Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Экспертирование современного литературного потока для детей, подростков и юношества» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в рабочей программе дисциплины; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание.
Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения (дискуссия), что позволяет погружать студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений.
Для успешной подготовки к семинарским занятиям студенты в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов (Библиогид, X-libris, Либрусек), должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Библиотека», «Современная библиотека», «Библиотечное дело», «Школьная библиотека», «У книжной полки», «Семейное чтение» и др.
Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Для выполнения заданий самостоятельной работы в письменной форме по темам «Анализ и экспертирование произведений различных литературных родов» и «Анализ и экспертирование произведений различных литературных жанров» студенты, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Библиотека», «Библиотечное дело», «Современная библиотека», «Школьная библиотека», «Семейное чтение», «Литературная учеба», «Вопросы литературы», материалы научно-теоретических сборников и др. Тема «Жанры литературоведческих работ» и задание по подготовке бук-трейлера потребует обращения к образцам подобных работ в литературоведческой журналистике и библиотечной практике, соответствующим блогам и сайтам.
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля
Успеваемости и промежуточной аттестации
Вопросы для подготовки к зачету для студентов очного отделения
1. Понятие экспертирования. Литературное экспертирование как вид деятельности.
2. Основные принципы и составляющие литературного экспертирования. Цели, задачи и функции экспертирования.
3. Профессиональная периодика и рекомендательная библиография как основа для экспертирования и источник информации о новых детских книгах.
4. Специфика экспертирования литературного процесса в детской литературе. Признаки произведения для детей и подростков.
5. Общие критерии экспертирования и оценки художественной литературы для детей, подростков и юношества.
6. Основные методы, приемы и алгоритмы (технология) экспертирования литературы для детей.
7. Особенности экспертирования произведений художественной литературы для читателей разного возраста – детей, подростков и юношества. Критерии оценки произведений для детей разного возраста.
8. Критерии оценки и экспертирования художественной литературы для подростков.
9. Критерии оценки и экспертирования художественной литературы для юношества.
10. Экспертирование содержательных и духовных посылов произведения для детей.
11. Оценка актуальности тематики литературного текста, его адекватности возрастным и психологическим запросам читателя.
12. Оценка характеров героев, их возрастного соответствия читателю, специфики конфликта.
13. Экспертирование сюжетостроения произведения. Анализ и оценка сюжетно-композиционного строения произведения, соразмерности его элементов.
14. Оценка формы и художественных особенностей произведений для детей разного возраста.
15. Анализ и оценка языка и стиля художественной литературы для детей.
16. Особенности экспертирования произведений для детей различных литературных родов (проза, поэзия, драматургия).
17. Специфика экспертирования поэзии для детей различных жанров (стихотворная сказка, поэма, лирическое и игровое стихотворение, малые стихотворные формы).
18. Специфика экспертирования прозаических произведений для детей разных жанров.
19. Особенности экспертирования психологической повести для детей, подростков и юношества.
20. Специфика экспертирования жанров фэнтези, детектива, мистического текста, триллера.
21. Особенности экспертирования жанра авторской сказки.
22. Специфика экспертирования произведений отраслевой литературы.
23. Основные жанры литературного экспертирования: отзыв, рецензия, аннотация, обзор; их структура, содержательные компоненты; специфика подготовки.
24. Материалы периодической печати и библиотечных сайтов и блогов как источник информации о новых книгах и опора для экспертирования.
На зачете, студент помимо знания теории должны продемонстрировать результаты творческого проекта – анализ конкретного произведения современной литературы для детей, подростков и юношества.
Вопросы для подготовки к зачету для студентов заочного отделения
1. Понятие экспертирования. Литературное экспертирование как вид деятельности.
2. Основные принципы и составляющие литературного экспертирования. Цели, задачи и функции экспертирования.
3. Профессиональная периодика и рекомендательная библиография как основа для экспертирования и источник информации о новых детских книгах.
4. Специфика экспертирования литературного процесса в детской литературе. Признаки произведения для детей и подростков.
5. Общие критерии экспертирования и оценки художественной литературы для детей, подростков и юношества.
6. Основные методы, приемы и алгоритмы (технология) экспертирования литературы для детей.
7. Особенности экспертирования произведений художественной литературы для читателей разного возраста – детей, подростков и юношества. Критерии оценки произведений для детей разного возраста.
8. Критерии оценки и экспертирования художественной литературы для подростков.
9. Критерии оценки и экспертирования художественной литературы для юношества.
10. Экспертирование содержательных и духовных посылов произведения для детей.
11. Оценка актуальности тематики литературного текста, его адекватности возрастным и психологическим запросам читателя.
12. Оценка характеров героев, их возрастного соответствия читателю, специфики конфликта.
13. Экспертирование сюжетостроения произведения. Анализ и оценка сюжетно-композиционного строения произведения, соразмерности его элементов.
14. Оценка формы и художественных особенностей произведений для детей разного возраста.
15. Анализ и оценка языка и стиля художественной литературы для детей.
16. Особенности экспертирования произведений для детей различных литературных родов (проза, поэзия, драматургия).
17. Специфика экспертирования поэзии для детей различных жанров (стихотворная сказка, поэма, лирическое и игровое стихотворение, малые стихотворные формы).
18. Специфика экспертирования прозаических произведений для детей разных жанров.
19. Особенности экспертирования психологической повести для детей, подростков и юношества.
20. Специфика экспертирования жанров фэнтези, детектива, мистического текста, триллера.
21. Особенности экспертирования жанра авторской сказки.
22. Специфика экспертирования произведений отраслевой литературы.
23. Основные жанры литературного экспертирования: отзыв, рецензия, аннотация, обзор; их структура, содержательные компоненты; специфика подготовки.
24. Материалы периодической печати и библиотечных сайтов и блогов как источник информации о новых книгах и опора для экспертирования.