Государственное регулирование ценообразования




 

Государство при помощи средств по­литической и экономической власти способно влиять на рыночные меха­низмы, вмешиваясь в процессы ры­ночного ценообразования. Цель такого вмешательства определяется потребностями и задачами государственной экономической поли­тики, потребностями общественного развития, безопасности, соци­альной справедливости и пр. Государственное воздействие на рыноч­ное ценообразование может осуществляться в следующих формах:

1. Фиксированные цены. Государство устанавливает определен­ные фиксированные цены на отдельные товары или товарные груп­пы, или фиксированные ценовые границы («коридоры»), или поро­говые значения цен, выше или ниже которых цены изменяться не могут. Фиксированные цены ниже равновесных обычно применя­ются для поддержания жизненного уровня потребителей, но могут привести к товарным дефицитам и возникновению «черного рынка» (рис. 2.14, где Р* — равновесная цена, Р гос. — цена, установленная государством, Р ч.р. — «незаконная» цена черного рынка).

Объем дефицита

 
 


Рис. 2.14. Последствия установления фиксированных цен

 

Фиксированные цены выше равновесных применяются для сти­мулирования производства важных видов продукции или поддерж­ки производителей, но они чреваты затовариванием продукции и появлением незаконного (несанкционированного) предложения.

2. Регулирование рынка через воздействие на рыночный спрос осуществляется как прямыми (запретительные штрафы, лимиты, рационирование потребления и пр.), так и косвенными методами (дотации, субсидии, подоходные налоги, налоги на потребление и тд). При регулировании косвенными методами происходит сдвиг кривой спроса в сторону расширения спроса (вправо вверх) либо его ограничения (влево вниз) в зависимости от направления политики. Экспансия спроса (стимулирование экономического роста) приво­дит к росту цен и объемов, сжатие спроса (антиинфляционная поли­тика), напротив, сопровождается снижением цен и объемов. При регулировании прямыми методами кривая спроса становится неэла­стичной (вертикальной), что может привести к значительным коле­баниям цен.

3. Регулирование рынка через воздействие на рыночное предло­жение также осуществляется прямыми и косвенными методами — через прямые и косвенные налоги на производство и продажи, льго­ты, тарифы, квоты, лицензии, дотации продавцам и пр. Аналогично воздействию на спрос, регулирование косвенными методами приво­дит к сдвигам кривой предложения вправо или влево, что может со­провождаться экономическим ростом и снижением цен, либо сни­жением объемов и ростом цен.

На рис. 2.15 показаны последствия регулирования предложения прямыми методами, например — через введение квоты на импорт ино­странного товара, размер которой меньше равновесного

(Qгос.< Q*).

Оценка возможного объема «контрабанды»

Q гос. Q*

Рис. 2.15. Последствия установления тарифов на импорт

 

Вследствие введения квоты изменяется линия предложения — она становится ломаной — прежней, возрастающей до квотируемого объема и вертикальной, независимой от цены, после его достиже­ния. Новое рыночное равновесие достигается в точке (Р', Q гос.), при котором цена намного выше первоначальной равновесной, что мо­жет стимулировать приток в страну незаконного предложения («кон­трабанды»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: