Сущность порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности




 

Данный подход, будучи менее «жестким», предполагает, что потребитель может лишь ранжировать полезность и выбирать наборы благ по их индиви­дуальной предпочтительности.

В работах крупнейших представителей данного направления В. Парето, Е. Слуцкого, Р. Аллена, и особенно, Дж. Хикса и др. Были сформу­лированы основные предположения (аксиомы) порядкового подхода:

1. Предположение о сравнимости. Потребитель способен сравнивать и ранжировать (упорядочивать) возможные наборы благ, причем резуль­татом сравнения может быть только предпочтение (>) или безразличие (~). Например, А >В означает, что набор А для потребителя лучше набо­ра В; запись А~В означает потребительскую равноценность наборов.

2. Предположение о транзитивности выбора. Транзитивность вы­бора состоит в том, что если А>В и В>С, то А>С, или если А~В и В~С, то А ~С, или если А >В и В~С, то А >С.

3. Предположение о ненасыщаемости. Качество благ при сравне­нии корзин есть величина заданная, потребитель выбирает набор по количественному признаку. Если количество каждого товара набора А равно соответствующему количеству набора В, то А~В. Если набор А имеет количественное превосходство хотя бы по одной товарной позиции, то А > B.

В дальнейшем мы будем рассматривать потребительский выбор с позиций порядкового подхода.

Первый этап исследования потребительского выбора состоит в ана­лизе потребительских предпочтений или желания потребителя выбрать тот или иной набор благ. Для простоты мы будем рассматривать потре­бительские наборы, состоящие из всего лишь из двух благ, например, если набор (потребительская корзина) А состоит из 10 кг муки и 2 кг соли, то это обозначается A(10,5), или в общем виде А(х, у). На рис. 3.2(а) графически изображена функция полезности потребителя. Предполо­жим, что мы хотим достигнуть уровня полезности U'. Чтобы опреде­лить все наборы благ, соответствующие данной полезности, «рассечем» график функции горизонтальной плоскостью на уровне U'. Получив­шаяся на плоскости в координатах х, у (рис. 3.2(б)) кривая называется линией уровня, или изоклиналью. Какому-либо другому уровню полез­ности соответствует другая линия уровня, причем чем правее и выше она располагается, тем больше уровень полезности.

Согласно аксиоме о сравнимости, потребитель способен ранжи­ровать полезности либо считать разные наборы благ равноценными по полезности. По отношению к последним потребитель в своем выборе проявляет «безразличие». В связи с этим в теории потребле­ния линия уровня называется кривой безразличия.

 

Кривая безразличия — это линия, каждая точка которой представ­ляет собой наборы благ (х, у), равноценных между собой с точки зрения потребителя

 

Картой безразличия называется полная совокупность кривых без­различия индивидуального потребителя (рис. 3.2 (б)). Карта безраз­личия полностью отражает все его индивидуальные предпочтения. Когда потребитель не ограничен бюджетом, то, поступая рациональ­но, он выбирает максимальную полезность.

б)

U" > U'

Рис.3.2. Принцип построения линий уровня и карта безразличия

 

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

1. Кривые безразличия (для нормальных, полноценных товаров) имеют отрицательный наклон. Это свойство следует из определения функции полезности о максимальной полезности, извлекаемой из потребления блага, а также из аксиомы о ненасышаемости.

2. Как уже отмечалось, кривая безразличия, лежащая правее и выше какой-либо другой кривой, содержит более предпочтительные наборы. Это вытекает из аксиомы о ненасыщаемости и свойства 1. Линии уровня на рис. 3.2 (б) расположены по возрастанию полезно­сти, а следовательно, предпочтительности.

3. Кривые безразличия не пересекаются, иначе говоря, через каж­дую точку может быть проведена только одна кривая безразличия. Если данное свойство не выполняется, то тогда нарушается аксиома транзитивности.

4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку в пространстве потребительских благ. Это вытекает из аксиомы о сравнимости.

5. Кривые безразличия как правило выпуклы к началу координат. Другими словами, наклон кривой безразличия уменьшается по мере роста потребления какого-либо блага. Это свойство объясняется дей­ствием закона убывающей предельной полезности.

 

Наклон кривой безразличия показывает относительные предпочте­ния потребителя по отношению к товарам, входящим в набор, и называется предельной нормой замещения

 

Предельная норма замещения благом х блага у (MRS) представ­ляет собой объем блага у, от которого должен отказаться потреби­тель, чтобы увеличить потребление блага х на единицу при неизмен­ном уровне полезности.

MRS = -∆у/∆х при U = const (рис. З.З(а)). Геометрически при ма­лых ∆x MRS равен наклону касательной к кривой безразличия в лю­бой точке, например в точке А. По мере увеличения потребления блага х (т.е. «насыщения»), величина МRS убывает, а касательная ста­новится все более пологой.

На рис. 3.3(б),(в) показаны карты безразличия, характерные для абсолютно взаимозаменяемых товаров, когда MRS = const. и для аб­солютно взаимодополняемых товаров, когда MRS = 0.

Связь MRS с предельной полезностью определяется соотношением:

MUx / MUy = -∆У/∆Х = MRSxy.

Известны примеры, когда кривые безразличия имеют положи­тельный наклон. В таких случаях принято говорить, что одно из благ, входящих в корзину, приносит потребителю отрицательную полез­ность, то есть, по сути, является «антиблагом».

 

3.2. Бюджеты потребителей и потребительский выбор

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: