Классификация научных методов




 

Методология, как и любая другая наука, занята классификацией своего предмета, т.е. метода. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразие спектров метода, существование великого множества разнообразных методов. Они могут быть классифицированы на основе различных критериев. Методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания.

Выделяются методы, исходя из сфер человеческой деятельности. Это могут быть методы прежде всего практической, материальной и духовной, идеальной деятельности. Этот список можно продолжить методами форм общественного сознания: науки, философии, искусства, религии, политики и т.д.

Методы научной деятельности группируются в несколько классификационных систем. В зависимости от роли и места в процессе научного познания методы объединяются в классификационные пары. Существуют методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения. В зависимости от содержания наук различают методы естествознания, обществознания и технических наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения живой и неживой природы и далее более дробно по наукам; методы общественных наук - на исторические, социологические, политологические и т.д. На основе сущностной природы самих методов они подразделяются на качественные и количественные, однозначно – детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д. В зависимости от стадии и формы научного процесса различают методы, или в самом широком смысле методологию эксперимента, обработки эмпирических данных, построения научных гипотез и их проверки, изложения научных результатов, в целом всех возможных стадий научной деятельности.

Помимо типов методов в методологии различают аспекты метода. Например, считается, что метод имеет три основных аспекта: объективно – содержательный, операциональный и праксеологический. Объективно – содержательный аспект отражает обусловленность метода объектом и предметом познания. Операциональный аспект фиксирует зависимость содержания метода не только от объекта, но и от субъекта познания, от его компетентности, творческих способностей. Праксеологический (обращенный к практике, деятельности) аспект метода составляют такие его свойства, как эффективность, надежность, ясность, конструктивность и т.д.

Научному методу свойственен ряд признаков, например, объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность, строгость, однозначность, простота, экономичность, эффективность и т.д. Признаки можно рассматривать в качестве требований к методу.

В современной методологии успешно «работает» многоуровневая классификация методов. В соответствии с ней все методы классифицируются по степени общности и широте применения на три основные группы: всеобщая философская методология, общенаучная методология, частнонаучная и другие методологии.

 

1. Всеобщая философская методология. Каждая философская концепция, теория, являясь определенным способом мыслительной деятельности, по существу является всеобщим философским методом. Наиболее древними философскими методами являются диалектический и метафизический. Также ко всеобщим философским методам относятся аналитический (современная аналитическая философия), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание).

Часто философские методы сочетаются и переплетаются между собой, причем в самых разных пропорциях. Так диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса и Гераклита – с материализмом. Х.-Г. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой.

Философские методы – это не свод жестко фиксированных правил, а система «мягких», гибких принципов, операций, приемов. Философские методы не описываются в строгих терминах логики, эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Философские методы задают лишь самые общие ориентиры исследования, его генеральную стратегию, они не определяют и тем более не заменяют специальных методов. Общепризнанно, что чем более общим является метод, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания и конечных результатов исследования.

Однако, это не означает, что философскими методами можно пренебречь, что они настолько далеки от конкретной темы, что никак на ней не отразятся. Как раз наоборот, ошибка, нечеткость, непроработанность на высших этажах познания может завести в тупик всю конкретную исследовательскую программу. Если исследователь конкретными специальными методами стремится изучить свой предмет, например, политику государства, но при этом имеет философские установки на принципиальную непознаваемость реальности, или метафизическую установку на статичность и неизменность сущего, на отсутствие саморазвития, то в лучшем случае его исследование остановится где – то в середине пути, оставив часть политики непознанной «вещью в себе», а представленная политика будет неверно интерпретирована с позиций метафизики.

В современном научном познании наиболее распространенным всеобщим философским методом является материалистическая диалектика. Более того, она выступает в качестве диалектической системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности. Перечислим основные принципы диалектико – материалистической методологии.

Объективность – философский, диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах.

Всесторонность – философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности. В соответствии с этим принципом необходимо вычленять предмет исследования, очерчивать его границы, изучать его как целостное, «многоаспектное» образование, учитывая множество частей, сторон, аспектов, свойств.

Конкретность (от лат. concretus – сгущенный) – философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается чувственно – конкретное на эмпирическом этапе и как мысленно – конкретное на теоретическом этапе. В основе этой категории лежит точность как результат всех этапов познания.

Историзм – философский, диалектический принцип, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности в плане ее направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов), как прошлое, настоящее и будущее. Настоящее изучается, прошлое реконструируется, будущее предвидится.

Принцип противоречия – диалектический принцип, который имеет основой реальные противоречия вещей. Диалектические противоречия, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых логических противоречий мышления, которые отражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.

При полном игнорировании или неверном применении философских диалектических принципов возможны отклонения от истины, ошибки и заблуждения. Самыми типичными из них, как правило, бывают следующие:

объективизм и субъективизм в многообразных своих формах;

односторонность или субъективное объединение случайно вырванных сторон предмета;

игнорирование сущности предмета или подмена ее второстепенными, несущественными моментами;

абстрактный подход к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств;

модернизация или архаизация прошлого;

отождествление предпосылок возникновения предмета с ним самим;

понимание разрешения противоречия как нейтрализации его сторон.

 

2. Общенаучная методология. Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и теоретико – методологическими принципами специальных наук. Если философские категории воплощают в себе предельную степень общности, то общенаучным понятиям присуща большая конкретика. Если философские категории относят ко всеобщим, то общенаучные - к общим (одинаковым) для всех наук.

В структуре общенаучных методов выделяют три уровня:

1) общелогические методы и приемы;

2) методы эмпирического исследования;

3) методы теоретического познания.

К общим или общелогическим методам познания относят следующие:

Анализ (от греч. analysis – разложение) – реальное или мысленное разделение предмета исследования на части и отдельное изучение каждой из них. Разновидностью анализа является разделение классов предметов на подклассы – их классификация и периодизация. Некоторые науки являются преимущественно аналитическими, например, аналитическая химия.

Синтез (от греч. synthesis – соединение) – объединение частей исследуемого предмета в единое органическое целое. При этом получается новое образование. Некоторые науки являются преимущественно синтетическими, например, синергетика. Как правило, в реальных исследовательских процедурах анализ и синтез используются совместно, т.к. они диалектически взаимосвязаны друг с другом.

Индукция (от лат. induction – наведение) – это движение мысли от единичного к общему, при котором по частным факторам и явлениям выводятся общие принципы и закономерности. Это умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины. Индукция бывает полной и неполной. При полной индукции имеется конечно – обозримая область фактов, и сделанное умозаключение исчерпывающе описывает изучаемое явление. При неполной индукции обобщение относится к бесконечной области фактов, и сделанное умозаключение дает лишь ориентировочное мнение об изучаемом явлении.

Дедукция (от лат. deduction – выведение) – это процесс восхождения познания от общего к единичному, при котором частные положения выводятся из общих. Посредством дедукции вывод об отдельном элементе некоторой совокупности делается на основе знаний о признаках всей совокупности.

Индукция и дедукция – это противоположные, на взаимно дополняющие друг друга ходы мысли. Они используются совместно, представляя разные стороны единого диалектического метода познания – от индуктивного обобщения к дедуктивному выводу.

Аналогия (от греч. analogia – соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными предметами. На основе метода аналогии знание об одних предметах достигается на основании их сходства с другими. При этом делается обобщающий вывод – умозаключение по аналогии. Аналогия дает не достоверное, а вероятное знание. Метод аналогий является основой другого метода научного познания – моделирования.

Моделирование (от лат. modulus – мера, образец, норма) – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели. По сути изучаемый объект заменяется специально созданным аналогом или моделью. Между объектом и моделью должно существовать некоторое подобие. По характеру моделей выделяют материальное (предметное – модели самолетов, кораблей, ракет и т.д.) и идеальное (знаковое) моделирование. К идеальным абстрактным моделям относят мысленные, логические, логико – математические, математические модели. Последние описываются графиками и чертежами, формулами и уравнениями. В настоящее время широкое распространение получило компьютерное моделирование

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. В результате этого процесса получаются различного рода «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы. Наиболее развитыми из них являются математика, логика, диалектика, философия.

Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета. При обобщении могут выделяться любые признаки фактов, событий для их мысленного отождествления (индуктивное обобщение).

Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально неосуществимых в действительности. Например, точка, идеальный газ, абсолютно черное тело и т.д. Подтверждением правильности идеализированных понятий служит практика – критерий эффективности идеализации в познании.

Системный подход – совокупность общенаучных методологических приемов, в основе которых лежит рассмотрение предмета исследования в качестве системы со сложной структурой и функциональной деятельностью каждого структурного элемента и всей системы в целом. В системном подходе важными категориями являются «самоорганизация», «информация», «управление», «развитие».

Вероятностно – статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой.

К общелогическим методам и приемам можно отнести такие специфические операции, средства, как:

Идиографический метод – описание индивидуальных особенностей единичных фактов и событий.

Диалог – вопросно – ответный метод.

Понимание и рациональное (интенциальное) объяснение.

Конкретизация – уточнение определенных свойств и качеств исследуемого предмета.

Анализ документов – качественный и количественный.

Тестирование – стандартизированные задания, позволяющие измерить личностные характеристики (память, знания, умения, навыки, компетенции и т.д.).

Биографический и автобиографический методы.

Метод социометрии – применение математических средств к изучению социальных явлений.

Игровые методы, имитационные, деловые игры, позволяющие проиграть какую – либо ситуацию.

К методам эмпирического исследования относят:

Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В общественных науках, в частности в социологии, психологии может применяться и активное наблюдение, когда исследователь включен в наблюдаемую группу и может повлиять на ее деятельность.

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в максимально «чистом виде». В современной науке виды экспериментов весьма разнообразны. Так, по своим функциям выделяют исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие и др. эксперименты. По характеру исследуемых объектов различают физические, химические, биологические, социальные и др. эксперименты. Существуют эксперименты качественные и количественные. Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент.

Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, их тождество. Сравнениями буквально пронизано обыденное и научное сознание. В гуманитарных науках сравнение, трансформировавшись в специфические эмпирические и теоретические процедуры, породило целый ряд специальных научных дисциплин: сравнительное языкознание, сравнительная юриспруденция, сравнительная политика и т.д.

Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдении или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке. Важное место занимает в гуманитарных науках, как фиксация социальных процессов или реконструкция исторического прошлого. Описание близко к объяснению при переходе к теоретическому исследованию объекта в науке.

Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляясь определенными теоретическими положениями, идеями, концепциями.

К методам теоретического познания относятся:

Формализация – отображение содержательного знания в знаково – символическом виде (формализованном языке). Использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного, естественного языка. Хотя в гуманитарных науках формализация приводит к собственным сложностям, связанным с многозначными толкованиями понятий и категорий.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Метод имеет ограниченное применение, поскольку требует определенного уровня развития аксиоматизированной содержательной теории. Многие ученые считают, что этот метод хорош для классификации и преподавания, но совсем не пригоден для открытий.

Гипотетико – дедуктивный метод заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. Заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер.

Восхождение от абстрактного к конкретному – метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату целостному воспроизведению исследуемого предмета в теории. В качестве предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно – конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их закреплению в соответствующих абстрактных определениях. Это движение от единичного к общему. Восхождение от абстрактного к конкретному – это, напротив, движение от общего к единичному. Такое движение познания – это диалектика, отражающая противоречивое развитие самого предмета, его переход от одного уровня развития к другому в соответствии с развертыванием его внутренних противоречий.

 

3. Частнонаучная и другие методологии. Частнонаучные методы – это совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной конкретной науке, познающей свою форму развития материи. Эти методы еще называют дисциплинарными методами. Прежде всего, это методы механики, физики, химии, биологии, гуманитарных наук, истории, социологии, политологии и т.д. Надо иметь в виду, что ряд частнонаучных методов применим не только в одной, но и в нескольких смежных дисциплинах, например, в гуманитарных науках, политических и т.д. Но существуют и специальные частные методы, узконаправленные, например, методы археологии, военной науки, педагогики и др.

В современной науке широко распространены методы междисциплинарного исследования. Под ними понимают совокупность ряда синтетических, интегративных способов, возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии, нацеленных главным образом на области, находящиеся на стыке научных дисциплин. Например, физические и химические методы активно используют в биологии. В политических науках применяют методы практически всех гуманитарных дисциплин: исторические, психологические, культурологические и т.д. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Как видно из представленной классификации методология не может быть сведена к какому – то одному, даже самому «важному методу». Ученый не должен полагаться на какое – либо одно учение, теорию, концепцию, метод, на одну философию. Он всегда должен находится в атмосфере многообразия, плюрализма, на всех уровнях познания работать со множествами, выбирая из них эффективные, наилучшие, изобретая свои. Это касается в том числе и методов. Методология должна рассматриваться ученым как сложная многоуровневая, динамичная, целостная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: