Искусство как феномен культуры




Художественная культура как составная часть социокультурного пространства. Соотношение художественной культуры и искусства. Социокультурные смыслы искусства. Искусство как чувственный образ мира, способ коммуникации, информации, отражение действительности, гедонизм, игра, познание и т.д. Полифункциональность искусства в системе человек-культура. Система наук об искусстве. Специфика искусства как элемента культуры. Взаимосвязь искусства с другими элементами культуры (экономикой, политикой, философией, религией, наукой, техникой). Искусство элитарное и массовое. Проблема «дегуманизации общества» (Х.Ортега-и-Гассет). Представления о красоте как сущности искусства (восточные и западные культуры). Эстетические идеалы различных культурно-исторических эпох.

Понятие «социализация» и «инкультурация»

Этапы, задачи и функции социализации и инкультурации. Принципиальное различие в статусе личностного начала и его содержание в разных культурах. Личность в восточных культурах: доминирование принципа органического включения в общество и коллективная ответственность. Личность в европейской культуре: приоритет самостоятельного начала, утверждение принципа индивидуализма, его нравственное и правовое обеспечение. Личность в традиционном обществе и индустриальной цивилизации. Проблемы модернизации и маргинальная личность. Культура и образованность. Эволюция моделей «культурного человека». Идеалы человеческой жизни. Проблема культурного самосовершенствования личности. Смысл культурного творчества человека.

Типология искусства

Классика и модернизм. Новая художественная картина мира в современных направлениях и жанрах искусства. Система искусства и его виды. Принципы классификации искусства. Динамика художественной культуры. Доминирование видов искусства в разные культурно-исторические эпохи. Кризис в искусстве. Проблема взаимодействия и синтеза видов искусства. Синестезия и появление новых искусств. Влияние новых технологий на художественную культуру.

Религия в контексте культуры

Специфика культурологического понимания сущности религии. Структурные компоненты религиозной системы. Функции религии как сферы духовной деятельности. Соотношение религии и культурной среды. Религиозное и светское начала в культуре. Религиозное сознание и религиозная деятельность, их отражение в духовной жизни общества. Специфика религиозных ценностей. Религия как средство рационализации поведения. Значение мировых религий в социокультурной интеграции личности общества.

Наука как феномен культуры

Научное и мифологическое мышление. Основные этапы развития науки. Наука как система, как социальный институт, как деятельность. Модели научного знания. Проблема соотношения научного и религиозного знания в истории культуры. Гносеологические и ценностные аспекты науки. Критерии научности. Специфичность естественнонаучного, технического и социогуманитарного знания. Этические императивы ученых.

Культура и цивилизация.

Понятия культуры и цивилизации, история и логика их взаимоотношений. Взаимодействие культуры и цивилизации. Многообразие современных трактовок соотношения культуры и цивилизации. Место культуры в цивилизованном процессе. Культура как генератор социально-экономических трансформаций. Культура как социогенетика цивилизации, как генотип общества, формирующий механизм наследственности, изменчивости и «отбора» цивилизаций. Культура как фактор устойчивости социального организма, адаптации к окружающей культурно-цивилизованной среде. Роль культуры в динамике цивилизаций.

ГЛОССАРИЙ

 

Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, в резуль­тате чего культура одного народа полностью или частично воспри­нимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консоли­дации. Термин впервые был использован американскими культур-антропологами в 1930-х гг.

Аксиология - теория ценностей, философское учение о при­роде ценностей, их месте в социальной действительности и о струк­туре ценностного мира.

Артефакт - 1. Процесс или образование, не свойственные объек­ту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства.

Архетип - прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввел К.-Г. Юнг, для которого архетип - врожден­ные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с кол­лективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает осно­вой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения.

Ассимиляция - процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с кото­рой они находятся в непосредственном контакте.

Атараксия (от греч. ataraxia - невозмутимость) - состоя­ние душевного покоя, к которому должен стремиться человек.

Вестернизация (от англ. west - запад) - процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Вторичные моделирующие системы («вторичные языки культуры», «культурные коды») - языки, «надстраивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семи­отические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет и др.

Генезис (от греч. genesis - происхождение, возникновение) - процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др.

Герменевтика - традиция и способы толкования многознач­ных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрожде­ния герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии.

Глобализация (от лат. globus - шар) - процесс перераста­ния какого-либо явления в явление мирового масштаба и его транс­формации во всемирную целостную среду.

Деконструкция - преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций ре­альности и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма.

Диффузионизм - теоретическая модель историко-культур­ного процесса; методология культурологических, культурантропо-логических и этнографических исследований.

Евразийство - направление русской социально-философской и культурологической мысли 1920-1930-х гг., возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической дея­тельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России.

Европоцентризм - культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превос­ходства ценностей европейской культуры над другими.

Естественные знаки - вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно свя­занных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»).

Знак - материальный объект (артефакт), выступающий в ком­муникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством куль­туры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивиду­альной и общезначимой информации о человеке и мире в культур­ных текстах.

Знаковая система - совокупность знаков, обладающая внут­ренней структурой, явными (формализованными) или неявными пра­вилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

Идентичность - психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивиду­альной самотождественности и целостности.

Инкультурация - процесс приобщения индивида (или груп­пы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттер­нов поведения, свойственных данной культуре.

Интеграция культурная - процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокуль­турными группами и историко-культурными образованиями.

Информационная культура - 1.Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.

Коммуникация социокультурная - процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью переда­чи или обмена информацией посредством принятых в данной куль­туре знаковых систем.

Конвенциональные знаки - искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение.

Контркультура - направление развития современной культу­ры, противостоящее атмосфере современного индустриального об­щества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.

Креационистский подход - подход в понимании происхож­дения культуры, в основе которого лежит представление о боже­ственном или ином сверхъестественном творении, что свойствен­но теологическому взгляду на культуру.

Культурантропология, культурная антропология - одно из направлений философской антропологии (учения о природе че­ловека), ориентирующееся на построение теории человека как субъек­та культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчи­вость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психоло­гию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Культурные ареалы - зоны территориального распростра­нения определенных локальных культурных типов и черт. Куль­турные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распро­странения каких-либо элементов специализированных культур.

Культурогенез - процесс зарождения культуры.

Легитимация (от лат. legitimus - согласный с законом, закон­ный, должный, надлежащий) - процесс социального или культур­ного «узаконивания».

Маргинальность культурная - 1. Положение и особеннос­ти жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркуль­турные проявления.

Ментальность, менталитет (от франц. mentalite) - миро­ощущение, мировосприятие) - глубинный психологический уро­вень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой сово­купность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем са­мым целостный образ жизни человека или социальной группы.

Минимализм (от англ. minimal art - минимальное искусст­во) - художественное течение, исходящее из минимальной транс­формации используемых в процессе творчества материалов, про­стоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоог­раничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства - определенный заранее результат процесса его произ­водства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульп­туре, музыке, театре, кинематографе.

Морфология культуры - раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существова­ния, закономерности строения и процессы формообразования ис­кусственных объектов.

Научно-техническая революция - понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии на­уки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного разви­тия. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х - нач. 1950-х гг.

Отчуждение - процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчужде­ние означает превращение каких-либо явлений и отношений в то, чем они не являются сами по себе, искажение и извращение.

Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - совокуп­ность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Персонализм - направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной ре­альностью и главенствующей ценностью культуры является твор­ческая личность.

Постструктурализм - направление в философском и социогуманитарном знании, получившее развитие в 1960-1980-х гг. в форме критики, преодоления структурализма и его «второй вол­ны». Основные характеристики постструктурализма: деконструк­ция, децентрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпре­тация пространства культуры как текста и контекста, стирание пространственно-временных границ феноменов.

Рационализм (от лат. ratio - разум) - система взглядов, ко­торая признает основой познания, поведения и мотивации челове­ческий разум.

Сакральное (от лат. sacer, sacri - священный, запретный, про­клятый) - святое, священное. Важнейшая мировоззренческая ка­тегория, выделяющая области бытия и состояния сущего, восприни­маемые сознанием как принципиально отличные от обыденной ре­альности и исключительно ценные.

Семиотика, или Семиология (от греч. semeiotic - учение о знаках) - общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков.

Символ - знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

Синергетика - наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образова­ния и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отноше­нии устойчивого неравновесия со средой. В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации - неустойчивые фазы существования, пред­полагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Синкретизм (от греч. synkretismos - соединение, объедине­ние) - слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначаль­ную неразделенность, неразвитое состояние чего либо.

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизвод­ства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценно­стей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных тра­диций, коллективных представлений и верований и т.п.

Средство массовой информации - средство распростране­ния информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение ин­формации.

Стандартизация - процесс введения единой сетки общеобя­зательных стандартов.

Структурализм (от лат. structure - строение и устройство, расположение и связь составных частей чего-либо) - направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, исто­рии, этнографии и др.), возникшее в 1920-е гг. Использует струк­турный метод (выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделиро­вание, элементы семиотики, формализации и математизации. Струк­турализм трактует культуру как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и т.п.), анализирует закономерности их функционирования, которым бессознательно под­чиняется человек.

Субкультура - особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся соб­ственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами по­ведения.

Субъективизм - особое отношение к миру, человеку, к любо­му явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта.

Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука) - мировоззрен­ческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциентизм утвердился в культуре в конце XIX в.

Текст (в широком семиотическом смысле) - любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодиро­ванную в какой-то знаковой системе социальную информацию.

Типология культур - научный метод, в основе которого ле­жит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам.

Тоталитарная культура - официальная культура тоталитар­ных режимов, исторически сложившихся в 1920-1950-х гг.

Универсалии (от лат. universalis - общий) - термин, обозна­чающий все то, что по природе своей способно сказываться в еди­ничных вещах.

Универсалии культурные - черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, за­преты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обы­чай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.

Унификация (от лат. unus (uni) - один и лат. facere - делать) - приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.

Функциональные знаки - предметы, созданные людьми для каких-либо практических целей, рассматриваемые как носители со­циальной информации.

Харизма (от греч. charisma - милость, божественный дар) - исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.

Ценностная ориентация - комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответству­ющих им социально-психологических образований, которые интер­претируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интере­сы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, пе­реживания людей.

Эволюционизм - направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изме­нений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.

Экзистенциализм - философское течение XX в., выдвига­ющее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.

Энтропия социокультурная - процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и поли­функциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.

Эпистема - общее пространство знания, способ фиксации «бы­тия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть от­ношений между «словами» и «вещами», на основе которой строят­ся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания и порождаются отдельные идеи и концепции.

Эпистемология (от греч. episteme - знание) - раздел фило­софии, в котором изучаются проблемы природы познания, отноше­ния знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки по­знавательного процесса, выявляются условия его истинности.

Эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последу­ющей расплате за это.

Этногенез - исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных орга­низмов и их специфических этнокультурных систем.

Этнология - наука о сравнительном изучении культур, в аме­риканской традиции — часть или синоним культурной антрополо­гии, в европейской - аналог социальной антропологии.

Этнос, этническая общность (от греч. ethnos - племя, на­род) - исторически сложившаяся устойчивая группировка людей - племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения эт­носа - общность территории и языка. Культурная общность чле­нов этноса обусловливает единство их психического склада.

Этноцентризм - свойство этнического самосознания вос­принимать и оценивать различные жизненные явления и процес­сы сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы. Этноцентризм выражается в признании пре­восходства своей этнической культуры по отношению к другим культурам. Этноцентризмом принято обозначать то нормальное мироощущение любого этноса, когда ценности, традиции, установления того или иного этноса кажутся для его представителей единственно истинными и верными.

Этос (от греч. ethos - обычай, нрав, характер) - обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выража­ющаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Языковые игры - понятие, которое служит для обозначения целостных и законченных систем коммуникации, подчиняющихся своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых означает выход за пределы конкретной «игры».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: