Готов ли Ваш ребёнок к школе?




Класс.

 

Готов ли ваш ребенок к школе? (слайд 1)

Терпение – пластырь на все раны.

 

 

Цель: ознакомить родителей учащихся с понятием «школьной готовности», возможными трудностями в период начала обучения в школе, помочь подготовиться семье к обучению ребёнка в первом классе

Форма проведения: Презентация.

 

Ход собрания.

Что такое готовность к школе? (слайд 2)

 

Многолетнее изучение этой проблемы показало, что имеет значение комплекс факторов: "...готовность ребенка к систематическому обучению в школе ("школьная зрелость") — это тот уровень морфологического, функ­ционального и психического развития ребенка, при кото­ром требования систематического обучения не будут чрез­мерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка" (Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего уче­ника? - М., 1991. – С.10).

В наших дальнейших рассуждениях внимание будет сосредоточено именно на психологической готовности ребенка к школе. Это понятие означает сформированность необходимых психологических предпо­сылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к си­стематической учебе.

Набор психологических свойств и качеств многооб­разен, поскольку понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они между собой тесно взаимосвязаны.

Под функциональной готовностью (слайд 3) понимают "соот­ветствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и за­дачам школьного обучения" (Рабочая книга школьно­го психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Бо­рисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1991. — С. 67). Функциональная готовность ребенка свидетель­ствует об уровне общего развития, его глазомера, про­странственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки.

Интеллектуальная готовность (слайд 4) предполагает приобре­тение ребенком определенного запаса конкретных зна­ний, понимание общих связей, принципов, закономер­ностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схе­матического мышления, творческого воображения, на­личие основных представлений о природе и социаль­ных явлениях.

Оценка готовности к школе по уровню интеллекту­ального развития— наиболее распространенная ошибка учителей и родителей. Старание родителей направляет­ся на "запихивание" в ребенка всевозможной инфор­мации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представле­ний. Желательно развивать способность слушать, по­нимать смысл прочитанного, пересказывать услышан­ный материал, умение сопоставлять, сравнивать, вы­ражать свое отношение к прочитанному, проявлять ин­терес к неизвестному.

Интеллектуальная готовность имеет и другой ас­пект — формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учеб­ную задачу и превратить ее в самостоятельную цель де­ятельности.

Умение выделить учебную задачу означает понима­ние (или непонимание) ребенком специфики учебной ситуации, роли учителя в учебном процессе, условно­сти учебного общения.

К 6 годам происходит постепенное оформление ос­новных элементов волевого действия: ребенок способен поставить: цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определен­ное усилие для преодоления препятствия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое по­ведение и процессы торможения слабы. Сознатель­ное управление собственным поведением дается по­ка ребенку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формирова­нии у детей умения преодолевать трудности, в вы­сказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.

Возможность управлять своим поведением тесно свя­зана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в уме­нии слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, ис­пользовать образец, сосредоточивать и удерживать вни­мание на определенной деятельности в течение дли­тельного времени.

Волевая готовность (слайд 5) к школе позволит первокласс­нику включиться в общую деятельность, принять си­стему школьных требований, выполнять новые для него правила. Мотивационная готовность (слайд 6) к школе — это желание ходить в школу, приобретать новые зна­ния, желание занять позицию школьника. Интерес де­тей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установ­ление и сохранение положительных взаимоотноше­ний со взрослыми в семье и школе, самолюбие, са­моутверждение—все это возможные варианты мо­тивации учения, порождающие в детях стремление за­ниматься учебным трудом.

Одна из наиболее значимых потребностей в данном возрасте — познавательная потребность (слайд 7). Уровень ее раз­вития — один из показателей психологической готов­ности к школе. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания.

Познавательные интересы складываются постепен­но. Наибольшие трудности испытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской си­туацией.

Познавательный интерес можно сравнивать с кост­ром: для горения постоянно необходимо топливо — но­вые впечатления, знания, умения. Без "топлива" кос­тер начинает гаснуть. В дошкольный период познава­тельную потребность детей во многом стимулируют и удовлетворяют родители. У детей, не получивших не­обходимого им общения с родителями и другими близ­кими взрослыми, эта потребность остается неразвитой.

Социально-психологическая готовность к школе (слайд 8) озна­чает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. Не все дети к этому готовы. Обратите внимание на процесс игры вашего ребенка со сверст­никами. Умеет ли он договариваться с другими детьми? Согласует ли свои действия с правилами игры? А может быть, он игнорирует партнера по игре?

Учебная деятельность — деятельность коллективная, а потому ее успешное усвоение становится возможным при наличии дружеского и делового общения между ее участниками, при умении скооперироваться, объединить усилия для достижения общей цели.

Несмотря на важность каждого из названных ранее критериев психологической готовности, самосознание ребенка представляется особенным. Оно связано с отношением к самому себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. Л.С.Выготский отмечал, что с переходом в новый воз­растной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Он "открывает" свои переживания. Самооценка становится более объективной. Появляется тенденция к обоснованию своих оценок. Это важно для последующего формирования уме­ния оценивать свою деятельность и результаты своего учения. Завышенная оценка своих возможностей, необъективное отношение к результатам своей деятель­ности, неверное восприятие оценок учителя могут осложнить адаптацию ребенка к школе.

Трудно сказать, какие из перечисленных факторов - психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформи-

рованности каждого из них у разных детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств, может привести к сложностям и конфликтам. Помочь начинающему школьнику; родители смогут только в том случае, если причина трудностей будет определена верно. Дети, не готовые к обучению, требуют специального подхода. И учителю, и родителям предстоит кропотливая работа. Трудности, связанные с приходом в школу "неготового" к ней ребенка, могут ухудшить его психологическое состояние, нарушить эмоциональное восприятие школы и учебы, развитие личности в целом.

 

Как подготовить ребенка к школе? (слайды 10 - 11)

 

Причиной негатив­ного отношения ребенка к обучению могут быть не только особенности развития его организма, но и условия, в которых он растет. Если малыш воспитывается в обстановке постоянных конфликтов, страха, безнадзорности, то это неизбежно приводит к нарушениям нервно-психической сферы. В подобных случаях приходится говорить о торможении (задержке) развития.

Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение ребенка с близкими людьми. Очень важно, какую позицию в этом процессе они занимают, каково их собственное отношение к школе. Еще дошкольником ребенок прочно воспринимает и порой неосознанно впитывает содержание разговоров взрослых, неосторожные, казалось бы, ничего не значащие реплики о школе, учителях, о системе образования вообще, об отношении родителей к учебе в своем далеком детстве. Детьми воспринимается и эмоциональная окраска этих суждений: равнодушие или озлобленность, насмешливость или цинизм.

Родители окажут большую помощь учителям, воспитателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, бу­дут поощрять в ребенке желание учиться.

 

Вопросы для обсуждения.

 

Какое отношение семьи к школе передается вашему ребенку?

Не лишен ли ребенок полноценного эмоционального общения в кругу семьи?

Как часто вы хвалите ребенка за усердие, старание, выдержку и терпение?

Обосновывает ли ваш ребенок свои поступки? Часто ли вы просите его об этом?

 

Опросник для родителей.

 

(цитируется по кн.: Безруких М.М., Ефремова С.П. Знаете ли вы своего ученика?

— М., 1991. — С. 12)

1. Особенности личности ребенка, его поведение в детском коллективе: отношения с детьми (дружелюбный, драчливый, дисциплинированный, спокойный, легко возбудимый, раздражительный); характеристика ночного и дневного сна (засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится в постель); навыки опрятности (аккуратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания или нет).

2. Работоспособность во время занятий (работает целеустремленно во время всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом).

3. Состояние и характер памяти (хорошая, плохая, зрительная, слуховая).

4. Особенности мышления (воспринимает материал только на конкретных примерах, владеет абстрактными понятиями, может обобщать).

5. Развитие речи (произносит правильно все звуки, неправильно произносит один или два звука, неправильно произносит большинство звуков, заикается; при пересказе текста употребляет распространенные предложения, пользуется эпитетами; речь бедная, односложная; правильно ли понимает смысл картинки или рассказа). (слайд 9)

6. Усвоение программы детского сада (имеет ли необходимый для своего возраста запас, сведений и знаний, ориентируется ли во времени и месте, знает ли, где живет, знает ли имена родителей, их специальность, места работы, времена года, домашних и диких животных, доступны ли элементарные обобщения). (слайд 12)

 

Внимание! Слайды презентации №13-15 можно демонстрировать или отменить по Вашему усмотрению.

Литература.

Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. Пособ.для средн. и высш. педагогич. учебн. заведений, преп. начальн. классов и родит./ Сост. Л. В. Ковинько. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: