользователя или не представлять её;

- хранение информации – это процесс поддержания исходной информации в виде обеспечивающих выдачу данных в требуемые сроки;

- обработка информации – это упорядоченный процесс её преобразования в соответствии с алгоритмом решения той или иной задачи;

- выдача информации – это процесс или операция, которая выдаётся как

конечный результат пользователю в том виде, который требуется ему.

 

3. Информационная техника представляет собой материальную основу информационной технологии (ИТ), с помощью которой осуществляется все предыдущие процессы. До середины XIX века доминирующим в процессе сбора и накопления информации были чернильница, перо бумага. На смену ручной информации пришла механическая техника, что и послужило базой для изменений в технологии обработки информации. Понадобилось много лет для того, чтобы перейти от запоминания и передачи информации к её переработке. Это стало возможным с появлением во второй половине XX века информационной техники – ЭВМ, которые положили начало компьютерным технологиям.

Технология получила своё название в древнее время. Древние греки считали её мастерством и искусством делать вещи. Более ёмкое определение это понятие приобрело в современном обществе. ТЕХНОЛОГИЯ – это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов. ИТ – совокупность методов программных процессов и программных технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информационного ресурса, а также повышение их надёжности и оперативности. Следующие три достижения – основа ИТ:

1. Появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях;

2. Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без ограничений во времени и пространстве;

3. Возможность автоматизированной обработки информации, с помощью компьютера по заданным алгоритмам.

ИТ делят на 3 группы:

1.Сберегающие – экономит труд, время и материальные ресурсы;

2.Рационализирующие – улучшают автоматические системы поиска, заказов и т. п.;

3.Созидающие (творческие) – система переработки и использования информации.

 

4.Новые информационные технологии обучения (НИТО) определяются как совокупность внедряемых систем управления образования и систем обучения, новых методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы и отображение информационного продукта с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. Существуют такие виды обучения, связанные с НИТО, как компьютерное обучение и электронное обучение, с помощью систем и устройств электроники. Имеют два вида обучения:

1.Рецептивное – восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств.

2.Интерактивное – обучение при взаимодействии человека и компьютера в диалоговом режиме.

Введение ТСО в процесс обучения началось с разработки первых программ аудиовизуального обучения в 30–х годах в США. В конце 40-х они появляются в школе. В середине 50-x возникает идея программированного обучения и в это же время начинают разработку аудиовизуальных средств, предназначенных для обучения: тренажёры, электронные классы, обучающие женщины, лингофонные кабинеты. В 70-x усиливается теоретическая обработка ТСО и появляются новейшие средства обучения. В 80-е годы стали создаваться дисплейные классы и применяться интерактивное видео. В 90-е годы в образовательных учреждениях стали использовать мультимедийную аппаратуру. Мультимедиа – современная компьютерная технология, позволяющая объединять в компьютерной системе звук, свет и т.д. Сегодня появился язык моделирования виртуальной реальности, которая с помощью программных средств и разнообразных технических устройств создать иллюзии к реальности происходящего в компьютерной среде и активного участия в ней пользователя.

 

5.Учитель в УВП применяет ТСО и аудиовизуальные средства обучения на трёх уровнях:

1.Эпизодически;

2.Систематически;

3.Синхронно.

Эффективность использования ТСО определяется тремя взаимосвязанными аспектами:

1.Технический – адаптация, совершенствование и разработка ТСО, используемых для передачи информации учащимся. Обратной связи от учащегося к преподавателю, контролю знаний, организации самостоятельных занятий.

2. Методический – умелое использование ТСО на уроке в процессе подачи дидактического материала.

3.Организационный – обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования.

Что касается внеклассной работы с применением ТАСО, то выделяют следующие:

- Классный час (видеодемонстрация);

- Информационный центр;

- Киновечер;

- Медиатека;

- Экскурсия;

- Киноклубы;

- Телеконференции;

- Электронная библиотека;

- Фотокружок;

- Кружок радиолюбителя.

 

 

Тема№2.

ТЕХНИЧЕСКИЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

 

ПЛАН.

1.Понятие о ТАСО.

2.Основная классификация ТАСО.

3.Требования к ТАСО.

4. Функции ТАСО.

 

1.ТАСО – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в УВП для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

ТСО объединяют два понятия:

- технические устройства (аппаратура);

- дидактические средства обучения (носители информации, которые с помощью этих устройств воспринимаются В некоторых источниках ТСО называют ТАСО, которые делятся на жёсткие (магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры) и мягкие (грамзаписи, слайды, диски, кинофильмы).

 

2.Классификации ТАСО разнообразны в силу ряда причин:

- в зависимости от их устройства;

- от их функциональных возможностей;

- от способа предъявления информации.

К основным классификациям можно отнести следующие:

а) ТСО по функциональному назначению (по характеру решаемых учебно-воспитательных задач);

б) ТСО по принципу устройства и работы;

в) ТСО, распределяемые по роду обучения;

г) ТСО по логике работы;

д) ТСО по характеру воздействия на органы чувств;

е) ТСО по характеру предъявления информации.

 

а). Учебно-воспитательные задачи и с помощью каких ТС они решаются:

Передача учебной информации. Диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры, проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы, киноустановки, видеомагнитофоны, компьютеры.

- Контроль знаний. Всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определённой программе оценивать знания, усвоение изучаемого материала. ТС контроля могут быть индивидуальными или групповыми: автоматизированные тесты, перфокарты, кассеты.

- Обучение и самообучение. Обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определённым программам, заложенным в технические устройства. Технические средства (ТС) делят на три группы:

1. ТС, имеющие обучающие линейные программы (не зависят от правильного ответа по каждой порции материала).

2. ТС, имеющие разветвлённые программы, которые дают возможность продвигаться по ним при наличии правильного ответа.

3. ТС, имеющие комбинированные обучающие программы (включают оба ответа).

- Вспомогательные. ТСО объединяют в средства малой автоматизации и аппараты, используемые для вспомогательных целей (движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов, устройства дистанционного управления, радиомикрофоны, полиэкран).

- Тренажёрные. Специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков.

- Комбинированные. Являются универсальными средствами обучения, т.е. средствами, которые выполняют несколько функций сразу (лингафонные кабинеты, компьютерные классы и различные учебные телевизионные системы).

- Воспитание и самовоспитание (в перспективе).

б). Эти ТСО бывают:

- электромеханические;

- механические;

- оптические;

- звукотехнические;

- электронные;

- комбинированные.

в). Здесь выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного использования.

 

г). Эти ТСО могут быть с линейной программой работы, т.е. не зависеть от обратной связи, и с разветвлённой программой работы, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от объёма и качества обратной связи.

д). Здесь ТСО делятся на визуальные, аудио и аудиовизуальные средства обучения.

е). Здесь ТСО делятся на звуковые, экранные и экранно-звуковые средства обучения.

Основные требования можно разделить на пять групп:

I Функциональные. Способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы. II. Педагогические. Соответствие возможностей технических средств тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями к обучению и воспитанию учащихся.

 

III. Эргономические. Удобства и безопасность эксплуатации ТСО, уровень шума, удобства транспортировки, ремонта, минимальное количество операций при подготовке их к работе.

IV. Эстетические. Товарный вид, гармония формы, масштаб, соразмерность, целостность композиции.

V. Экономические. Относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности.

3. Функции ТАСО очень разнообразны и их большое количество. Выделим основные четыре:

а). Коммуникативная – функция передачи информации. Она даёт возможность воспринимать анализаторами учебный материал.

б). Научно-исследовательская – функция, которая даёт возможность получаемую информацию использовать с исследовательской целью, а также с целью поиска вариантов использования учебного материала для различных форм познавательной деятельности, а также моделирование содержания и форм подачи информации.

в). Управленческая – функция, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и саму организацию их выполнения, а также получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

г).Коммуникативная - функция объединения, систематизации, хранения документализированной учебной и учебно-методической информации в технических комплексах и устройствах. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, через накопление, сохранение им передачу информации с помощью современных информационных технологий.

 

Тема №3.

АППАРАТЫСТАТИЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ

 

История развития.

Аппараты для статической проекции применяют в учебных заведениях давно. Но и в настоящее время они не утратили своего значения при проведении уроков и самых разнообразных внеклассных мероприятий.

"Волшебные фонари" - так раньше называли проекционные аппараты - появились в России в первой четверти XVIII в. В те времена применяли в основном диаскопические проекционные аппараты с простейшими объективами и корпусами из дерева, жести и листового железа. Источниками света для этих аппаратов служили керосиновые светильники на 1-3 фитиля или газовые горелки.

Широкое применение проекционный фонарь получил в университетах и гимназиях, где его использовали для демонстрации опытов по физике и химии.

В это же время в России начинали изготовлять в сравнительно большом количестве проекционные аппараты различных моделей (более 20). Это были всевозможные пантоскопы, мегаскопы, фотоскопы, афенгескопы и др.

В 1895-1898 гг. русскими изобретателями Е. А. Малиновским и Н. А. Пашковским были разработаны и изготовлены, а позже усовершенствованы первые эпипроекционные аппараты, т. е. проекционные аппараты, служащие для показа непрозрачных иллюстраций. Эти аппараты применяли в малых аудиториях или для индивидуальной работы, так как они давали изображение на экране не более 70X70 см.

Первые диафильмы на 36-миллиметровой целлулоидной пленке появились в России в 1904-1905 гг., и назывались они "проекционные фотограммы", "картийные ленты".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: