Многообразие видов украинского декоративно-прикладного искусства.




СОДЕРЖАНИЕ

1. Многообразие видов украинского декоративно-прикладного искусства.…………………………………………………………………….3

2. Методика ознакомления дошкольников с украинским декоративно-прикладным искусством………..……………………………………………5

Приложение………………………………………………………………………10

Литература……………………………………………………………………….13


 

Многообразие видов украинского декоративно-прикладного искусства.

Декоративно – прикладное искусство Украины, на первый взгляд вызывает неправильные мысли. Многие представляют себе сразу какие-то непонятные предметы, которые чуть ли не связаны с готикой только в Украинском стиле. Это совсем не правильное мнение к декоративно – прикладному искусству Украину нужно отнести работы народных творцов, которые бережно и аккуратно переходят из поколения в поколение и сохраняют свою актуальность на протяжение вот уже скольких столетий. Сохраняя при этом всю ценность и красоту народного искусства.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УКРАИНЫ

Керамика – один из видов творчества Украинских гениев. Основой и центром керамического творчества является город Косов расположен на «гуцульщине». Здесь есть музей, который объединяет и сохраняет все традиции данного направления искусства. Не обойти внимание знаменитую, старинную и прекрасную Полтавщину на которой около двух сотен лет назад был найдет карьер с изумительно красивыми цветными глинами, из которых со времен были представлены предметы искусства, (посуда, игрушки и.т.д.).

Фарфор – который активно появился в Украине в конце 13 века, и по сегодняшней день балует не только красивыми произведениями искусства, посетителей музеев и выставок, но и служит активным экономическим атрибутом. В Украине достаточно великое количество фарфоровых заводов и фабрик – которые ведут активную работу.
Ткачество – это то, чем могут похвастаться украинцы. Можно сказать, это визитная карточка Украины в том числе в вопросе декоративно – прикладного искусства. Ткачество очень распространено и довольно большое количество людей знают, как правильно работать в этом направление, при чем самый популярный вид – это ручное ткачество. Главными цветами здесь являются черный и красный – стандартные цвета которые используются для горячо любимых для иностранцев «вышиванок».
Стекло — данное направление как искусство берет свое начало в культуре и искусстве Киевской Руси. Стекло пользовалось популярностью для изготовления ювелирных изделий и предметов декора. На данный момент оно не теряет популярно в Украине довольно большое количество заводов и фабрик по работе со стеклом.

2. Методика ознакомления дошкольников с украинским декоративно-прикладным искусством

 

Детей дошкольного возраста знакомят с различными формами народного искусства, обучая различать их по содержанию материала, средствам выразительности, характерным признакам. В течение года воспитатель знакомо дошкольников с различными видами декоративно-прикладного искусства, чтобы показать детям геометрические орнаменты, растительные и др. выбирает наглядный материал: репродукции, открытки, слайды, видеофильмы. Это положительно влияет на эмоциональное восприятие детей. С другой стороны, восприятие знакомых предметов переходит на новый уровень, выделяя общее, дети замечают то, на что раньше не обращали внимание. В геометрическом орнаменте выделяют знакомые элементы и их украшения. уделяется внимание закономерностям цвета и чередованию элементов, ритмичности, построении симметричного узора. Важно показать геометрические элементы, входящие в изображение растительных элементов - ягод, цветов, листьев. Сочетая круги, овалы, черточки, мастер создает необычные цветы, листья, ягоды, а не копируя в своей работе окружающую природу. На занятиях дети рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства и его изображения, репродукции, открытки. Воспитатель знакомит детей с народным промыслом - название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. С целью эмоционального воспитания рассмотрение предметов сопровождается художественным словом, потешки, примовлянкамы, образными словами, используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен.

Различные формы занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки, сделают эти занятия живыми и интересными. это как экскурсия в сказку. Знакомя детей с одним из видов народного искусства выделяют некоторые приемы, доступные детям: обобщенные способы лепки, быстрое выполнение отдельных элементов и скоропись, заполнения пространства листа в определенной последовательности, выполняя сначала одинаковые элементы, затем украшения и тому подобное. Ритмичное заполнения формы одним цветом позволяет ребенку более четко выполнять элементы, вырабатываются навыки и темп рисования без пауз. Итак, знакомство детей с декоративно-приборного искусством позволяет показать особенности каждого вида росписи, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает к возникновению желания создавать композиции, развить творческие способности дошкольников.

Развитие творчества должен начинаться с раннего детства и осуществляться различными способами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческой деятельности. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. Оно рано начинает привлекать внимание детей. На занятиях по декоративно-прикладного росписи развиваются эстетическое восприятие, представление. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются умственные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. дети постепенно привыкают к тому, что нужно сравнивать и устанавливать сходство и разницу между элементами узора, которые повторяются, определять правильность в форме элементов (например прямоугольник, круг, риска определенной длины и прочее). В силу этого декоративное рисование становится средством тренировки рук и глаз оно развивает умение координировать работу руки и глаза, которые в дальнейшем приобретают все больше и большее значение в рисовании. Кроме того, рисования узора требует вдумчивого отношения и аккуратности в работе. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладного росписи в дошкольном учреждении для формирования коллективных форм работы, умение работать вместе, действовать согласованно, сообща, помогать товарищам. Обучение декоративно-прикладного росписи содержит в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы только тогда, когда дети будут постепенно осваивать эту деятельностью в соответствии с возрастными особенностей и будут получать удовольствие от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчестве не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут чувствовать неудовлетворенность, грусть от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда ее влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а с знаком минус. В связи с этим перед нами стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее развитие личности ребенка. Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. значение декоративного рисования в общем процессе обучения очень большое, в особенности в первых классах, в которых дети впервые начинают систематически заниматься рисованием под руководством учителя.

Первых и в следующих классах ученики, в процессе пользуются карандашом и кистью, получают технические навыки, которые постепенно усложняются с каждым годом по мере того, как дети овладевают определенной суммой навыков. Декоративное рисование при условии правильно организованной планомерной работы развивает наряду с техническими навыками, которые имеют, безусловно, большое значение в рисовании, и творческие способности.

Таким образом, декоративное рисование осуществляет такие задачи:

1) развитие творческих способностей учащихся, чувства цвета, ритма и

композиции - размещение рисунка на плоскости.

2) развитие технических навыков.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основу содержания занятий с дошкольниками. Привлечение народного декоративного искусства в качестве активного средства эстетического воспитания в системе декоративного рисования в детском саду имеет свои преимущества.

Главные из них - широкие горизонты эстетического познания и различные аспекты воспитательного воздействия народного искусства на процесс гармоничного развития личности дошкольника. Генератором поступательных преобразований в формировании личности выступают игры и игрушки. Украинская игрушка стала ценным достоянием не только национальной, но и мировой культуры.

Красочная палитра народного декоративно-прикладного искусства раскрывается перед дошкольниками на занятиях по декоративному рисования, аппликации, художественном творчестве. Высокий результат дает эта работа, когда она итоговые истоки в виде фольклорных детских праздников и фестивалей. Здесь наиболее полно и ярко пропагандируются среди их участников народные песни, игры и развлечения. К программ детских развлечений входит также народный юмор. Значительный интерес у детей вызывают утра "Сказка за сказкой", участие в самодеятельном кукольном театре по мотивам народных сказок, встречи со знатоками фольклора, народными рассказами, мастерами. Построение новой системы учебно-творческих задач на основе народного декоративного искусства мы рассматриваем как построение части системы занятий по изобразительному искусству в детском саду в целом. Систему изучения изобразительного искусства, как и любой методическую систему характеризует ведущая идея (цель) и дидактические принципы, которые определяют отбор содержания программы, своеобразие методов обучения.

В учебно-воспитательном процессе на уроках декоративного рисования эта цель решается в реализации учебно-творческих задач на материале народного декоративного искусства. такая система служит раскрытию духовных сил ребенка, эффективная для эстетического развития личности дошкольника, активизирует декоративную творчество детей.

Система учебно-творческих задач:

- системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях декоративного рисования;

- Системный отбор произведений народного декоративно-прикладного искусства, объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы детей;

- Дифференциация методов, приемов педагогического руководства, методов стимулирования как процессом эстетического познания, так и декоративной работой детей;

- Учет оценки уровней эстетической воспитанности по результатам, достигнутыми детьми в декоративной работе. учет названных методологических предпосылок в построении системы учебно-творческих задач позволил нам выделить существенные стороны учебно-воспитательного процесса на уровне: виды декоративной работы детей; ведущие эстетические знания и формы эстетического познания; межпредметные и внутри-предметные связи; объем графических умений и навыков.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспекты занятий

Занятие №1

«Украсим узором»

Программное содержание. Учить дошкольников самостоятельно располагать узор вышитый на вышиванке. Развивать детей чувство цвета. Воспитывать внимательность, самостоятельность.

Материал. Заготовки готовых вышиванок, краски различных цветов, кисти.

Предварительная работа. Рассказ об истории создания украинского узора (обратить внимание на цвета и орнамент на вышиванке украинцев).

Методика проведения занятия. Обратить внимание детей на красоту узоров, рассмотреть их.

Педагог рассказывает о национальном прикладном искусстве украинского народа, о их особенностях, орнаментике и узорах.

Каждый ребенок берет листок и рисует орнамент и узор который приходится ему по душе. Затем дети обосновывают выбор узора.

 

Занятие №2.

«Определить средства художественной выразительности народной игрушки.Определить с которыми обычаями и традициями связана даннаяигрушка.»

Оборудование: украиская народная игрушка.

Методика проведения:

1. Ребенок рассказывает об основных элементах, присущих каждому изделию.

2. Ребенок берет игрушку и рассказывает о связанных с данной игрушкой обычаях или традициях.

Ход занятия.

Воспитатель показывает игрушки и рассказывает, что они символизируют и из чего они изготавливаются

Дети рассматривают Куклу-невесту в украиском костюме

Кукла-невеста в традиционном украинском костюме. Воспитатель рассказывает, что это кукла символизирует свадебный обряд. Именно таких кукол изготавливают народные мастера и дарят молодым на свадьбу или помолвку.

— Дети расскажите о народных игрушках своего народа?

(дети рассказываю о народных игрушках и ох значении).

Для того чтобы эффективно формировать национальное сознание детей дошкольного возраста необходимо придерживается следующих методических рекомендаций:

— Подбор народных игрушек Крыма, доступных для восприятия и воспроизведения детьми дошкольного возраста;

— Использование в образовательно-воспитательном процессе необходимого и доступного объема систематизированной информации по крымским фольклорным куклам (исторический, теоретический, практический аспекты)

— Овладение детьми традиционными приемами создания и отделки народных игрушек;

—Организация процесса самостоятельного изготовления детьми игрушек по народным традициям;

—Доступность и педагогическая целесообразность предложенных заданий;

—Создание на занятиях положительно-эмоциональной творческой заинтересованности и увлеченности.

Занятие №3«Придумай новый декоративный образ»

Цель: выявить уровень развития декоративного творчества детей в процессе создания собственных декоративных образов по мотивам декоративно-прикладного искусства украинского народа.

Установка: «Придумай и нарисуй что хочешь, но так, чтобы твой рисунок напоминал бы какой-нибудь промысел».

Дети рисуют наследие декоративно-прикладного наследия украиского народа.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.«Просвещение» - 1998г.
2. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г.
3. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов – на – Дону «Феникс» - 2002г.
4. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество- М. «Просвещение» - 1985г.
5.Декоративно-прикладное искусство — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство
6. Декоративно-прикладное искусство - Россия, Russia russia.rin.ru/guide/3/5.html7. Artly.Ru - Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, ​живопись.. www.artly.ru
7. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла. ​Красота... www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm
8. Декоративно-прикладное. Центр Дополнительного Образования детей ​города Воронежа www.vcdo.ru/dekor.html ·
9. Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html
10. Декоративно-прикладное искусство www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4
11. Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: