Введение
Вопрос о том, что представляет собой философия музыки - это тема, которая не может быть прояснена без объяснения по поводу того, как можно понимать «философию вообще» и назначение философствования. И в условиях довольно критичного современного отношения к философии это выглядит как вполне актуальная задача.
Понятно, что каждая из научных дисциплин, будь то философия, культурология или психология творчества, избирающая музыку объектом своего внимания, разрабатывает соответствующий круг проблем, используя подобающие ее теоретическому профилю приемы и средства исследования.
Философский подход к музыке, в рамках которого она трактуется как определенная форма и результат человеческого творчества, имеет свою специфику. Он, разумеется, предполагает использование специальных научных исследований. Однако здесь авансцену занимают вопросы, которые в принципе находятся вне компетенции конкретных дисциплин. Они касаются смыслового ядра музыки, ее сущности, специфики и т. д. Таким образом, философский подход призван выделить интегральные черты и закономерности, специфическую логику развития музыки, музыкальной культуры, которые отражают и выражают универсальные моменты, проявляющиеся в пестроте и разнообразии этих феноменов общественного духовного бытия.
Свойственную философскому знанию ориентацию на осмысление комплекса фундаментальных проблем дополняют уникальные объяснительные возможности философии. Благодаря этому она становится способной весь оценивать совокупный исторический опыт существования музыки и с высоты этого опыта и судить о различных конкретных ее аспектах, ее фундаментальных онтологических основаниях и т. д.
Философию применительно к музыке интересуют не способы «изготовления» людьми тех или иных «музыкальных продуктов» в виде произведений (хотя, например, с точки зрения философии искусства, эвристики, герменевтики это, видимо, весьма интересно, полезно и поучительно), и даже не совокупность условий, придающих «продукту» музыкальной культуры, творческой музыкальной деятельности некую «общественно признанную форму».
1. От чего отталкиваться? Пять общих тезисов
Тезис 1. Предмет «философии вообще», как понимают его авторы, - постижение сущности бытия (или сущностей различных составляющих его предметов, состояний, процессов, уровней и т. д.), познание сущности человеческого отношения к миру и места человека в нем. Философия есть интеллектуальное усилие заглянуть «за...», в «зазеркалье явлений» - то есть максимально постичь их сущность [1].
Тезис 2. Философия есть духовная форма преодоления человеком своей собственной конечности [2]. Причем это преодоление и выход человека «к другому», то есть в некое «вне», в область внешнего ему мира, социальных и прочих отношений, осуществляется уникальным, только человеку присущим образом - посредством Слова.
Применяя эти рассуждения к вопросу о философии музыки скажем, что она есть такая часть, отрасль философского знания, которая позволяет человеку, во-первых, «заглянуть за... » внешние впечатления от действительности, в которой пребывает музыка, и, во-вторых, постичь ее сущность, преодолеть человеческую «конечность» в духовной реальности и ее постижении посредством некоего «слова о музыке».
Мы исходим из того, что философия исследует музыку как духовное по своей природе образование и принимаем то, что сфера музыки имеет отношение и к бытию человеческого духа.. В этом смысле мы воспринимаем как некую в определенной мере «парадигму» точку зрения, согласно которой «философия культуры, философия религии или философия языка не содержит в себе знание о противостоящей человеку реальности, но понимает эту реальность как состояние духовной жизни человека» [3]. Следовательно, уже будет совершенно неуместно просто по аналогии с общепринятым в известной учебной литературе определением философии как науки «о наиболее общих законах развития природы, общества и познания» или похожим на него определением полагать, что и философии музыки «на роду написано» быть некой наукой о «наиболее общих законах функционирования, развития музыкальной реальности и ее познания».
Тезис 3. Философия музыки предстает не просто одним из воплощений «рационалистической философии», исследующей некий мистический туман «ментальных потоков», но формой познания, стремящейся постичь язык музыки и интерпретировать его в языке смыслов, имеющих социокультурное значение. Заглядывая в это самое «за.» музыки, философия реализует попутку постичь эти смыслы в Слове, найти это Слово (выраженное, конечно же, не одним каким-то особенным словом-термином, возможно даже не одном словосочетанием), адекватное сущности, смыслу, природе, наконец, скажем — самой Идее Музыки. Этот путь не могут пройти самостоятельно ни искусствоведение, ни музыковедение, ни эпистемология - они всегда будут нуждаться на этом пути в помочах философии (если угодно, — метафизики).
Тезис 4. «Что на самом деле имеет сущностное значение в музыке? В чем ее собственная сущность?», - разделяя такую постановку проблемы, мы должны признать, что философия музыки, быть может, потому главным образом и есть, что она в единственном своем лице все еще обращается к этому вопросу, обрекая себя на какое-то «вечное возвращение» к этому «проклятому месту», пункту. Ибо каждый раз, как только мы сами или с помощью чьей-то очень умной теории отвечаем на него, тут же если уж не наш современник, так какой-нибудь следующий за нами вновь ставит его в полный рост. Это как с идеей, заложенной в известной теореме Гёделя, гласящей, что система утверждений, концепция не может быть признана истинной с точки зрения ее самой, изнутри ее - нужен обязательно выход во вне, в другую систему утверждений и аргументации. Так и здесь: искусствоведение, музыковедение со всеми своими отраслями и усилением со стороны исторических и культурологических исследований не могут дать единственно-истинный ответ на вопрос о сущности музыки, ее «идее» и тому подобное.
Тезис 5. В конечном счете, если исходить из древнего понятия философии как любви к мудрости, то можно, наверное, и о философии музыки говорить как о «любви к мудрости музыки». Думается, что постижение, истолкование этого положения, пожалуй, будет ничуть не легче, чем раскрывать предыдущие четыре тезиса или исследовать творчество хотя бы одного композитора или исполнителя.
Какой же философии музыки следует придерживаться?
Нет однозначного ответа или совета на поставленный вопрос. Когда-то очень давно философ-мистик Эммануил Сведенборг написал: «Все в мире наполнено Богом, и каждый берет себе в меру из этого изобилия ». Зачем это приведено? А к тому, что каждый в меру своих собственных притязаний и способностей, в силу своих собственных убеждений и исповедуемых ценностей может выбрать ту философскую традицию, которой намерен следовать.
В этой полифонии мнений нет и не будет чего-то предосудительного, вопрос лишь в том, что выбрать. В конечном счете, выбор - это «духовно-практическая процедура, в ходе которой. сознание личности осуществляет избирательное предпочтение одних ценностей и норм, отвергая другие» [4].
Собственно говоря, если исходить из сказанного в предыдущих пяти тезисах, то философия музыки может быть представлена двояко.
С одной стороны, она может рассматриваться как распространение определенной философской доктрины на музыку и ее понимание. И это - один из самых, вероятно, простых «ходов», имевший ряд примеров (вспомним, скажем, марксистско-ленинскую или феноменологическую теории). Тогда теория, прилагаемая к музыке, станет выполнять и роль некой методологической базы, даже парадигмы. Здесь тоже присутствует определенный выбор, умение его обосновать. Ведь «методологические подходы, равно как и методологические принципы. могут быть разными и далеко не согласованными друг с другом» [5]. В этом контексте представляется значимым с методологической точки зрения то, что отмечает А.С. Ахиезер: «Важное место в процессе (пере)осмысления занимает экстраполяция и интерпретация. Экстраполяция — перенос накопленного культурного богатства, смыслов на осмысляемое явление.
Интерпретация есть творческий акт изменения накопленных смыслов, накопленной культуры, точка роста культуры» [ 6].
Чисто объективные аспекты внутренних паттернов музыки открывают возможность для широкого спектра интерпретаций. Сложные культурные значения вырастают из абстрактной формы.
А вот второй подход куда более сложен. Его суть кратко можно представить в виде проблемы - постичь, выразить в Слове ответ на вопрос «какую философию исповедует та или иная музыкальная традиция, музыкальная культура?». Вопрос исключительный по сложности. И он также имеет некоторые исторические аналоги - например, с вопросом «в чём твоя вера?»... Выдающийся культур-антрополог и философ-гуманист П. Тейяр де Шарден писал, что «только исходя из человека, может человек разгадать и мир». Как пишут исследователи и комментаторы его творчества, это было сказано в 1931 г. [7]. Не думаем, что за прошедшие восемь десятков лет ситуация кардинально изменилась - все, что имеет общество, все наши самые современные социальные, экономические политические, международные проблемы - это, в конечном счете, деяния человеческие.
Итак, представим на короткое время, что подобно, например, Льву Толстому или Николаю Бердяеву, Альберу Швейцеру или Жану-Полю Сартру, которые в той или иной степени дали ответ на вопрос, в чем их вера (читайте - «философия»), кто-то из выдающихся композиторов или ярчайших исполнителей, видных музыковедов или авторитетных музыкальных критиков обстоятельно или хотя бы тезисно ответил бы на вопросы: «Какую философию музыки вы исповедуете?», «какую философию исповедует (эта или та) музыкальная культура?». И почему-то представляется, что сказанное в ответ, могущее показаться как естественное выражение кредо отвечающего (а слово credo, как известно, переводится как «вера»), будет, думается, в лучшем случае как нечто «размышлительное» и незавершенное. В первую очередь как раз потому, что обстоятельный и в то же время понятный всем ответ на вопрос «какую философию ты исповедуешь?» - дело не просто серьезное, но исключительно сложное.
Самый известный у нас и наиболее авторитетный из всех зарубежных исследователей музыки с позиций философии и социологии, Теодор Адорно, писал: «Если кто-нибудь непредвзято ответит на вопрос, что такое социология музыки, он, по-видимому, скажет: познание отношений между слушателями музыки как обобществленными индивидами и самой музыкой. Такое познание требует по своему существу обширнейших эмпирических исследований, на плодотворность которых можно, однако, рассчитывать только тогда, когда проблемы уже в теории образуют определенную структуру, когда известно, что релевантно и что, собственно, требуется узнать [выделено нами -А. К., К. Ш.]. Только тогда исследование не будет простым набором ничего не говорящих фактов. Этому скорее будет способствовать конкретная постановка вопросов, чем общие рассуждения о музыке и обществе» [8].
Как известно, эту фундаментальную задачу - прояснение, что есть социология музыки, какова теория этой социологии, исходя из проведенных им широких эмпирических исследований, - Т. Адорно решил.
Так какой же «философиимузыки » если уж не следует, то хотя бы можно придерживаться? Чтобы ответить на этот вопрос, тому, кто на него будет отвечать, следует сказать, что он понимает под этой самой «философией ». Думается, опыт Т. Адорно в области социологии (и, в определенной мере, в философии) музыки подает нам весьма актуальный и наглядный пример. «Остается лишь проделать путь», который пока что теоретическая философия, да и музыковедение не прошли, хотя трудами многих философов и композиторов, музыковедов и теоретиков искусства серьезные шаги уже сделаны. Вопрос о том, что такое «философия музыки» - это и теоретико-методологическая проблема, и проблема, значимая практически.
Выступая 14 декабря 2012 г. с Посланием к народу Казахстана, Президент нашей страны Н. А.Назарбаев упомянул в необходимом политическом и идеологическом контексте ханафитскиймазхаб [9], основателем которого был великий исламский богослов и правовед Абу Ханифа (699 - 767), который учил: «Испытайте свое знание практически, ибо знание без практики (проверки) - безжизненное тело » [10]. Можно было бы привести бесчисленное множество других суждений о роли практики. Ограничимся лишь только что упомянутым в надежде, что можно решить не только задачу определения философии музыки путем приложения к исследованию музыки той или иной философской доктрины, но и более сложную задачу - ответить, что есть философия музыки через постижение того, какую философию исповедует та или иная музыкальная культура.
Есть, одним словом, что обсуждать. Как точно подметил наш выдающийся современник, глубокий знаток античности Пьер Адо: «Думаю, философам так никогда и не избавиться от соблазнительного «plaisirdeparler»» (удовольствия говорить) [11].