Ситуация 3. Изменение себестоимости.




Факторный анализ прибыли от продаж в Excel

Деятельность любой коммерческой компании направлена на получение прибыли. Основные факторы, влияющие на прибыль это объем реализованной продукции, ее ассортимент, себестоимость и расходы на реализацию. Анализ этих факторов поможет компании выявить недостатки, повысить рентабельность продаж и подготовить бизнес план по продажам. В нашей статье мы расскажем о том, как можно провести факторный анализ прибыли от продаж с помощью Excel, какие формулы использовать, как строить графики и диаграммы по результатам анализа.

Факторный анализ – это способ комплексного и системного исследования влияния отдельных факторов на размер итоговых показателей. Основная цель проведения такого анализа – нахождение способов увеличения доходности фирмы.

Факторный анализ позволяет определить общее изменение прибыли в текущем периоде по отношению к предыдущему (базовому) периоду или изменение фактических показателей прибыли по отношению к плану и какое влияние на эти изменения оказали следующие факторы:

- объём продажи продукции,

-себестоимость реализованной продукции,

- цены реализации,

- ассортимент реализуемой продукции.

Итак, с помощью факторного анализа можно установить объем продаж, себестоимость или цену реализации, которые увеличат прибыль компании, а факторный анализ по ассортименту реализуемой продукции, даст возможность выявить какой товар продается лучше, а какой товар пользуется наименьшим спросом.

Показатели для факторного анализа берутся из бухгалтерского учета. Если анализируются итоги за год, то используют данные бухгалтерской отчетности формы № 2 «Отчет о финансовых результатах».

Факторный анализ можно проводить 2 способами:

- способом абсолютных разниц,

- способом цепных подстановок.

Математическая формула модели факторного анализа прибыли от продаж:

ПР = Vпрод. х (Ц – Sс/с. 1 ед-цы), где

ПР – прибыль от продаж плановая или базовая,

Vпрод. - объём продаж продукции (товаров) в натуральных величинах (шт., тонны, метры и т.п.)

Sс/с1 ед-цы - себестоимость 1 единицы реализованной продукции,

Ц – продажная цена 1 единицы реализованной продукции.

Способ абсолютных разниц.

За основу факторного анализа берется математическая формула:

ПР = Vпрод. х (Ц – Sс/с 1 ед-цы продукции)

Такая формула включает 3 анализируемых фактора – объем продаж в натуральных единицах, цену, себестоимость 1 единицы продаж.

Далее изучаются ситуации, влияющие на прибыль. Определяется изменение величины прибыли за счет каждого фактора. Расчет строится на последовательной замене плановых значений факторных показателей на их отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей. Приведем формулы расчета для каждой ситуации, оказавшей влияние на прибыль.

Ситуация 1. Влияние на прибыль объёма продаж:

Δ ПР объема. = Δ V прод. х (Ц План –S с/с 1 ед-цы продукции План) = (V прод. Факт - V прод. План) х (Ц План –S с/с 1 ед-цы продукции План).

Ситуация 2. Влияние на прибыль продажной цены:

Δ ПР цены = V прод. Факт х Δ Ц = V прод. Факт х (Ц Факт – Ц план)

Ситуация 3. Влияние на прибыль себестоимости 1 единицы продукции:

Δ ПР с/с. 1 ед-цы продукции = V прод. Факт х (- Δ S с/с 1 ед-цы продукции) = V прод. Факт х (– (S с/с 1 ед-цы продукции Факт - S с/с 1 ед-цы продукции План)).

Способ цепной подстановки.

При таком методе сначала рассматривается влияние одного фактора, при неизменности прочих, затем второго и т.д.

За основу берется все та же математическая формула модели факторного анализа прибыли от продаж:

ПР План = Vпрод. План х (Ц План – Sс/с. 1 ед-цы продукции План).

Далее выявляется влияние факторов на сумму прибыли.

Ситуация 1. Изменение объёма продаж.

ПР 1 = Vпрод. Факт х (Ц План – S с/с 1 ед-цы продукции План)

Δ ПР объем. = ПР 1 – ПР План

Ситуация 2. Изменение цены продаж.

ПР 2 = Vпрод. Факт х (Ц Факт – S с/с 1 ед-цы продукции План)

Δ ПР цена. = ПР 2 – ПР 1

Ситуация 3. Изменение себестоимости.

ПР (с/с 1ед-цы продукции) = Vпр. Факт х (Ц Факт – S с/с 1 ед-цы продукции Факт)

Δ ПР (с/с 1ед-цы продукции) = ПР 3 – ПР 2

Условные обозначения, применяемые в формулах, приведенных выше:

ПР План – прибыль от реализации (плановая или базовая),

ПР 1 – прибыль, полученная под влиянием фактора изменения объема продаж (Ситуация 1)

ПР 2 – прибыль, полученная под влиянием фактора изменения цены (Ситуация 2)

ПР 3 – прибыль, полученная под влиянием фактора изменения себестоимости продаж 1 единицы продукции (Ситуация 3)

Δ ПР объем – сумма отклонения прибыли при изменении объема продаж,

Δ ПР цена – сумма отклонения прибыли при изменении цены,

Δ ПР (с/с 1ед-цы продукции) – сумма отклонения прибыли при изменении себестоимости 1 единицы реализованной продукции,

Δ Vпрод. – разница между фактическим и плановым (базисным) объемом продаж,

Δ Ц – разница между фактической и плановой (базисной) ценой продаж,

Δ S с/с 1 ед-цы продукции – разница между фактической и плановой (базисной) себестоимостью единицы реализованной продукции,

Vпрод.Факт – объем продаж фактический,

Vпрод.План – объем продаж плановый,

ЦПлан – цена плановая,

ЦФакт – цена фактическая,

S с/с 1 ед-цы продукции План – себестоимость 1 единицы реализованной продукции плановая,

S с/с 1 ед-цы продукции Факт – себестоимость 1 единицы реализованной продукции фактическая.

Способ цепной подстановки дает те же результаты, что и способ абсолютных разниц Суммарное отклонение прибыли будет равно сумме отклонений под влиянием всех факторов, по которым проводиться факторный анализ.

Проведем факторный анализ прибыли от продаж с помощью Excel. Математические действия и расчетные формулы для факторного анализа будут проводиться в Excel-Таблицах. Будем сравнивать фактические и плановые показатели в Excel-таблицах, далее по результатам построим графики или диаграммы, которые наглядно покажут результаты и отклонения проведенного факторного анализа.

В Excel можно построить стандартную план-факт таблицу, которая будет состоять из нескольких блоков: в левой части Таблицы в колонке будет стоять название показателя, в центре — данные с планом и фактом, в правой — отклонение (в абсолютных величинах и в относительных в процентах).

Пример.1

Организация реализует металлопрокат. Косвенные расходы распределяются на себестоимость реализованной продукции, т.е. формируется полная себестоимость продукции. Проведем факторный анализ прибыли от продаж методом цепных подстановок и определим какие из показателей оказали наибольшее влияние на прибыль компании. Плановые показатели взяты из бизнес-плана по продажам, фактические из бухгалтерской отчетности (Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах») и бухгалтерского учета – (Отчеты о продажах в натуральных единицах). Данные о результатах финансовой деятельности компании фактические и плановые представлены в Excel- Таблице 1.

Данные о результатах финансовой деятельности компании

Таблица 1

 

Фактор План Факт Отклонения от плана
Абсолютные (Гр.3-Гр.2) В процентах (Гр.4/Гр.2 х100)
         
1.Объем продаж, тыс. тн 520,2 510,1 -10,1 -1,94
2.Цена (тыс.руб.)   35,15 0,15 0,43
3.Выручка (тыс. руб.) (Стр. 1 х Стр.2)   17930,02 -276,99 -1,52
4.С/с продаж (тыс. руб.)     1130,00 11,06
5. С/с продаж 1 тн, тыс.руб. 19,65 22,25 2,60 13,26
6.Прибыль (тыс. руб.) ((Стр. 2 – Стр.5) х Стр.1) 7985,07 6580,29 -1404,78 -17,59

 

 

Из данных Таблице 1 следует, что объем продаж фактический ниже планового на 10,1 тыс.тн, продажная цена была выше плановой на 0,15 тыс.руб., при этом сумма фактической выручки меньше плановой на 276,99 тыс. руб., а себестоимость продаж наоборот выше плановой на 1130 тыс. руб. Все выше перечисленные факторы привели к снижению фактической прибыли по сравнению с плановой на 1404,78 руб.

Динамику финансовых показателей Таблицы 1 можно наглядно увидеть на диаграмме, которую легко построить с помощью Excel- Таблицы 1. Для этого выделяем Таблицу 1 в программ Excel, нажимаем на панели окошко «Вставка» в этом окошке выбираем гистограмму и цветная гистограмма сразу появляется в Excel рядом с Таблицей 1, которую вы видите ниже.

Динамика фактических показателей по отношению к плановым

 

Рис.1

 

 

 

 

На гистограмме в цвете изображены фактические (бордовый цвет), плановые (синий цвет) показатели и абсолютные отклонения (зеленый цвет) таких факторов как объем продаж, цена за 1 тн, выручка, себестоимость продаж, себестоимость продаж 1 тн, прибыль.

В диаграмме наглядно видно, что плановый объем продаж и выручка выше фактических показателей, а себестоимость продаж и прибыль ниже факта

Проведем факторный анализ прибыли от продаж двумя способами.

Для факторного анализа используем математическую формулу модели факторного анализа прибыли от продаж. В данном случае она базируется на плановых показателях, так как мы сравниваем фактические и плановые данные. В расчетах участвуют три фактора:

- объем продаж,

- цена продаж,

- себестоимость единицы реализованной продукции.

Математическая формула трех факторной модели выглядит следующим образом:

ПР План = Vпрод.План х (Ц План – S с/с 1 ед-цы продукции План),

где ПР План – плановая прибыль от реализации, тыс.руб..

Vпрод. План – объём продаж плановый, тн.

Ц План– цена 1 тн металлопроката плановая, тыс.руб.

S с/с 1 ед-цы продукции План – себестоимость продаж 1 тн металлопроката плановая, тыс. руб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: