Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности




Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности – учебной, научной, хозяйственной и иной.

Развертывая ту или иную деятельность, следует по возможности оценить потенциал учебного заведения для ее осуществления. Особенно важно это сделать, если имеются несколько вариантов использования имеющихся ресурсов. Разумеется, возможности отдельных видов образовательных учреждений ограничены, например дошкольного образовательного учреждения, средней школы. Там не менее, даже ограниченные возможности следует использовать эффективно.

В качестве достаточно простого метода оценки (самооценки) потенциала учебного заведения для развития внебюджетной деятельности можно предложить следующий.

На первом этапе составляется перечень факторов, определяющих потенциал образовательного учреждения, его возможности по осуществлению приносящей доходы деятельности.

На втором этапе эти факторы оцениваются для условий конкретного образовательного учреждения. Важно, чтобы перечень был достаточным, а оценку факторов проводили люди, действительно глубоко понимающие потенциальные возможности конкретного учебного заведения.

К таким фактором можно отнести следующие (использованы материалы рабочей группы Министерства образования):

1. Наличие лицензии, аккредитации, сертификации и т.д.

Наличие лицензий (аккредитации, сертификатов и др.) является необходимым условием для осуществления большинства видов внебюджетной деятельности.

2. Регион расположения

Регион расположения образовательного учреждения определяет внешние условия его функционирования – демографическую ситуацию, емкость рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и ее специализацию, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структуру образования в регионе, социальную мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих учебных заведений.

3. Внутренняя нормативная база

Наличие полной и отработанной нормативной базы обеспечивает стимулирование развития разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

4. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности

 

Для успешного осуществления внебюджетной деятельности в учебном заведении должна быть создана максимально благоприятная обстановка, своего рода корпоративный, предпринимательский климат, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области.

5. Научный потенциал

Научный потенциал влияет на привлечение договоров на выполнение научно-исследовательских работ, грантов, заказов на экспортные поставки научной продукции, привлечение аспирантов и докторантов на платной основе и программах развития регионов.

6. Кадры

Наличие достаточного профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения приема обучающихся, переподготовки и повышения квалификации, расширения спектра образовательных услуг, специальностей и направлений подготовки.

7. Информационные ресурсы

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализация дополнительных образовательных услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, баз данных, информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

8. Методическая база

Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

9. Библиотечный фонд

Библиотеки оказывают библиографические услуги, услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг и научных работ.

10. Помещения, оборудования

Создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду, организации иной приносящей доходы деятельности (например, предоставление гостиничных услуг, создание предприятий бытового обслуживания и др.).

Наличие необходимого оборудования определяет возможность подготовки специалистов современного уровня, привлечения заказов на исследование и разработки, предоставление спектра различных услуг, товаров, работ, сдачи оборудования в аренду.

11. Земля

Наличие участков для жилищного и иного строительства позволяет привлекать инвестиционные ресурсы; наличие участков для сдачи в аренду является необходимым условием получения соответствующих доходов; земли сельскохозяйственного назначения позволяют осуществлять производство продукции и т.д.

12. Имидж и сотрудничество с выпускниками учебного заведения

Уровень общественного признания учебного заведения, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований. (страница 35)

Степень влияния указанных факторов на выбор направлений (оценку потенциальных возможностей) внебюджетной деятельности может быть оценена экспертно. В качестве экспертов можно привлечь, например, своих же преподавателей, родителей, даже учащихся. Несколько экспертов оценивают каждый фактор внебюджетной деятельности по степени его «разработанности, реализованности» в конкретном образовательном учреждении, определяют «узкие места» учреждения и конкурентные преимущества.

Вопросы для контроля:

1. Раскройте основные направления и виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения.

2. Раскройте возможности получения образовательным учреждением внебюджетных доходов от основной деятельности.

3. Проанализируйте формы организации предпринимательской деятельности образовательного учреждения в современных условиях.

4. Докажите на примере влияние отдельных факторов на эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: