Семантическая структура глагола.




Глава 1. Теоретические основы.

Вербоцентрическая концепция Теньера-Холодовича и квантитативное направление в лингвистике.

Эмпирическая часть данной курсовой работы проводилась в рамках вербоцентрической теории Теньера-Холодовича, согласно которой глагол сказуемого моделирует соответствующее типовое предложение, значение которого, ситуация, отображает определенный отрезок объективной действительности.[1] Участники ситуации - актанты[2]: это субъект, то есть человек, совершающий действие, объект – человек, на которого это действие направлено; актантов может быть несколько, между ними существуют определенные отношения. В семантической структуре глагола выделяются признаки, рассматривающие отношения между актантами. Кроме того, существуют признаки, характеризующие саму речевую ситуацию: она может разворачиваться либо на одном (простая ситуация), либо на нескольких временных срезах (сложная ситуация). Понятие “ситуации” получило систематическую лингвистическую разработку вь70-х годах ХХ в. в Ленинградской школе проф. А.А. Холодовича в рамках валентностной теории залога. В основе данной концепции лежит вербоцентрическая модель предложения Л. Теньера, согласно которой «ядерный» глагол в позиции сказуемого потенциально «несет в себе» типовое предложение, реализуемое через актуализацию глагольной валентности[3]. Свое дальнейшее развитие данный подход получил в двухуровневой модели предложения, сформулированной А.А. Холодовичем в 1970 г.

Основным положением квантитативного направления является положение о том, что в определенной лингвистической единице может быть установлен набор признаков разных уровней (семантического, морфологического, синтаксического, лексического, этимологического) и определенная статистическая зависимость, как между признаками одного и того же уровня, так и разных уровней[4].

Семантическая структура глагола.

В семантической структуре глаголов различают две группы признаковых планов. В первой группе находятся признаки, охарактеризовывающие отношения между актантами, во второй – признаки, по которым классифицируется время протекания глагольной ситуации. К первой группе признаковых планов относятся интерактивный и иерархический планы, ко второй – темпорально-мотивационный (эвентуальный) и хроно-структурный.

Проанализируем состав первой группы и начнем с интерактивного плана.

Интерактивный план рассматривает согласование (или рассогласование) воли субъекта и объекта, которая на достижение определенной цели при реализации действия глагола. В состав данного плана входят следующие признаки:

- конвергентный (воля субъекта и объекта согласованы) – например, гл. to admit («признавать») обозначает стремление субъекта к примирению, а значит, и к согласованию с волевыми намерениями объекта.

- дивергентный (желания субъекта и объекта расходятся) – напр, гл. to betray («предавать») является ярким примеров расхождения волевых намерений субъекта и объекта, скажем, субъект предал объекта и у последнего зародилось к субъекту чувство ненависти.

- немаркированный (обозначает глаголы с признаками, невыраженными по интерактивному плану) – например, гл. to teach («учить, обучать») не наводит прямо на мысль ни о согласовании волевых намерений объекта и субъекта, ни об их рассогласовании.

В контексте иерархического плана выделяютсяразличные типы иерархических субъекто-объектных отношений, отображающие равноправную или неравноправную роли субъекта и объекта в реализации глагольного действия. В составе данного плана рассматриваются:

- координативный признак (субъект и объект равноправны в своем волеизъявлении) – например, гл. to date («ходить с кем-либо на свидание»), являющийся единственным представителем координативных глаголов в данной курсовой работе, является ярким примером равноправных отношений (ведь основа отношений влюбленной пары – равноправие)

- доминантный признак (воля субъекта преобладает над волей объекта) – напр., глагол to volunteer («добровольно вызываться что-л. делать») указывает на сильное желание субъекта оказать посильную помощь;его никто не заставляет никому помогать, и именно это является отличительной чертой доминантного глагола – воля субъекта независима и не подвергается никаким влияниям.

- субординативный признак (воля объекта занимает главенствующее положение) – напр., глагол to prostitute oneself («продавать себя, свои убеждения») наиболее наглядно иллюстрирует группу субординативных признаков, поскольку воля объекта (в данном случае объект – общество) в «продаже себя» субъектом является определяющей (ни один сознательный человек просто так «продаваться» бы не стал, его вынудили бы к этому обстоятельства извне).

Теперь рассмотрим вторую группу признаковых планов:

В контексте темпорально-мотивационного плана рассматривается время протекания глагольной ситуации, которая, как уже было сказано выше, может быть простой (действие разворачивается на одном временном срезе) и сложной (действие разворачивается на двух или трех временных срезах). Темпорально-мотивационные отношения отражают зависимость простых ситуаций в составе сложной. Простые ситуации в составе сложной подразделяются на «базовую» и «фоновую». «Базовая» ситуация в составе сложной выполняет функцию непосредственного обозначения основного семантического содержания предложения. «Фоновая» ситуация мотивирует «базовую» ситуацию или мотивируется ею. В зависимости от темпорально-мотивационных отношений фоновой и базовой ситуаций, темпорально-мотивационный план подразделяется на следующие группы признаков:

- ретроспективные («фоновая» ситуация предшествует базовой и мотивирует ее) – например, гл. to forgive («прощать»). Перед нами довольно четко вырисовывается сначала «базовая» ситуация (субъект прощает объекта), а затем и «фоновая», мотивирующая базовую (в прошлом имел место инцидент между субъектом и объектом).

- проспективные («базовая» ситуация мотивирует фоновую и следует за ней) – напр., гл. to bet («спорить») – есть 2 четко выделенных ситуации – «базовая» (спор на какие-либо события, которые будут происходить в будущем) мотивирующая «фонофую» (одна из спорящих сторон выиграла пари) и следующая за ней.

- ретро-проспективные (наличие двух «фоновых» ситуаций, которые подразумевают некоторое предшествующее и последующее состояние или действие). Данная признаковая группа, к сожалению, в выбранной глагольной лексике не представлена.

- синхронные (в эту группу входят глаголы с невыраженным признаком темпорально-мотивационного уровня, моделирующие только одну простую ситуацию) – напр., гл. to plug («застрелить, подстрелить кого-л.») указывает на то, что действие имело единичный характер и не имело ретроспективной или проспективной направленности.

Хроно-структурный план преследует цель выяснить представленность (или непредставленность) результата действия в глагольной ситуации. В состав хроно-структурного плана входят:

- каузативный признак (действие в глагольной ситуации имеет результат) – например, гл. to gain («добиваться чего-либо, получать что-либо») уже в своем значении указывает на результативность.

- оперативный признак (представлен только процесс совершения действия в глагольной ситуации; результата данного действия нет) – напр., гл. to expect («ожидать чего-либо, надеяться на что-либо») представляет собой глагольную ситуацию, в которой четко прослеживается ход процесса – ожидание. При этом совершенно не ясно, будет ли у этого ожидания результат.

- процессивный признак (отсутствие воздействия субъекта на объект) – напр., гл. to imitate («передразнивать кого-либо, что-либо») несет в себе следующую смысловую нагрузку: при подражании или передразнивании субъект не воздействует на объект, он всего лишь копирует его действия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: