Интерактивное практическое занятие по теме «Специализированный жилищный фонд РФ. Сделки с жилыми помещениями»




Пресс-конференция (работа в малых группах), когда учебная группа делится на 3 подгруппы по 8-10 человек, которые по заданию преподавателя составляют письменные конспекты ответов. На практическом занятии студенты работают в малых группах над составлением процессуальных документов. Техническое оснащение не требуется. Оценка работа каждой группы в соответствии с 10 бальной системы оценивания, активная работа студентов включается в научно-исследовательский вклад студента.

Задание для подгруппы 1.

1. Составьте правила по следующим вопросам:

«Порядок нотариального удостоверения сделок с жильем»;

«Порядок взимания госпошлины за отчуждение жилых помещений»;

«Порядок освобождения граждан от уплаты госпошлины».

Задание для подгруппы 2.

1. Составьте схему «Государственная регистрация в жилищной сфере», предусмотрев в ней следующие блоки:

а) случаи государственной регистрации в жилищной сфере;

б) порядок регистрации прав граждан на жилое помещение и сделок с ним;

в) обязанности учреждения юстиции, регистрирующего права граждан па жилое помещение и сделок с ним;

г) основания для государственной регистрации прав граждан на жилое помещение и сделок с ним;

д) случаи, в которых может быть отказано в регистрации прав на жилое помещение;

е) порядок регистрации граждан в г. Москве и Московской области.

Проведите сравнительный анализ, результаты которого отразите в конспекте.

Задание для подгруппы 3.

1. Составьте схему «Налоги в жилищной сфере», предусмотрев в ней следующие блоки:

а) виды налогов;

б) виды плательщиков налога;

в) ставки налога на жилье;

г) лица, освобождаемые от уплаты налога за жилье.

Далее подгруппы переходят к решению практических ситуаций (кейс-блоков).:

Практическая ситуация для подгруппы 1

Житель г. Москвы Павел Пешков, 50 лет, проживал со своей дочерью Юлией, 20 лет, в приватизированной трехкомнатной квартире стоимостью свыше 800 тыс. руб. Павел Пешков был собственником также загородного дома (летней дачи) стоимостью около 300 тыс. руб., которым он пользовался в летнее время вместе с Юлией.

20 августа 2001 г. Павел Пешков подарил Юлии, в связи с регистрацией ее брака с Вадимом Войковым, загородный дом, который был оформлен на имя Юлии до вступления ее в брак. После свадьбы дочери 22 августа 2001 г. Павел Пешков погиб при аварийной посадке самолета в г. Новосибирске.

После открытия наследства в нотариальную контору подали заявления о принятии наследства два человека: Юлия Войкова (Пешкова) и Зиновий Пешков, 26 лет, внебрачный сын Павла Пешкова, признанный им при его рождении, живший со своей матерью в г. Вологде.

После регистрации брака Юлия Войкова переехала жить на квартиру своего мужа. В момент гибели своего отца она была еще зарегистрирована по месту жительства на его жилой площади. Зиновия Пешкова Юлия Войкова не знала и поэтому заявила нотариусу, что она является единственной наследницей своего умершего отца.

Обязана ли была Юлия Войкова при оформлении в свою собственность загородного дома, подаренного ей отцом, уплатить госпошлину и налог?

Может ли Зиновий Пешков считаться наследником Павла Пешкова. Если да, то по какому основанию?

Кто из наследников обязан при получении наследства уплатить госпошлину и налог, а кто — нет?

В каком размере и с какой суммы должна быть уплачена госпошлина за получение свидетельства о праве на наследство, а также налог при оформлении наследственного имущества в свою собственность лицом, не освобожденным от их уплаты?

Практическая ситуация для подгруппы 1

Согласно завещанию Алексея Арбузова его двухкомнатную приватизированную квартиру стоимостью 500 тыс. руб. должна была унаследовать его дочь — Елизавета Елизарова, проживавшая отдельно от него со своим мужем и сыном, несмотря на то, что вместе с наследодателем проживал еще его сын — Василий, страдающий алкоголизмом.

После смерти Алексея Арбузова его дочь и сын подали нотариусу заявление о приеме наследства. Поскольку Василий Арбузов не был назван наследником в завещании отца, он попросил передать ему комнату, в которой он проживал, а также автомобиль «Лада» стоимостью 100 тыс. руб., который не был завещан.

Нотариус объяснил заявителям, что согласно завещанию квартира может быть передана только Елизавете Елизаровой, за которую она уже уплатила госпошлину. В отношении же автомобиля наследники должны решить сами, кому он будет принадлежать. При этом лицо, получившее автомобиль, должно компенсировать половину его стоимости другому лицу. После этого нотариус оформил свидетельство о праве собственности на квартиру умершего на имя его дочери.

Василий Арбузов с решением нотариуса не согласился и предупредил и нотариуса, и свою сестру о том, что подаст в суд иск об оспаривании завещания своего отца.

В каком размере Елизавета Елизарова уплатила госпошлину за наследование квартиры?

Какого размера должен быть налог, который придется заплатить Елизавете Елизаровой при оформлении квартиры в свою собственность?

В каких размерах должен будет уплатить госпошлину и налог тот наследник, к которому перейдет в собственность автомобиль «Лада»?

Появилось ли у Елизаветы Елизаровой после получения свидетельства о праве собственности на квартиру отца право на выселение Василия Арбузова, проживающего в ней?

Изменились ли жилищные права Василия Арбузова в результате перехода права собственности на квартиру к его сестре?

Удовлетворили ли бы вы просьбу Василия Арбузова в отношении изменения завещания отца, если бы вы оказались судьей по его делу?

Практическая ситуация для подгруппы 1

Семья Величко, состоящая из мужа, жены и малолетнего сына, занимает две комнаты размером 28 кв. м в коммунальной квартире по договору социального найма. В этой же квартире в комнате размером 20 кв. м в течение двенадцати лет проживал Егор Елкин, 60 лет, с незарегистрированной на его жилой площади Клавдией Ковальской.

9 мая 2001 г. умер Егор Елкин. В связи с этим семья Величко просит орган местного самоуправления предоставить освободившуюся комнату им, поскольку проживающая на жилой площади умершего Клавдия Ковальская не является членом его семьи и должна быть выселена с этой жилой площади.

При рассмотрении данного дела по месту подачи заявления семьи Величко выяснилось, что Клавдия Ковальская в 1984 г. была осуждена за совершение экономического преступления. Из комнаты, в которой она проживала до осуждения, ее выписали. После освобождения из заключения в 1989 г. она познакомилась с Егором Елкиным и прожила с ним двенадцать лет до его смерти в незарегистрированном браке, ведя общее хозяйство. 20 июля 2000 г. Клавдия Ковальская с согласия Егора Елкина зарегистрировалась на его жилой площади, о чем соседи не были уведомлены.

Может ли Клавдия Ковальская быть признана членом семьи Егора Елкипа? Если да, то какие жилищные права у нее имеются?

Какие обстоятельства послужили основанием для регистрации Клавдии Ковальской по месту жительства Егора Елкина?

Вправе ли был орган местной власти выписать Клавдию Ковальскую в 1984 г. с занимаемой ею жилой площади в связи с осуждением за совершение экономического преступления?

Можно ли считать комнату, которую занимал Егор Елкин, освободившейся после его смерти?

Кто должен стать нанимателем комнаты, в которой проживал Егор Елкин: Клавдия Ковальская или семья Величко?

Затем подгруппы представляют результаты своей работы для обсуждения. По завершению практического занятия преподаватель подводит итоги, дает оценку работе участников.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Аудиторные занятия направлены на помощь в уяснении содержания и практики применения законодательства по отдельным категориям дел и жилищных споров. Аудиторные занятия включают практические занятия, предназначенные для закрепления содержания курса и приобретения студентами навыков толкования и применения законов и другие нормативно-правовых актов. При подготовке к практическим занятиям студенты должны в обязательном порядке ознакомиться с нормативными правовыми актами, указанными в прилагаемом к каждой теме перечне. Причем обязательно знание наименования, даты вступления в силу, круга регулируемых отношений, а также конкретных норм, рекомендованных к занятию (статей, частей, пунктов и т.п.). Изучение рекомендованной учебной литературы, указанной в списке основной литературы, знание монографической литературы, статей, опубликованных в периодических изданиях, и иных источников является обязательным для студентов.

В ходе изучения дисциплины необходимо учитывать тот факт, что жилищное право является комплексной отраслью права, т. е. сочетает в себе различные правовые нормы, близкие к иным отраслям права (гражданскому, земельному, административному праву). Комплексность жилищного права находит свое отражение и в предмете регулирования («жилищных правоотношениях»), и в методе регулировании (сочетание диспозитивного и императивного способа воздействия на правоотношения). Сам объект правоотношений («жильё», «жилые помещения») должным образом не нашел своего места в системе объектов гражданско-правового регулирования либо административного регулирования. Поэтому студентам при изучении жилищного законодательства следует уделять внимание не только освоению Жилищного кодекса Российской Федерации, но и в равной мере источникам гражданского и административного права.

В ходе проведения самостоятельной работы по освоению жилищного законодательства необходимо учитывать следующий момент: жилищный кодекс Российской Федерации является нормативным актом с еще не сложившейся практикой применения. Поэтому при изучении данного кодифицированного источника необходимо уделить внимание не только правовым нормам кодекса, но и в большей мере комментариям к данному кодексу. Также необходимо изучить судебную практику применения новых норм жилищного законодательства. Кроме того, особенность современного жилищного законодательства заключается в том, что с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, многие нормативные акты утратили свою юридическую силу. Поэтому в ходе самостоятельной работы необходимо наиболее тщательно проверять нормативные акты на соответствие Жилищному кодексу РФ и на юридическую силу. Так как курс практических занятий не может охватить весь комплекс проблем применения жилищного законодательства, наибольшее внимание в ходе самостоятельной работы наибольшее внимание следует уделить вопросам правового регулирования специализированного жилищного фонда и отдельным его видам. А также различным формам, помимо ТСЖ, управления многоквартирного дома. Подготовка рефератов, научных работ по отдельным темам программы по праву интеллектуальной собственности.

В дисциплине «Актуальные проблемы применения жилищного законодательства» возможно выделить такие два раздела, на которые следует обратить особое внимание. Важно уделить внимание вопросам признания граждан малоимущими и нуждающимися в получении жилья, так как важную роль в правовом регулировании играют не только общефедеральные нормативные акты, но и акты субъектов Российской Федерации, в частности, Ростовской области; вопросы правового регулирования вещных прав на жилые помещения и правомочия по распоряжения жилыми помещениями. Необходимо отметить тот факт, что впервые в жилищном законодательстве закреплен институт «других вещных прав на жилые помещения», как результат научных исследований в данной области. Следует обратиться к проблемам толкования и применения судами положений ЖК РФ по вопросам общего имущества собственников помещений многоквартирного дома; аварийное и ветхое жилье, жилья, подлежащим сносу, изъятию, выкупу: снос домов, расселение, выселение из непригодного для проживания жилья. Предоставление иного жилья или выкуп.

Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса, является существенной его частью. Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.

Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (в том числе без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации. В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, является внеаудиторная работа студента по изучению отдельных тем и вопросов по программе, предложенной преподавателем и с юридической литературой, судебной практикой. Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

В ходе самостоятельной работы студент должен стремиться к максимальному достижению следующих целей: ознакомление с учебным и специальным методическим и нормативным материалом, конспектирование полученной в результате изучения информации, ее анализ и осмысление, определение круга проблемных вопросов и их разрешение по мере возможности. Самостоятельная работа студентов предназначена для внеаудиторной работы по закреплению практических навыков дисциплины; по изучению дополнительных разделов дисциплины включает: изучение и конспектирование учебных пособий, специальной литературы, научной периодики, нормативного материала; выполнение домашнего задания по отдельным темам курса и решение практических ситуационных задач по курсу.

Конспектирование материала предполагает под собой определение основных положений источника, их сопоставление с остальным правовым полем, внесение в конспект наиболее важных положений и выводов, а не механическое переписывание текста. Кроме того, требуется ознакомление студентов со специальной литературой и судебной практикой. Студент в обязательном порядке должен выяснить значение терминов, во избежание невозможности уяснения материала из-за пробела в терминологии.

Решение практических задач (кейс-блок), составление проектов документов и изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (практическим занятиям). При решении практических задач студенты могут пользоваться любыми материалами (нормативными актами, материалами судебной практики и литературой), рекомендованными в планах семинарских и практических занятий.

Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются промежуточный контроль, направленный на закрепление знаний, полученных в процессе изучения курса, включающий в себя работу над выполнением практическими заданиями. Выполнение задания предполагает письменный ответ, проведения анализа судебных актов, решений, проведения подборки судебных решений по конкретной тематике. Письменный ответ может быть изложен в виде таблиц, схем, фотодокументов, графиков, диаграмм и иных наглядных средств. Выполнение задание может включать в себя составление проекта документов, изложение примеров аналогичных судебных решений и/или неоднозначных подходов в толковании судами норм законов, составление аналитической справки на основе изучения обобщения судебной практики по рассмотрению споров, выявление несоответствий/противоречий норм закона и судебных актов. Задание может быть предложено в виде соотношения рассмотренных судами дел и дать правовую оценку принятых решений (ответ на вопрос о законности, обоснованности и правомерности). При выполнении задания следует приводить примеры из судебной практики, и ответ обосновывать ссылками на соответствующие нормативные акты, судебные решения. При подведении итогов самостоятельной работы преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков. По предложению преподавателя студент может изложить содержание выполненной им письменной работы на практических занятиях.

Написание рефератов является одной из форм самостоятельной работы студентов и направлено на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов, а также на усиление контроля за этой работой. Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом. Темы докладов и презентаций студенты выбирают заранее и готовят под руководством преподавателя с таким расчетом, чтобы на семинарах изложить в течение 10 минут их основное содержание. Подготовка доклада предполагает знание не только соответствующих положений, изложенных в перечне основной литературы, но и использование монографий, научных статей, перечень которых отражен в рубрике "дополнительный библиографический список". Конкретные рекомендации по решению данного вопроса студент может получить у преподавателя.

Рейтинг-контроль проводится в форме тестов, контрольных работ или эссе по изученному материалу. Для того, чтобы успешно подготовиться к рейтинг-контролю студенту необходимо знать содержание курса, полностью выполнить задания к практическим занятиям, ознакомиться с предложенными для изучения источниками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: