Физическая культура – часть культуры человека и общества




На основе современных концепций теории культуры студен­ты как будущие интеллигенты, носители культуры и специалисты в сфере культуры физической долж­ны хорошо представлять роль и значение физической культуры как вида культуры, ее структуру и функции, взаимные связи с культурой в целом, и конкретными областями человеческой дея­тельности (наукой, политикой, воспитанием, образованием, искус­ством, здравоохранением и др.).

Абитуриенты физкультурных вузов в отличие от всех дру­гих, как правило, имеют не только общее представление о сфере своей будущей деятельности, но и свой личный практический опыт на уровне объекта профессионального воздействия. Больше того, некоторые из них, так или иначе, выступали в роли тренера, учителя физкультуры или их помощников. Поэтому уровень их представления о своей будущей профессии (правда, чаще всего эмпирический), несомненно, выше, чем в технических вузах. Однако в этом кроется и серьезный недостаток: они еще не в со­стоянии представить себе физическую культуру с позиции кон­цепций современной теории культуры.

Слово "культура" известно каждому человеку с детства, но порой под культурой понимают очень узкие признаки человека или в целом общества, что не отражает самой сущности и всего со­держания этого сложнейшего и важнейшего явления.

Первоначальное значение этого понятия, возникшего в Древней Гре­ции, означало «обработка», «возделывание», «совершенствование» и отно­силось это к земле, к природе, которые необходимо усовершенствовать, исходя из потребностей человека.

Это принципиальное положение не только не потеряло своего значе­ния, но приобрело новое, более широкое и значение для понимания сущ­ности этого явления и для более глубокого его познания.

В научном смысле в понятие "культура" включаются все формы общественной жизни, способы и результаты деятельности людей, а также их качество. Следовательно, культура, с одной стороны, - процесс материальной и духовной деятельности лю­дей, с другой - результаты ее.

Культура не дана людям от природы. Она - результат обще­ственного и индивидуального их творчества и деятельности.

Принято различать материальную культуру (вещи, орудия, которые являются продуктами материального производства) и ду­ховную, т.е. продукты духовного творчества, удовлетворяющие потребности людей (музыка, поэзия, живопись, архитектура и т.п.).

Отношение человека к культуре рассматривается в трех аспектах:

ü он познает ("потребляет") культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, созданных предшествую­щим человеческим опытом (освоение теории искусства, техники, литературы, науки и т.п.);

ü действует в общественной среде как носитель опреде­ленного уровня и объема культурных ценностей (образованности, профессиональной компетентности, эрудиции);

ü сам творит создает новые культурные ценности, учит де­тей, пишет книги, выращивает хлеб, осваивает космос, развивает науку.

Таким образом, в первом приближении культура - это ак­тивная творческая деятельность людей по освоению мира, в про­цессе которой сохраняются, осваиваются и производятся соци­ально значимые ценности. Это также и совокупность самих цен­ностей, которые отражают духовную и физическую деятельность людей.

Необходимо иметь в виду, что культура направлена на пре­образование не только внешней социальной и природной среды, но и на преобразование самого человека. И это положение имеет принципиальное значение для понимания сути физической куль­туры и создания ее теории.

Исторически культура возникает как объективно необходи­мая деятельность, направленная на преобразование окружающей природы и самого человека. Это - процесс и результаты проявле­ния сущностных сил человека в продуктах его духовной, матери­альной и физической культуры.

Деятельность - это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворе­ния потребностей человека и общества. Это работа, физическая и умственный труд на собственное благо и благо общества.

Потребность - нужда в чем-то, жизненная или бытовая не­обходимость. Она может быть: физиологической (потребность в пище, воздухе, жилье, защите жиз­ни) и духовной (потребность в человеческом обще­нии, образовании, музыке, живописи, труде и т.п.).

Человек, как правило, испытывает постоянную потребность в развитии, росте, самосовершенствовании. А потребности реа­лизуются только в деятельности. Другого пути для их удовлетво­рения, а, следовательно, и развития нет.

Чем выше уровень потребностей и чем больше их объем, тем более сложной, более квалифицированной деятельности они требуют. Например, уровень потребностей в самообразовании, у учащегося один, у студента другой, у профессора третий, а значит и уровень, и качество деятельности этих людей тоже раз­личны.

Деятельность всегда предметна, т.е. она обращена, на­правлена на изменение, совершенствование, развитие, а взаи­модействие деятельности и потребности лежит в основе все­стороннего развития человека.

В самом деле, если потребности человека не растут, значит, нет необходимости в усложнении, улучшении качества деятель­ности; тогда человек останавливается в своем развитии или де­градирует.

Культура и есть процесс саморазвития, самосовершенство­вания человека, расширения его социальных потребностей и ус­ложнения видов и способов деятельности.

Исходным положением для понимания сущности физической куль­туры как вида культуры является понимание природности (в происхожде­нии и среде обитания) и социальности. Само понятие «физическая культура» появилось спустя сотни и ты­сячи лет с того времени, когда человек стал осуществлять двигательную деятельность, осмысливая прагматическую ценность для его жизни.

Природные существа (животные, звери, птицы и т.п.) приспосабли­ваются, адаптируются к природным условиям, среде обитания. Человек, напротив, по мере своего интеллектуального и физического совершенствования приспосабливает природу в соответствии с его физиологическими и ду­ховными потребностями.

Животные, обладая психикой, широкими возможностями восприятия окружающей среды с помощью совершенных, более эффективных, чем у человека рецепторов (зрение, слух, обоняние и т.п.) не способны осущест­влять деятельность. Для них характерно поведение, в основе которого лежит определенная генетическая программа (у животных одна, у рыб другая, у птиц третья; у хищников одна, у млекопитающих и травоядных другая и т.п.).

Человек же осуществляет деятельность, которая требует разума, размышления, поскольку предполагает постановку цели, задач, средств и методов их решения, форм организации достижения цели.

Другими словами, культура - это результат преобразова­ния человеком как внешнего мира, природы, окружающей дейст­вительности, так и совершенствование самого себя во всех фор­мах своего проявления. При этом весьма важно подчеркнуть ка­чественный уровень процесса развития сил и способностей чело­века, а также их проявления в результатах деятельности. Значит сущность культуры ее основное содержание - это формирование высших качеств человека, его всестороннее умственное, физиче­ское, нравственное развитие, его высокий профессионализм и компетентность. Личностными формами проявления культуры яв­ляется нравственность, поведение, образованность, интересы, вкусы, наклонности.

Таким образом, культура - это то, что сделано человеком, это мера и способ развития самого человека и результат удовле­творения потребностей в процессе деятельности его и общества. И главное в деятельности - уровень, широта, масштабы и качест­во ее результатов.

Речь идет о том, что существует основа для жизни, деятельности, воспроизводства человечества, личности и их развития - природа. Она са­ма себя воспроизводит, совершенствуется, видоизменяется по законам ес­тественного развития и под влиянием внешних факторов (климата, темпе­ратуры, влажности, влияния солнечной радиации и т.п.).

Человеку, как биологическому существу, дано все - воздух, вода, пища, среда обитания, адаптирующие возможности, биологические резервы («данность», «заданность»). Однако для жизни и деятельности на сверхприродном, человеческом, социальном уровне, этой естественной дан­ности человеку, как надприродному существу, этого не­достаточно. Чтобы создать достаточно комфортные условия для собствен­ного развития ему необходимо «обработать», «возделать», усовершенство­вать не только окружающую естественную природу (землю, деревья, зла­ки, плоды, животных и т.п.), но и собственную природу, свое естественное природное состояние. Эта «обработка» осуществляется в различных аспек­тах - телесном, интеллектуальном, психическом, эмоциональном, нравст­венном и др.

Одной из существенных личностных характеристик культуры чело­века является его постоянное, на протяжении всей жизни, до глубокой ста­рости желание, стремление к самосовершенствованию как в духовном, ин­теллектуальном, так и в телесном направлении. Человек по своей природе, «данности» и «заданности» свойств, качеств, способностей, биологическим резервам и адаптационным возможностям - неисчерпаем.

Однако среднестатистическая личность в течение всей своей жизни использует только 20-30 % тех сил и способностей, которые дала ему природа. Низкий уровень его культуры проявляется в том, что он зачастую сокращает продолжительность своей жизни. Круг его интересов, весьма ограничен, зачастую он не проявляет и половины своих волевых, самоорганизаторских способностей, он ленив и не любопытен, боится трудностей и не желает их преодолевать. Это прекрасно видно на примере студентов и спортсменов. «Двоечники» - отнюдь не самые глупые и тупые ребята и девушки, разрядники - отнюдь не самые одаренные в возможно­стях физического развития от рождения.

В настоящее время предметом острой и многолетней дискуссии яв­ляется так называемая «массовая культура», связанная с развитием средств массовой информации - газетами, популярными, развлекательными жур­налами, кино, видео, телевидением.

Исследователей и сторонников классического представления о куль­туре как сфере разумного воспитания морально оправданных форм пове­дения, эстетики во всех ее внутренних и внешних формах выражения шо­кирует коммерческая, грубо прагматическая направленность массовой культуры, снижение требований к эстетичности, вульгаризация, выхола­щивание высокой духовности, стандартизация, подражание западным об­разам и т.п.

Коммерциализация массовой культуры снижает уровень воспитания, образованности людей, эстетических характеристик внешних форм прояв­ления массовой культуры, так как воздействует на простые человеческие инстинкты, тем самым отвлекая человека от совершенствования той деятельности для которой он предназначен. Интерес к истинным ценностям подменяется постоянным привлечением внимания зрителей и слушателей к на­силию, сексу, лихим разбоям, грабежам. Также предпринимаются попытки заменить патриотизм космо­политизмом, вселенской стандартизацией, начиная от одежды, моды, до менталитета, идеологии, интимных форм жизни. Массовая культура ориентирована, прежде всего, на юношеский возраст, на подростков. То есть на людей, которые еще не прошли стадию самоопределения, не имеют стабильной шкалы ценностей. Продукция массовой поп-культуры стимулирует только к по­треблению, а не к творчеству, формирует бездумность и стандартность мышления. И в этом ее огромная опасность для общества, для человечества, для любой нации стремящейся к сохранению национальной культуры и национальных тра­диций.

В условиях этой моральной нечистоплотности и откровенной грязи формируется мораль российских детей, подростков, юношей. Их идеалом, мечтой становится богатство, секс, выпивка, вседозволенность. А раньше идеалам были космонавты, полярники, спортсмены, герои патриотических фильмов, романов и повестей. Все это разрушает национальное самосозна­ние, культивирует космополитизм. В ряде стран Европы существуют законы, препятствующие проникновению американской маскультуры (Фран­ция, Германия, Испания, Италия), у нас этого нет. Гибель национальной культуры, традиций, игнорирование отечественной истории приводят к ги­бели государств. Эта опасность нависла сейчас над нашей родиной.

Наиболее значимыми качествами русского человека всегда были си­ла воли, широта души, доброта и мужество, умение пожертвовать собой ради общего дела, соборность как общность людей, подчиненная интере­сам государства, общества, церкви, религии (собор, храм). Соборность не нуждается в правовом регулировании, поскольку в ее основе лежит хри­стианская мораль, нравственность. Соборность предполагает и веротерпи­мость, о чем свидетельствует наличие в России храмов различных конфес­сий.

Русская культура представлена именами выдающихся деятелей на уровне самых великих представителей мировой культуры. Результаты их деятельности представлены в архитектуре дворцов, храмов (Грановитая палата, Казанский собор), живописи (иконопись, работы «передвижни­ков», живопись социалистического реализма), писателей (Л.Н. Толстой, М.А. Шолохов), поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов), музыки (М. Глинка, «Могучая кучка», Д.Д. Шостакович, Ю.В. Свиридов), науки (М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский, И.П. Павлов), техники (А.Н. Туполев, Н.Е. Жуковский, С.П. Королев), военного дела - полководцы (А.В, Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков), искусство балета (А. Павлова, Т. Красавина, Г. Уланова, К. Сергеев) и множество других великих российских имен в ми­ровой культуре и ее истории.

Современная наука озабочена поиском средств и методов разработки стратегии и тактики сохранения, расширения масштабов культуры.

Физическая культура является одним из видов культу­ры, потому что основу содержания культурного процесса состав­ляет развитие физических и интеллектуальных способностей че­ловека, его нравственных и эстетических качеств. Она зарождает­ся и развивается одновременно с материальной и духовной куль­турой общества.

Деятельность в области физической культуры также имеет и материальные и духовные формы выражения. Спецификой фи­зической культуры является ориентация на развитие биологиче­ской базы и физических потенций человека. Однако, воздействуя на биологическую сферу комплексом средств и методов, физиче­ская культура неизбежно оказывает влияние и на интеллектуаль­ную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в человеке.

В материальную культуру она входит физическими способ­ностями (сила, быстрота) и процессом двигательной деятельно­сти человека, которые являются ее главным содержанием. Кроме того, физкультура опирается на материальную базу (спортивный инвентарь, оборудование, спортивные площадки, залы, дворцы и т.п.). Все это не только "обслуживает" физическую культуру, но и является ее производным, потому что возникает в зависимости от ее потребностей.

В духовную культуру физическая культура входит накоплен­ными знаниями, духовными ценностями, наукой, теорией, воспи­танием в широком смысле слова, спортивной этикой и эстетикой.

Духовный аспект физической культуры воплощается в про­ектирующей и моделирующей деятельности, как в личностном, так и в социально-общественном плане. О творческом, интеллекту­альном характере деятельности личности при занятиях физиче­скими упражнениями П.Ф.Лесгафт писал: "Путем анализа и срав­нения, получаемые извне, впечатления переходят в умственную работу, появляясь уже затем в виде отвлеченных понятий. Соот­ветственно этому следует научиться анализировать и сравнивать движения, стараясь приспособить их к такой активной деятельно­сти, в которой наибольшая работа проводилась бы при наимень­шей затрате труда, что возможно также и при отвлеченных умст­венных занятиях".

Мало найдется способов, приемов, форм проверки собст­венных физических и духовных сил человека, которые могли бы сравниться с теми, которыми располагает физическая культура. Так, например, спорт, насыщенный противоречиями, дает наибо­лее содержательную, всестороннюю и оперативную информацию о степени готовности человека к действиям в сложных, порой экс­тремальных условиях.

Результатами духовного производства в области физиче­ской культуры являются разработка сложных двигательных дей­ствий (в гимнастике, фигурном катании и др. видах), тактика, тео­ретическая, морально-волевая подготовка спортсмена. В лично­сти спортсмена, в его формах поведения, реакциях на сложные ситуации также проявляется духовная культура. Духовное, умст­венное и физическое развитие в данном случае органически до­полняют друг друга, значительно обогащая облик культурного, разносторонне развитого человека.

Систематическое, целенаправленное и грамотное освоение богатства в области физической культуры способствует преобра­зованию в человеке как физических способностей, двигательных навыков, состояния здоровья, так и интеллектуальных возможно­стей, отражающих физическую культуру своими специфическими формами и средствами.

Объективной основой возникновения физической куль­туры является труд, потребности в движении ради удовольствия "рекреационный аспект", целью ее - воспроизводство человека специфическими средствами; причиной развития - социаль­ные потребности в укреплении здоровья и развитии способно­стей, необходимых в жизни. Изменение ее содержания и направ­ленности определялось историческими и социально-политическими условиями жизни общества. Так, например, разви­тие производства вызывает дополнительную и специфическую необходимость во всестороннем умственном и физическом раз­витии человека и усиливает объективную потребность в физиче­ской культуре. Общество не располагает более полноценным средством, с помощью которого можно было бы физически гото­вить людей к новым условиям жизни и производства.

Неправильно было бы отнести физическую культуру либо только к материальной, либо только к духовной культуре или во­обще вывести ее за рамки культуры.

Она не может быть отнесена только к материальной куль­туре, так как отражение материального бытия общества или от­дельного человека не является единственной или главной ее ха­рактеристикой как социального явления. Но по этой же причине она не может быть отнесена только к духовной культуре, хотя в ее сфере и находит свое отражение общественное сознание.

Для того чтобы более четко определить специфику ее свя­зи с культурой вообще, необходимо поставить вопрос: какие по­требности удовлетворяет физическая культура?

Допустим, что физические способности человека (сила, бы­строта, выносливость и др.) носят только материальный характер. То же можно сказать о функциях органов и систем и о таком инте­гральном показателе, как здоровье. Тогда исчезает роль и значе­ние социальных условий, уровня развития личности, ее ценност­ных ориентации. Но даже потребности в самом физическом раз­витии уже носят не столько биологический, сколько социальный характер, а в целом физическая культура удовлетворяет потреб­ности в общении, игре, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Деятельность в сфере физической культуры связана с про­цессами познания, создания и закрепления ценностей в присущей ей специфической форме и ценностями ориентации.

В процессе физкультурной деятельности человек преобра­зует свою собственную природу, выступая при этом одновременно не только субъектом, но и объектом деятельности и ее результа­том. Поэтому физическую культуру следует рассматривать как деятельность и качественный уровень этой деятельности, ее ре­зультатов по созданию физической готовности людей к жизни, труду, творчеству. Она имеет две стороны: деятельностную и ре­зультативную, а главный результат ее деятельности выражен в качественном уровне физической подготовленности людей к жиз­ни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: