Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.
Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде.
Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.
В применении к диссертации понятие "актуальность" имеет одну особенность. Поскольку диссертация является квалификационной работой, то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.
Гипотеза — это некоторое допущение, предположение. Гипотеза выдвигается для решения какой-либо конкретной проблемы. Для того чтобы быть обоснованной или состоятельной, ее должны характеризовать определенные условия:
· теоретическая обоснованность, т.е. согласие гипотезы с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвигается; гипотеза должна соответствовать установившимся в науке законам, теориям и т.п.
· эмпирическая проверяемость. Гипотеза должна в принципе допускать возможность опровержения и возможность подтверждения.
· информативность, т.е. приложимость ко всему классу исследуемых объектов. Иными словами, нужно стремиться к тому, чтобы из гипотезы выводились не только те явления, для объяснения которых она специально придумана, но и возможно более широкий круг родственных им явлений.
· логическая обоснованность и предсказательность гипотезы.
· не должна состоять из большого количества предложений: как правило - одно, редко - два-три.
· при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений (гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и применимой к широкому кругу явлений).
· гипотеза должна иметь безупречное стилистическое оформление, простоту и логику изложения с соблюдением принципов преемственности.
Формулировка целей и задач исследования, объекта и предмета исследования.
Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе исследования Она обычно заключается в том, чтобы: «Изучить...», «Выявить...», «Рассмотреть...», «Определить...», «Дать характеристику...», «Доказать...».
Чаще всего в психологических исследованиях целями выступают (3):
· Описание характеристик психического явления
· Выявление взаимосвязей психических явлений
· Изучение возрастной динамики явления
· Описание нового феномена, эффекта
· Открытие новой (другой) природы явления
· Обобщение научных представлений, сведений
· Создание классификации, типологии
· Создание методики исследовательской, диагностической, обучающей, коррекционной
· Адаптация методики
По характеру исследования цели могут быть двух типов – это исследование чего-то принципиально нового или уточнение старого. Соответственно исследование может носить либо поисковый, либо констатирующий (уточняющий) характер.
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования, которые отражают то, что требует решения в процессе исследования. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выяснить.., вывести формулу и т.п.). Если цель определяет стратегию исследования; то задачи - тактику исследования. Выделяются обычно три-четыре задачи, которые необходимо решить для достижения цели исследования.
Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав магистерской диссертации. Частая ошибка в формулировании задач исследования в том, что автор подменяет изложение исследовательских задач описанием плана предстоящей работы. В этом случае задачи формулируются примерно таким образом: 1) проанализировать литературу по теме, 2) провести эксперимент (обследование), 3) обработать эмпирические данные, 4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Задачи могут быть теоретические, эмпирические и методические. Их описание обычно делается в форме перечисления с использованием таких глаголов: изучить…, описать…, выявить…, установить…, выделить… проанализировать существующие подходы…, провести исследование…, разработать программу коррекции, разработать программу тренинга..
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Например, объектом исследования является психологическое благополучие работающих женщин, а п редметом исследования - структура психологического благополучия, ее особенности, связанные с возрастом и гендерной идентичностью работающих женщин.
Конкретизация методов и методик исследования
Методы и методики исследования служат инструментами в решении поставленной цели исследования. Успешность выполнения диссертации в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в диссертации цели
Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для получения новых знаний и фактов.
Методика - последовательность решения частных задач на основе выбранного метода исследования, система условий, требований и ограничений проведения исследования.
Изучение и анализ теоретических основ исследования
Теоретические основы исследуемой проблемы характеризует критический обзор литературы, который позволяет выделить главное и существенное в современном состоянии изученности темы диссертации, оценить ранее сделанное другими исследователями и сформировать контуры будущего исследования. Изучение и анализ диссертационной проблемы осуществляется непосредственно при работе с научной литературой (монографиями, учебниками, статьями в периодических изданиях, тезисами докладов, библиографическими, информационными, реферативными изданиями и т.д.). Поиск литературы осуществляется. исходя из темы и гипотезы исследования.
При этом сбор теоретической информации ведется ретроспективно - от современных источников к более старым. Изучение материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ. Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области.
Л.В. Куликов (3) предлагает следующую последовательность работы с литературными источниками:
1. Библиографическая подготовка, которая включает в себя:
· Ознакомление с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме, используя словари и энциклопедии. В них часто можно найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на ученых, внесших вклад в исследование изучаемого явления.
· Составление библиографии по интересующей теме с помощью доступного систематического каталога. В систематическом каталоге библиографические ссылки сгруппированы по темам. Чем крупнее библиотека, тем эффективнее будет работа с каталогом. В таких библиотеках деление на разделы достаточно дифференцированное. Целесообразно просмотреть несколько разделов каталога, попадающих в смысловое поле предмета исследования.
· Важно сделать библиографическое описание каждой публикации. Наиболее эффективна картотека в виде файла в персональном компьютере. Используя функцию поиска, можно очень быстро находить нужных авторов или составлять тематические подборки. Для этого вместе с выходными данными каждого литературного источника необходимо указать ключевые слова, т.е. основные понятия, отражающие направленность и содержание публикации.
· В библиографическом поиске могут быть особенно полезны информационные издания, библиографические издания, реферативные издания, обзорные издания. К сожалению, в психологии такого рода изданий немного, но они есть.
· Ознакомиться со справочными и библиографическими изданиями по другим наукам — социологии, педагогике, философии, психиатрии и психотерапии.
Работа с литературой
Проделав библиографическую подготовку, можно получить представление о количестве публикаций по интересующей теме, о временных рамках публикаций, об интересе ученых к данной проблеме. По реферативному журналу часто удается обнаружить и наиболее цитируемых авторов без обращения к специальным изданиям, дающим точные количественные характеристики цитируемости. Лучше начинать чтение с наиболее известных цитируемых авторов и тех, кто внес наибольший вклад в начальный период изучения проблемы — так легче будет понимать содержание многих других работ.
Целесообразно вначале просмотреть отобранные книги, а не читать первую от корки до корки. Особое внимание уделить книгам, имеющим предметный указатель, ознакомиться с его помощью с важнейшими фрагментами книги. Нередко после этого выясняется, что читать книгу целиком нет необходимости.
Конспект работы
В конспекте работы, описывающей экспериментальное исследование, надо отметить такие его характеристики: перечень использованных методик, описание оригинальных (авторских) методик, описание процедуры эксперимента, объем выборки испытуемых, социально-демографические и другие значимые параметры выборки (всегда важны данные о возрасте, поле, уровне образования, профессии, принадлежности к определенной социальной группе, здоровье, психических или соматических расстройствах).