Организация и управление научно-методическим обеспечением развитием непрерывного профессионального образования в комплексе «лицей-колледж-вуз».




Переход на непрерывное многоступенчатое образование в подготовке специалистов потребовал коренной перестройки процесса обучения, для успешной реализации которой понадобилось проведение эффективных реорганизационных мероприятий по научно-методическому обеспечению образовательного процесса.

Развитие образовательного учреждения невозможно представить себе без личностного и профессионального развития прежде всего преподавателей. Развивающими возможностями для преподавателей обладает методическая работа, их участие в экспериментальной и исследовательской работе. Для целенаправленной, систематической и содержательной работы в колледже создан, успешно функционирует и развивается научно-методический центр, в состав которого входят методические кабинеты по каждой специальности, совет по внешней экспертизе для проведения аттестации преподавателей и школа педагогического мастерства для выпускников колледжа (имеется лицензия). В основе работы центра лежит системно-целевой подход, что позволяет эффективно вести научно-методическое обеспечение непрерывного педагогического процесса.

В колледже выделяется четыре вида методической работы: научно-методическая, учебно-методическая, организационно-методическая и экспертно- методическая. Конечно деление это условно, в каждом виде методической работы присутствует научное начало.

Разработкой общих фундаментальных принципов, планированием, координацией и обеспечением обмена опытом по осуществлению всех видов методической работы в колледже возлагается на научно- методический совет. Большое внимание совет уделяет прогнозированию, диагностированию и анализу профессионального роста преподавателей.

Развитие получили такие направления работы, как информационно-аналитическая, инновационная, экспериментальная и организационная методические деятельности. Н а сегодняшний день наработано более 54 форм методической работы. Что позволило каждому преподавателю найти свое применение и раскрыть свои способности в той форме работы, которая для него наиболее приемлима. Наряду с образовательным процессом, большое внимание уделяется научно-методическому обеспечению, которые получили широкое распространение в условиях работы колледжа.

В работе педагогического коллектива в течение последних пяти лет приоритетными направлениями являлись:

внедрение в практику работы «Моделей специалистов», разработанных для всех специальностей;

· формирование навыков самостоятельной и исследовательской работы студентов;

· внедрение инновационных технологий в практику работы преподавателей и студентов;

· совершенствование опытно-экспериментальной и научно- исследовательской работы преподавателей.

В связи с введением новых государственных образовательных стандартов, главными в методической и исследовательской деятельности явились наработки в области педагогики, регионального образования, инноваций, а также в области частных методик применительно к их использованию в образовательном процессе. Результатом этой работы явились учебно-методические комплексы по большинству дисциплин, к созданию которых преподаватели подошли очень творчески.

Ежегодно проводимые выставки педагогических находок преподавателей по различным проблемам показали, что наработано методическое обеспечение самостоятельной исследовательской работы студентов, современных педагогических технологий. Проводимые ежегодные смотры кабинетов позволили накопить в них достаточный дидактический материал для проведения и эффективного обеспечения занятий. Преподавателями колледжа разработан и издан целый ряд методических пособий по психологии, педагогике, методикам изобразительного искусства, черчения, математики, русского языка, национальным спортивным играм, краеведению и др. Колледжем издано более 40 наименований сборников учебных пособий для учителей школ республики, которые пользуются большим спросом и за ее пределами. Более 100 докладов и выступлений преподавателей опубликованы в материалах конференций различных уровней, российских и республиканских журналах. Многие исследования легли в основу авторских программ. Их на сегодня более 30. За последние 3 года в колледже 5 штатных преподавателей защитили кандидатские диссертации, среди них 4 кандидата педагогических наук и один- биологических.

Ежегодно анализируются результаты научно-методической деятельности, которые показывают востребованность ее практических результатов:

· в процессе обучения учащихся школ города и республики;

· в проведении школ- семинаров для учителей школ республики. За последние три года состоялось 27 выездных семинаров;

· выступления на курсах в институте развития образования и переподготовки кадров Республики Коми.

4. творческие группы преподавателей совместно со студентами разрабатывают проблемы школы по таким направлениям, как риторика, раскрепощенное оздоразвивающее развитие детей, система Эльконина - Давыдова по обучению грамоте, геометрия и информатика в начальной школе, нарабатывая научно-методическое обеспечение преподавания этих дисциплин.

Для повышения профессионального роста преподавателей в колледже сложилась достаточно эффективная система работы – методические семинары, круглые столы по программе «Саморазвитие», ежегодные фестивали занятий по различным проблемам современного образования, конкурс «Учитель года», защита педагогических идей, педагогические «гостиные», творческие отчеты предметно- цикловых комиссий, творческие портреты преподавателей, производственно-методические совещания, конференции, на которые приглашаются выпускники колледжа, педагогические чтения.

На наш взгляд, большой интерес представляет форма ежегодных праздников – презентаций по обобщению опыта лучших преподавателей колледжа и учителей школ республики, которые привлекают большое внимание со стороны студентов, педагогических коллективов колледжа и школ. Об опыте работы учителей научно- методическим центром колледжа издаются книги.

Для студентов и учащихся лицея работает научное студенческое общество и школа юного исследователя. Большинство преподавателей нашего комплекса имеют группу студентов, с которой проводят исследовательскую работу по различным направлениям, что позволяет уже с лицея развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы обучающихся и прививать интерес к такой работе. С этого учебного года в колледже планируется издание научно-методического альманаха, куда войдут на работки как преподавателей, так и студентов. В колледже широкое распространение получили предметные студенческие конференции, конкурсы рефератов, курсовых работ, что свидетельствует о возрастающем интересе студентов к исследовательской деятельности.

Научно-методическое обеспечение включает в себя и диагностику общего объема и посильности инноваций, обеспечение работы над «Моделями специалистов», разработку концепций и программ развития колледжа содержание структур инновационных процессов.

Научно-методическая деятельность преподавателей контролируется через отчеты на предметно-цикловых комиссиях, научно-методическом совете, через анализ учебно-методических материалов, промежуточные собеседования, ежегодные письменные отчеты.

Администрацией колледжа продумана и система мотивационных условий по данному направлению: материальное поощрение за участие в конференциях, помощь в издании пособий, работа на самоконтроле, аттестация на доверии, обобщение и распространение опыта и т. д.

Целенаправленная работа по научно-методическому обеспечению непрерывного образования позволила в основном полностью и успешно выполнить программу развития колледжа «Шаг в будущее» (1995-2000 г). Интерес преподавателей к исследовательской работе особенно ярко проявился при разработке новой концепции и программе развития колледжа на 2000-2005 годы, это стало возможным благодаря постоянному интересу администрации колледжа к данному направлению деятельности преподавателей. Принятые организационные меры говорят о сложившейся и совершенствующейся работе по научно-методическому обеспечению развитием образовательного процесса и вполне достаточным для реализации государственных образовательных стандартов.

Сверяя каждый шаг с результатами научной проработки новых подходов, методик и образовательных технологий колледж смог подняться на новый уровень и получил статус Российской экспериментальной площадки по проблеме «Личностно-ориентированный подход в подготовке специалистов в условиях интеграции, непрерывности и преемственности содержания образования как основное условие создания развивающего образовательного пространства»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: