Общая характеристика понятия мотивация




Существует большое количество мотивационных тенденций, из которых и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. К сожалению, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения. Например, у Г.Г. Зайцева [2] встречается такое определение: «Мотивация - это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности».

В психологии дается следующее определение: «Мотивация - это совокупность потребностей, влечений и желаний человека, которые направляют его деятельность» [3].

В педагогике мотивация трактуется как общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [18].

Ницше [11] считал: «Мотивацией называют совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности».

С точки зрения Б.Ю. Сербиновского [17]: «Мотивация-это побуждение людей к деятельности». Однако, все определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны - побуждение, навязанное извне, а с другой стороны - самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [18].

К сожалению, как уже было сказано нами выше, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации нет, поэтому в нашем исследовании мы будем опираться на определение, которое дается в психологии: «Мотивация- это совокупность потребностей, влечений и желаний человека, которые направляют его деятельность». Оно является более полным и отражает в себе главный смысл [3].

Мотивация выполняет множество функций, систематизируя их, мы получаем следующее. Мотивация, таким образом:

1) побуждает, инициирует действия, деятельность, поведение человека;

2) определяет избирательность психических процессов – перцепции, внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.;

3) обеспечивает выбор целей, средств и действий, постановку целей;

4) направляет деятельность и действия на мотивационные объекты-цели;

5) поддерживает направленность деятельности и поведения, обеспечивает стабильность действования, а также упорство, интенсивность ее осуществления;

6)регулирует, контролирует реализацию поставленного намерения и выполнение выбранного действия;

7)переключает одно действие на другое при возникновении преграды или возобновляет выбор новых путей действия, реализующих мотив;

8) прерывает, тормозит или завершает выполнение деятельности, т. е. осуществляет функцию торможения [3, 8].

После систематизации всех функций можно сделать вывод, о том, что мотивация имеет большое количество функций, а значит, оказывает огромное влияние на человека.

Рассмотрев функции мотивации следует перейти к структуре понятия. Мотивация, как процесс, имеет свою структуру, которая выглядит следующим образом (см. рис. №1) [12]:

Рис. 1. Структура понятия «мотивация»

Для того, чтобы понять структуру, необходимо разобрать следующие понятия: потребность, мотив, цель.

Потребностью принято считать необходимость в чем-либо. Американский психолог А. Маслоу [8] составил пирамиду потребностей человека, которая выглядит следующим образом (см. рис. №2):

Рис. 2. Пирамида потребностей Маслоу [8]

Мы видим, что Маслоу выделяет достаточное количество потребностей. В своей работе «К психологии Бытия» Маслоу [8] через некоторое время добавил ещё и список высших потребностей, назвав их «потребностями роста» (бытийными ценностями). Но также он отметил, что они сложны для описания, так как все находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. В этот список были включены: совершенство, цельность, справедливость, завершённость, жизненность, красота, простота, богатство проявлений, добро, истинность, непринуждённость, честность и некоторые другие. Согласно Маслоу, потребности роста нередко выступают мощнейшим мотивом деятельности человека и являются частью структуры личностного роста.

Далее возникает вопрос, что же такое мотив. От латинского «movere» — приводить в движение, толкать. То есть, мотив- это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. [20]

Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведения; учебно-познавательные - в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; узкие социальные - в стремлении к контактам со сверстниками и получении их оценок, в помощи товарищам [20].

Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь потенциальную возможность развития ученика поскольку реализации мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и достигать их в обучении [1].

И последний элемент структуры мотивации- цель. Под целью понимается осознанный образ желаемого, предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

Огромная противоречивость определений мотивации рождает многообразие подходов и ее виды [12]:

1.Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.);

2. Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.);

3. Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.);

4. Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.);

5. Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.);

6.Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (сбросить вес и т.п.).

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация довольно широко исследовалась и до сих пор исследуется. Также следует отметить, что по федеральному государственному стандарту главным мотиватором для учеников является учитель, он наставляет детей на верный путь, а уже потом дети самостоятельно добывают знания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: