Психолого- педагогическая характеристика для детей с УО(нарушением интеллекта).




ДошкольнаяОлигофренопедагогика.

 

Экзамен тест

Два раза сдаем дошкольная и школьная

 

Наука о воспитании и обучении детей с УО дошкольного возраста. Является частью спец. педагогики. Включена в сложную многофункциональную педагогику.

Предмет ОП является исследование закономерности обучения, воспитания и развития детей дошк с УО.

Объект. Группы детей и детские коллективы дошк возраста с УО. Занятые тем или иным видом деятельности.

Цель. Обучение специалистов к коррекции психофизических деффектов для детей с УО и их подготовка к школьному обучению.

Методы

· Первый метод!!! Наблюдение!!!

Свободное и специально организованные условия

Четко понимать цель и параметры наблюдения.

· Второй метод беседы

Диалог с детьми, если говорят. А в основном с родителями

· Третий метод. Анкетирование

Родители и воспитатели

Метод обобщения независимых различных характеристик.

· Анализ истории развития ребенка. Анамнез. Грамотно читать врачебные заключения. Алалия- отсутствие речи ребенка. Сравнить заключения с наблюдением.

 

· Метод эксперимент. Активный метод. Создание условий в рамках которого будет проведен эксперимент. Второе место после наблюдения.

 

· Метод изучение продуктов деятельности детей. Картинки, поделки. По ним можно предположить уровень интеллекта.

Принцип.

1) единство диагностики и коррекции отклонения в развитии. На основе результатов диагностики, выстраивать коррекцию развития.

2) генетического хода развития психической деятельности. Онтогенез. Ребенок должен пройти все стадии онтогенетического развития. Должно быть приближенно к норме. Ползание, речь.

3) учет сенситивных периодов в развитии. Возрастной этап в рамках которого благоприятно развивать что либо. Речь по звукам, слогам.

4) развивающий характер обучения. Зависит от актуального и ближайшего развития и постепенное усложнение.

 

Связь дошкольной олигофренопедагогики с другими науками.

· Физиология и анатомия. Знание строения и функционирования НС и организма в целом.

· Педагогика. Методы, приемы, формы обучение детей

· Спец. Педагогика. Особенности, закономерности нарушенного развития. Категории.

· Спец. Психология. Особенности и закономерности психологии детей с ОВЗ

· Соц. Психология. И психология общения

· Возрастная психология. Знание возрастной нормы детей. Как в норме идет развитие. Моторика, ползание, сидеть и тд и тп

· Генетика. Сколько генетических заболеваний.

· Неврология. Узнать что пострадало. Лобное- одно заболевание. Спиной мозг другое.

· ЛОР

· Окулист

· Сурдолог

Пути становления дошкольной олигофренопедагогики.

Первый период.

Это 1930-1978 год. Он характеризуется накоплением практического опыта, изучением особенностей развития обучения детей с УО дошкольного возраста. Входят клинические и психолого- педагогические. Подготовка научно- методических документов и нормативной правовых документов для открытия спец.учреждений.

Второй период.

1978-1992. Он характеризуется совершенством содержания коррекционовоспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с УО.

Третий период.

1992- настоящее время. Ориентация на ранее выявление и раннюю психолого- педагогическую коррекцию нарушений развития. И включение родителей в обучающий процесс.

Психолого- педагогическая характеристика для детей с УО(нарушением интеллекта).

Возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 этапов:

· Младенческий. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее- ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь, с мамой с помощью жестов, мимики и звуков. Близкое эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.

· Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т.д. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипуляций с предметами.

· Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода - ролевая игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.

· Младший школьный возраст. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится контролировать свое поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность (сидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самоконтроль (отложить игру и делать домашнее задание) и внутренний план действий (выстраивать порядок выполнения домашнего задания).

· Подростковый возраст. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка - то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность - быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.

· Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Ребята чаще задаются вопросами: "Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет?" ВД - учебно-профессиональная. Появляется ответственность за свое будущее.

 

Выготскоий выделил следующую возрастную периодизацию:

· Кризис новорожденности

· Младенчество, от 2 месяцев до одного года. В данный период происходят противоречия между максимальной социальностью детей и минимальными возможностями общения.

· Кризис одного года

· Раннее детство, от 1 до 3года. Данный период деятельность, которую производит ребенок, является предметно-орудийной. У него появляются жесты, ходьба, речь.

· Кризис 3-х лет имеет положительное значение, которое выражается в том, что проявляются новые черты личности. Специалисты доказали, что когда в силу определенных причин данный кризис проходит вяло и невыразительно, то в последующем возрасте ребенок показывает огромную задержку в развитии аффективной и волевой черт личности.

· Дошкольный возраст, от 3–7 лет. В данное время отмечается тенденция к эмансипации (отделению от взрослого), а также к не аффективной, а волевой поведенческой форме. Начинает появляться «Я сам».

· Кризис семи лет.Относительно кризиса семи лет ученые отмечали, что в это время происходят значительные достижения: возрастает самостоятельность ребенка, меняется его отношение к остальным детям.

· Школьный возраст от 7–11 лет. В данное время утрачивается детская непосредственность. Это случается в результате дифференциации внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка получают смысл, появляется логика обобщения и чувств. Помимо этого, появляется самооценка.

· Кризис 13 лет.

· Пубертатный возраст (14–18 лет). В данный период начинает появляться чувство взрослости. Самосознание ребенка развивается, он ощущает собственную личность. Наблюдаемое снижение умственной продуктивности происходит из-за того, что установка меняется от наглядности к дедукции. Временное ухудшение работоспособности объясняется переходом на высший уровень интеллектуальной человеческой деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: