Формы и методы обучения.




В процессе реализации программы предполагается использование следующих форм организации учебной деятельности:

ü коллективная,

ü индивидуальная,

ü групповая,

ü работа в парах,

ü самостоятельная.

 

Используются технологии: проблемно-поисковая (интерпретация содержания текста и создание собственного речевого высказывания проблемного, творческого характера).

 

Срок реализации программы -2014- 2015 учебный год. 70 часов в год (2часа в неделю).

 

Результаты обучения и освоения содержания курса всеобщей истории

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.

В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;

- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

- овладение умениями изучать и систематизировать ин- формацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

- осуществлять поиск необходимой информации в од- ном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

Описание (реконструкция):

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. П. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- различать причину и следствие исторических событий, явлений;

- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

-применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Контроль

Текущий, промежуточный и итоговый контроль осуществляется через фронтальный опрос, тесты и элементы проектной деятельности, а также анализ самостоятельной работы с учебником (составление плана, таблицы, ответ на вопросы, составление рассказа по имеющимся в учебнике иллюстрациям)

 

Критерии оценки

Отметка «5» ставиться за ответ:

  • правильный и полный;
  • изложенный логично;
  • демонстрирующий глубокое понимание материала, устойчивые умения и навыки, в частности анализировать причинно – следственные связи между историческими явлениями, знание хронологии, исторических терминов, умение работать с картами;
  • содержащий точные выводы и обобщения;
  • изложенный эмоционально, ярким и образным языком.

Отметка «4» ставиться за ответ:

  • в целом соответствующий критериям, предъявляемым к ответу на отметку «5»;
  • содержащий 1-2 неточности, которые обучающийся устраняет после замечания учителя;
  • изложенный недостаточно последовательно;
  • демонстрирующий недостаточное усвоение некоторых умений и навыков;
  • содержащий отдельные неточности в выводах и обобщениях.

Отметка «3» ставиться за ответ:

· демонстрирующий знания основных положений данной темы, но изложенный неполно, непоследовательно;

· содержащий ошибки в определении понятий, знании хронологии, которые были исправлены после нескольких наводящих вопросов;

· демонстрирующий недостаточное умение раблтать с картой, делать выводы и обобщения;

· недостаточно аргументированный, изложенный недостаточно выразительным языком.

 

Отметка «2» ставиться за ответ:

  • демонстрирующий незнание или непонимание значительной части материала темы или незнание существенных вопросов;
  • показывающий, что обучающийся не овладел обязательными умениями и навыками;
  • не содержащий выводов и обобщений;
  • не улучшающийся даже после наводящих вопросов учителя.

 

 


Содержание учебного курса

Раздел Элементы содержания Формы контроля УУД
Введение (1 час) Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Хронология – наука об измерении времени Текущий контроль Раскрыватьзначение понятий: история, век, исторический источник. Участвоватьв обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов)
Первобытные собиратели и охотники (3 часа) Древнейшие люди.Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём. Родовые общины охотников и собирателей.Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине. Возникновение искусства и религиозных верований.Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Текущий контроль Комментироватьи формулироватьпонятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описыватьпервые орудия труда. Сравниватьпервобытного и современного человека. Характеризоватьдостижения первобытного человека, его приспособление к природе. С помощью рисунка изображатьсобственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. Исследоватьс помощью исторической карты и мультимедиаресурсов географию расселения первобытных людей. Называтьи характеризоватьновые изобретения человека для охоты; новые способы охоты. Разрабатыватьсценарий охоты на крупного зверя. Выделятьпризнаки родовой общины. Рассказыватьо наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснять, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работатьс текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Характеризоватьверования первобытных людей
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа) Возникновение земледелия и скотоводства.Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. Появление неравенства и знати.Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. Повторение.Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), вы- деление ремесла, появление городов, государств, письменности).   Текущий контроль Исследоватьгеографию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказатьо переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризоватьизменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделятьи комментироватьпромыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначатьпоследствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изображатьи комментироватьуправление родовой общиной и племенем. Характеризоватьрелигиозные верования древнего человека. Раскрыватьсмысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находитьна карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявлятьи сравниватьпризнаки родовой и соседской общин. Характеризоватьизменения отношений в общине с выделением в ней знати. Использоватьэлектронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решатьпроблемные и развивающие задачи с помощью мультимедиаресурсов
Тема 3.Счет лет в истории (1 час) Измерение времени по годам.Как в древности считали года. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени. Текущий контроль Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет лет. Осмыслять различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметьопределять историческое время по «ленте времени»
Раздел II. Древний Восток (20 часов)
Тема 4. Древний Египет (8 часов) Государство на берегах Нила.Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. Жизнь египетского вельможи.О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож. Военные походы фараонов.Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. На- правления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьба военнопленных. Появление наёмного войска. Религия древних египтян.Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Искусство Древнего Египта.Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Британском музее. Письменность и знания древних египтян.Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы. Повторение.Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). Текущий контроль Самостоятельно готовить тематическое сообщение к уроку (по выбору). Характеризоватьместоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливатьпричинно-следственные связи между природными условиями и занятиями древних египтян. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментироватьпонятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе; ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инценировке. Подготовитьсообщение о военных походах Тутмоса III. Характеризоватьрелигию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатыватьсюжеты для инсценировки на уроке по теме параграфа. Искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготавливать презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказыватьо внутреннем устройстве пирамиды. Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известных древним египтянам. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.
Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов) Древнее Двуречье.Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках. Финикийские мореплаватели.География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библе, Сидоне, Тире. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах. Библейские сказания.Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу. Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древ- нееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях. Ассирийская держава.Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы. Персидская держава «царя царей».Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь. Текущий контроль Использоватьэлектронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризоватьприродно-климатические условия Древнего Двуречья. Комментировать письменность Двуречья и выделять ее особенные признаки. Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлятькроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены законами богов. Рассказыватьс помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей. Подготавливатькороткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библе, Тире и Сидоне. Изучатьпо карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия наиболее читаемая книга с древности до наших дней. Решать развивающие и проблемные задачи с помощью мультимедиа-, видео и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексе к параграфу главное и второстепенное. Давать оценку поступку (Самсона и Давида). Обобщатьинформацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизироватьучебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Кратко рассказыватьлегенды о персидских царях.
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов) Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии.Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. Индийские касты.Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашокой. Чему учил китайский мудрец Конфуций.Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Ки- тайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. Первый властелин единого Китая.Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государста Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас. Повторение.Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. Текущий контроль Рассказывать о положении Индии, особенностях ее ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделятьключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. Составлятьпростой план пунктов параграфа (по выбору). Рассказыватьо жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Готовить сообщение о жизни Будды. Перечислятьдостижения древних индийцев. Находитьна карте и комментировать местоположение Китая. Определятьи формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Рассказыватьоб отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в ее достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма, изучения медиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии
Раздел III. Древняя Греция (21 час)
Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов) Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Греки и критяне.Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тай- на критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. Микены и Троя.В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия. Поэма Гомера «Илиада».Миф о Троянской вой- не и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. Поэма Гомера «Одиссея».География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. Религия древних греков.Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. Текущий контроль Определятьи комментироватьместоположение Критского царства, Эгейского моря. Называтьотличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. Показывать на карте местоположение Микен Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На «ленте времени» обозначить падение Вавилона, объединение Китая Цинь Шихуаном, Троянскую войну. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. Рассказывать легенду о жизни Гомера. Кратко раскрыватьсуть поэмы Гомера «Илиада». Характеризоватьобразы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока. В группах соотносить путь Одиссея домой, на Итаку, с картой. Выделятьосновные вехи пути Одиссея. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читатьтекст с пометками на полях: «понятно», «непонятно», «известно», «неизвестно». Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов) Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афинами. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. Зарождение демократии в Афинах.Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. Древняя Спарта.География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрно- го морей.Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. Олимпийские игры в древности.Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль Олимпийских игр. Победа греков над персами в Марафонской битве.Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Нашествие персидских войск на Элладу.Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. При чины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата». Текущий контроль Находить на карте и устно комментировать местоположение Аттики, занятия ее населения. Объяснятьзначение понятий: полис, демос. Выделять признаки греческого полиса. Характеризоватьгреческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с напарником по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам. Показывать на карте местоположение Спарты. Характеризоватьосновные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев. Объяснятьпричины греческой колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Описывать одежду грека. Составлятьразвернутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельно пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оцениватьзначение Олимпийских игр для общества того времени. Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использоватьинформацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битвы. Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: о создании военного флота; о Фермопильском сражении; о Саламинской битве.
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов) Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демо­кратии. В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли. В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Агора —главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. В афинских школах и гимнасиях.Воспитание детей педа­гогами. Образовани


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: