Методика криминологических исследований




Все существующие и используемые криминологами методы сбора эмпирического материала условно принято разделять на следующие группы:

— методы, дающие возможность исследователю непосредственно воспринимать те или иные явления общественной жизни (наблюдение, эксперимент);

— методы, с помощью которых исследователь может воспринять явления общественной жизни из документов (метод анализа документов);

— методы, связанные с восприятием устной информации (анкетный опрос, непосредственный опрос).

Совокупность конкретных приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и ус­ловиях, личности преступника, мерах борьбы с ней называется ме­тодикой криминологических исследований. В конкретном криминологическом исследовании используется комплекс различных методов, позволяющих решить сложные и не­ординарные задачи. Как правило, объекты криминологического иссле­дования - явления многоаспектные, требующие комплексного междисциплинарного подхода. Криминолог, изучая преступность, использует методы социологии, статистики, психологии, прикладной математики и некоторых других наук. Задачей криминологического исследования является получение репрезентативного (представительного) по объему, глубокого по информационному содержанию материала, основанного не на простой фиксации ряда криминологически значимых признаков, а на выяв­лении глубинных, системообразующих связей между ними. С этой целью криминология использует прежде всего социологические методы исследования: массовые опросы, анализ доку­ментов, прямо или косвенно содержащих информацию, интересующую исследователя-криминолога; метод экспертных оценок; наблюдение. Используются в криминологии и психологические методы изучения личностных характеристик и анализа межличностных связей и отно­шений в так называемых малых группах (например, досуговой ком­пании несовершеннолетних правонарушителей). Большую роль игра­ют статистические методы, основанные на научном изучении различных форм статистики. Определенное применение в кримино­логии находят и собственно правовые методы - прежде всего, методы сравнительного правоведения, позволяющие оценить эффективность уголовно-правовой, уголовно-исполнительной и уголовно-процессу­альной систем различных стран мира в контексте их соотношения с состоянием преступности и иными социальными факторами, а также их эффективности. Используются в криминологии и математические ме­тоды, включающие методы математического моделирования ряда криминологически значимых социальных процессов; а также методы обработки и анализа данных. Качество и объем получаемой в процессе исследования кримино­логической информации во многом обусловлены организацией самого исследования. Криминологическое исследование носит плановый характер, исследователь заранее определяет характер и объем той информации, получение которой необходимо, определяет основные ее источники. Для этого составляются план исследования и программа. Программа исследования представляет собой научную основу всех осуществляе­мых исследовательских процедур на всех этапах исследования - сбора, обработки и анализа полученной информации с целью получения в итоге теоретических и практически реализуемых выводов. В программе указываются: цель и задачи криминологического исследования, предмет и объем этого исследования, сроки его прове­дения, период, за который исследуется информация и ее объект, исполь­зуемые конкретные методы (методики), ожидаемые результаты. Для выполнения программы составляется план криминологического иссле­дования, определяются этапы его проведения, необходимые для прове­дения исследования мероприятия организационного характера, исполнители, средства материально-технического обеспечения. Рассмотрим основные методы криминологических исследований: 1. Методы социологические: методы массовых опросов. Массовые опросы делятся на методы анкетирования и интер­вьюирования. Анкетный опрос может быть групповым или индивиду­альным. Качество получаемой при анкетировании информации во мно­гом зависит от самой анкеты - методического документа, представля­ющего собой систему обусловленных целями и задачами исследования вопросов, направленных на выявление количественных и качествен­ных характеристик изучаемого объекта. Все вопросы, используемые в анкетах, можно разделить: - по содержанию, - по форме, - по функции. Проверить правильность формулировок вопросов, эффективность анкеты в целом позволяет пробное («пилотажное») исследование, в ходе которого дорабатываются методические документы, проверяется организационное и материальное обеспечение. Интервью имеет как свои достоинства, так и недостатки по срав­нению с анкетированием. Достоинства заключаются прежде всего в том, что интервью дает возможность достичь более глубокого психо­логического контакта с респондентом, что безусловно сказывается на качестве получаемой информации (прежде всего ее надежности). Вы­деляются три вида интервью: формализованное, фокусированное, не­формализованное (свободное). 2. Метод включенного наблюдения связан с непосредственным восприятием исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Задачей исследователя становятся анализ и объяснение поведения людей в определенных ситуациях. 3. Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам, представля­ющим интерес для исследователя. 4. Метод анализа документов. Различного рода документы не только дают определенный объем важной информации, характеризую­щей те или иные стороны изучаемого объекта, но и попутно позволяют судить об их составителях. К документам принято относить различную письменную и графическую документацию, а также звуковые, визу­альные и аудиовизуальные источники. 5. Методы психологические: тестирование. Психологические тесты - это методы, с помощью которых измеря­ется степень выраженности психических свойств личности, а также совокупности свойств лиц и психических состояний малых групп. По предмету исследования выделяются три основные группы тес­тов: общеличиостные, личностные, групповые. 6. Уголовно-статистический метод.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: