На протяжении всей своей истории человечество постоянно искало наилучшие способы решения экономических проблем. При этом формировались и совершенствовались экономические институты — устойчивые связи, правила, нормы и отношения и соответствующие им структуры, организующие и регулирующие экономическую деятельность людей. Отношения собственности, рынки, различные правовые системы, фирмы, домашние хозяйства и т.п. — примеры социально-экономических институтов и институциональных структур. Совокупность исторически и географически определенных институтов и институциональных отношений составляет основу различных экономических систем.
Истории известны по крайней мере три основные разновидности экономических систем: патриархальная экономика, плановая экономика и рыночная экономика.
В патриархальной экономике все экономические отношения строятся на основе традиций, обычаев, религиозных установок. Такая система отличается высокой степенью устойчивости, стабильностью, предсказуемостью, «прозрачностью» деятельности субъектов, их мотивов и способов достижения цели. Отношения распределения и потребления в такой системе четко ориентированы на нужды производства и воспроизводства, обмен носит, как правило, вспомогательный, нерегулярный характер, товарные отношения неразвиты, господствует натуральное хозяйство — производство для непосредственного потребления.
Многие считают такую систему архаичной, устаревшей. Действительно, патриархальная организация экономики присуща исторически наиболее ранним стадиям развития производительных сил, считается, что она невосприимчива к нововведениям и «консервирует» обособленность, экономический атомизм производящих и потребляющих единиц. Однако посмотрим на вещи с несколько иной стороны. По сути патриархальная система представляет собой экономику домашних хозяйств. Согласно статистике, на долю домашних хозяйств приходится производство не менее 25-30% ВВП самых развитых стран мира. Если предположить, что прогресс науки и техники способен обеспечивать домашние хозяйства новыми возможностями индивидуального производства и воспроизводства, то, учитывая вышеназванные достоинства этой системы, следует ожидать устойчивого роста «патриархального» сектора в современной экономике. Принимая новые, современные формы, данная экономическая система вполне жизнеспособна и может быть в некоторых своих элементах частично интегрирована в любую другую систему. С этой точки зрения сам термин «патриархальный» представляется не вполне удачным.
Плановая экономика (ее часто неточно называют командной, административной и пр.) как экономическая система, или способ организации экономики, известна достаточно давно. Сущность этой системы определяется тем, что в ее рамках практически все экономические отношения и действия осуществляются согласно некоему плану, который является государственным законом, поддерживается государственной властью и обязателен к исполнению всеми экономическими субъектами. Данная система, как правило, возникает там и тогда, когда государство берет на себя практически все функции организации и управления экономикой. Государственные органы занимаются разработкой планов, в их же прерогативу входит обеспечение ресурсами, распределение благ, они же решают проблемы организации, координации и контроля. Чаще всего это происходит, когда государство от имени общества в целом стремится к достижению каких-нибудь четко определенных ограниченных целей, установок или решению задач, происхождение которых носит внеэкономический (идеологический, религиозный, политический, внешний) характер. Например, экономика военного времени всегда, в любой стране основывается на командно-административных принципах.
Элементы плановой системы используются во всех современных рыночных системах, что доказывает их несомненную эффективность применительно к определенным конкретным условиям экономической деятельности. Ни у кого, наверное, сейчас не вызывает сомнения, что на уровне отдельных экономических субъектов четкое стратегическое и оперативное планирование деятельности является необходимым условием их существования. Что касается экономики в целом, то эффективность планово-государственных методов экономической организации и координации многократно повышается по мере повышения «жесткости» ограничительных рамок по имеющимся ресурсам (в том числе — экологическим), целям, благам или другим условиям развития экономики.