Организация контроля и оценка результатов учебной деятельности учащихся по литературе.




В постоянном и систематическом учете реализуется обратная связь, дающая оперативную информации об уровне знаний, степени формирования умений, о темпах продвижения каждого ученика в процессе обучения. Виды учета: текущий (на каждом уроке в течение изучения темы. Ф-я – обучающая), итоговый (на заключительных занятиях по теме). Опрос – часть урока, осуществляющая функцию учета. Два вида: индивидуальный (конкретный ученик), фронтальный (большое количество учеников). Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности ученика. При оценке письменных работ основанием служат критерии правильного понимания и полноты раскрытия темы, композиции сочинения, точность и богатство употребления лексики. Если творческая работа направляется определенным заданием, то критерием оценки может выступать полнота охвата задания учеником. «Потемный балл» - итоговая оценка за пройденную тему. Д/з – две стороны: закрепление материала на уроке и опережающее задание, выражающееся в указании текста, который нужно прочитать к следующему уроку. Контрольный учет направлен не только на проверку уровня ученической подготовки, но и осуществляет функции контроля работы учителя (к. р., тесты, экзамены о предмету (устный или письменный)).

Организация изучения эпических произведений в средних и старших классах

Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы. Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: басня, рассказ, роман, эпопея. Но жанровые различия не должны снимать при изучении того общего, что составляет существо эпического рода литературы, - его повествовательности и способности охватить жизнь в ее объективной полноте. Эта особенность эпических произведений сказывается на целях, путях и способах работы над ними в школе. При изучении их внимание неизбежно будет концентрироваться на тех компонентах художественного текста, которые существенны для эпического рода. В школьных условиях ими обычно оказываются:

1. Тема, проблематика, сюжет. Рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эстетическую реальность, как преображенную действительность.

2. Образы героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов).

3. Автор как творец, как создатель особого художественного мира данного произведения.

Независимо от того, какой путь разбора будет принят в качестве основного, эпическое произведение должно изучаться целостно, как художественное единство, в неразрывности содержания и формы.

Анализ эпического произведения в любом классе должен быть содержательным. В IV-V классах главным обычно оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных эпизодах произведения. Наблюдения же за композицией, жанровыми особенностями, авторским отношением к изображаемому, накапливаются пока в виде конкретных представлений, но не становятся предметом обобщения. В VII классе сообщающий момент значительно усиливается. В старших классах анализ может строиться на серьезном теоретико-литературном фундаменте.

Читатель, берущий в руки книгу, независимо от того, школьник он или взрослый человек, прежде всего, воспринимает сюжет. Сюжет эпического произведения складывается из выстроенных в определенной последовательности событий, происходящих в определенном времени и пространстве; из поступков героев-персонажей; из сцеплений разнообразных обстоятельств, в которых эти герои действуют. Освоению сюжетно-композиционной основы произведений служит в школе составление планов всего повествования или отдельных его частей, а так же рассказывание. Освоение сюжетно-композиционной основы и художественного мира произведения служит работа над отдельными его частями: главами, эпизодами. При этом нужно стремиться, чтобы в выделенной части присутствовало все произведение. Подобно крупному плану в кино, анализируемый эпизод приближает героя и автора к читателю, позволяет в подробностях увидеть проявление отдельного характера в определенных обстоятельствах и внимательнее вглядеться в сами обстоятельства.

Осмысление авторской позиции в эпическом произведении. Нельзя полноценно воспринять эпическое произведение, если не видеть авторской позиции в нем. Когда ученики не понимают художественной условности и уподобляют произведение действительности, они игнорируют роль автора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: