Министерства юстиции Российской Федерации»




Стегунова Анна Александровна,

Студентка 1-го курса

Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российская правовая академия

Министерства юстиции Российской Федерации»

 

Проблема легальности и легитимности
правительства Колчака

Осенью 1917г. начался раскол России на два лагеря – «за» и «против» Советской власти. Сразу в нескольких местах возникли различные антисоветские организации, которые ставили своей целью восстановление законного режима.[1] В условиях гражданской войны на территории России сформировалось два политических центра: «красный», в лице советских республик, возглавляемых рабоче-крестьянскими правительствами, и «белый», в лице ряда государствоподобных образований, возглавляемых контрреволюционными правительствами (Временное Сибирское правительство, правительство Юга России, правительство Северной области и др.).

Все антисоветские правительства носили очаговый характер: деятельность их ограничивалась пределами отдельно взятых районов. В процессе разрастания контрреволюционного движения все актуальнее становился вопрос о создании на территориях, освобожденных от большевиков, единой всероссийской власти. Но реальной силы, которой бы подчинились все районные правительства, в первый период гражданской войны на «белой» части России не существовало. В пользу централизации белого движения говорил немаловажный фактор: к лету 1918 г. стало ясно, что без помощи Антанты одержать победу над «красными» практически невозможно. Но в ситуации, когда на территориях, очищенных от Советской власти, ежедневно возникали и исчезали контрреволюционные правительства, союзники не могли определиться, кому оказывать поддержку, поэтому лидеры белого движения приняли решение о создании единого правительства.

В сентябре 1918 г. в г. Уфу съехались представители различных правительств и образований, в основном Урала, Сибири и Дальнего Востока. 23 сентября 1918 г. Уфимским Государственным совещанием было создано демократическое Временное Всероссийское правительство в форме Директории. Избранный совещанием состав: Н.Д.Авксентьев (председатель), кадет Н.И.Астров, генерал В.Г.Болдырев, П.В.Вологодский, Н.В.Чайковский; фактически же в Уфимскую директорию вошли Авксентьев, Болдырев, Вологодский, кадет В.А.Виноградов и эсер В.М.Зензинов.

9 октября 1918 года Уфимская директория переехала из Уфы в Омск. Уфимская директория добилась упразднения всех областных, национальных, казачьих правительств, Сибирской областной думы. 3 ноября ей передало власть Временное сибирское правительство. Комуч отказался от своих претензий на всероссийскую власть и был переименован в Съезд членов учредительного собрания. В состав образованного при Уфимской директории Делового (Всероссийского) Совета Министров вошли главным образом члены Административного совета Временного сибирского правительства - сторонники установления единоличной авторитарной власти: Вологодский (председатель), генерал П.П.Иванов-Ринов (военно-морской министр; 4 ноября заменен Колчаком), кадет Ю.В.Ключников (министр иностранных дел) и др. [2]

С первых же дней работы этого правительства стало ясно, что оно абсолютно не в состоянии выполнять возложенные на него задачи: заседания проходили в пустых околополитических дебатах, которые ни к чему не приводили. Назревал кризис власти. В этой ситуации высшие лидеры кадетской партии, возглавлявшие правую оппозицию, при поддержке Ставки и Генерального штаба подготовили государственный переворот с целью свержения власти Директории и установления единоличной диктатуры.

В ночь на 18 ноября 1918 года военно-морской министр адмирал А. В. Колчак, опираясь на поддержку союзников, офицерских и казачьих частей, совершил в Омске переворот и разогнал Уфимскую директорию. Организаторы переворота под предлогом обвинения в измене арестовали двух членов Директории, оставшихся в Омске, и при поддержке председателя омского Совета Министров, бывшего в то время одним из членов Директории, объявили Всероссийское правительство распущенным. Авксентьев, Зензинов и Аргунов были арестованы и высланы за границу. Высшим органом власти в государстве стал Совет Министров омского правительства, передавший всю полноту государственной власти Колчаку, который, получив наименование Верховного Правителя, стал единоличным главой государства.

Актуальнейшим на тот период стал вопрос о формировании отношения населения к новому Правителю путём признания со стороны лидеров белого движения. Если все другие правительства были созданы в результате падения Советской власти в той или иной местности, то Колчак, стал узурпатором. Поэтому от отношения к нему русской и мировой общественности зависело его существование вообще. На третий день после переворота было сделано заявление, которое гласило: «Российское правительство считает себя правомочным и законным преемником всех бывших до конца октября 1917 г. правительств России»: это означало, что колчаковское правительство принимало на себя все долги перед иностранными государствами, данные ранее царским правительством. 7 декабря 1918 г., была опубликована декларация, которая должна была служить доказательством демократической направленности созданной власти: «Опираясь на проснувшиеся здоровые национальные чувства, Российское правительство стремится к воссозданию государственности на началах истинного народоправства, свободы и равенства».[3]

Несмотря на ряд протестов против захвата власти Колчаком (атамана Семенова, Самарского КОМУЧа, и т.д.), верховная власть адмирала Колчака была признана всеми лидерами белого движения. 3 мая 1919 г. заявило о своем подчинении Временное правительство Северной области, а 30 мая 1919 г. такой же приказ издал Деникин. Необходимая легитимность власти Верховного Правителя была достигнута.

К числу вопросов, требующих немедленного разрешения, относился и вопрос об отношениях со странами Антанты.

В начале XX в. в международном праве господствовала конститутивная теория признания. Согласно этой теории государство или правительство приобретало международные права и обязанности лишь с момента признания. Таким образом, международное признание «белых» правительств гарантировало им жизнеспособность.

За свою помощь в борьбе против большевиков страны Антанты требовали множество уступок. 26 мая Совет четырех (президент Франции Ж. Клемансо, премьер-министр Великобритании Д. Ллойд-Джордж, президент США Т.В. Вильсон, премьер-министр Италии Ф. Нитти) с участием представителя Японии утвердил текст ноты Колчаку, в которой выражалась готовность признать его «Верховным Правителем России» при выполнении ряда условий.4 июня 1918 г. был дан официальный ответ правительства Колчака. 12 июня поступила ответная телеграмма, в которой говорилось, что «Союзные и Соучаствующие Державы… счастливы тону ответа, который в общем совпадает со сделанными ими предложениями» и что они «расположены дать адмиралу Колчаку и действующим заодно с ним» силам поддержку, упомянутую в их первом письме.[4] Иными словами, Колчаку в ближайшее время обещалось официальное признание со стороны стран Антанты – это по сути означало признание омского правительства «де-факто» в качестве правительства России. [5]

Согласно современной теории международного права, повстанцы могут обрести международную правосубъектность лишь в том случае, если они будут признаны законным правительством в качестве «воюющей стороны»; для этого повстанцы должны: а) иметь организацию; б) иметь во главе ответственные за их поведение органы; в) установить свою власть на части территории; г) соблюдать в своих действиях «законы и обычаи» войны.[6] Всем перечисленным требованиям правительство Колчака полностью удовлетворяло: оно имело свои политические и правовые институты, вооруженные силы, идеологию, сформированное правительства, которое несло ответственность за их действия; к концу 1918 г. «белые» контролировали ¾ территории России, а возглавляемые выученными в Российской империи кадровыми генералами и офицерами белогвардейские силы вели боевые действия по всем правилам войны.

Несмотря на формально-официальное непризнание «белых» правительств, большевики по факту носили молчаливое признание их, выразившееся в многочисленных попытках заключения с ними перемирия, организации переговоров и т.п. Фактическое признание было получено правительством Колчака и от иностранных держав. Следовательно, «белые» получили международную правосубъектность в качестве «воюющей стороны».

 


[1] Слободин В.П. Белое движение в годы гражданской войны в России. М., 1996

[2] Окрест Колчака: документы и материалы. Составитель доктор исторических наук, профессор А.В. Квакин. М., 2007. С. 166-167

[3] Емцов Г.Н. Международное признание правительства А.В. Колчака (1918–1920 гг.): историко-правовой анализ // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. Красноярск, 2002. 0,9 п.л.

[4] Зубачевский В. Гражданская война в России и послевоенный мир: геополитические аспекты // История. 2000

[5] Емцов Г.Н. Международное признание правительства А.В. Колчака (1918–1920 гг.): историко-правовой анализ // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. Красноярск, 2002. 0,9 п.л.

[6] Арцибасов И.Н. Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Междунар. отношения, 1989



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: