(характеристика текста с точки зрения его стилевой принадлежности)
1. Определите стилевую принадлежность предложенного отрывка, выполнив (устно) стилистический анализ текста по плану (см. ниже).
(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.
– (2)Пожалуйста, – вполне серьёзно говорит он крохе, – можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.
(3)Сие – не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.
(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!
(7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
(8)Это – самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (ll)He решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.
(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».
(17)Помните, у Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт? (18)Хорошо поёт, собака,
Убедительно поёт...
(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.
(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...
(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?
(23)Кто, если не мы сами?!
(По Н. Галь)
* Нoра Галь (настоящее имя Элеонора Гальперина; 1912-1991) – выдающийся литератор, переводчик английской и французской литературы на русский язык.
Что необходимо знать о каждом стиле:
- определение стиля;
- основную функцию;
- сферу применения;
- стилевые черты:
- общие особенности стиля;
- языковую специфику
План стилистического анализа текста
1. Предварительно отнести текст к одному из функциональных стилей (научному, официально-деловому, публицистическому, разговорному, художественному).
2. Определить тему текста. (Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте).
3. Определить основную мысль текста. Идея текста (его основная мысль) – это то, зачем создан текст на данную тему, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Основная мысль текста может быть отражена в заглавии. Но чаще ее можно «найти» в самом тексте. Иногда автор «прячет» основную мысль, не высказывает ее «вслух», оставляя читателю возможность самому догадаться и сформулировать для себя идею текста (главную мысль автора)).
4. Определить задачи речи.
5. Определить сферу применения текста (сферу коммуникации). (Для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т.е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения.)
6. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится текст. (Следует помнить о том, что в «реальном» тексте функционально-смысловые типы речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т.п.)
7. Определить форму (письменная или устная) реализации стиля.
8. Назвать стилевые черты, присущие тексту (см таблицу «Стили речи»).
9. Указать стилистические языковые средства, т. е. установить языковую специфику текста.
10. Сделать вывод о стилевой принадлежности текста.