Индексы реального дохода




 

Поскольку цены в рыночной экономике постоянно изменяются, потребительский доход, представленный определенной денежной суммой, может иметь различную покупа­тельную способность. В этом случае различают номинальный и реаль­ный доход. Номинальный доход соответствует денежной сумме до­хода, выраженной в действующих ценах данного периода. Реальный доход отражает покупательную способность нынешнего дохода, со­ответствующую ценам прошлого, базисного периода.

Реальный доход можно выразить через номинальный доход, уменьшенный на величину инфляции за истекший период:

Ir = In / Ip, где Ip — индекс изменения цен товаров.

Для оценки изменения цен существует целая система статисти­ческих индексов. Приведем некоторые из них.

Индекс Ласпейреса рассчитывается как изменение цен на базис­ную потребительскую корзину, произошедшее за текущий период, он определяется по формуле:

IL = ∑p1xo / ∑poxo,

где рo, р1 — цены всех товаров, входящих в базисную корзину хo соответственно в базисном и текущем периоде.

Отражая динамику цен на базисную корзину, индекс Ласпейраса не учитывает изменения, произошедшие в структуре и ассортименте потребления, следовательно, в нем игнорируется эффект замещения и отражается лишь эффект дохода, что приводит к некоторому завы­шению оценки роста цен.

Индекс Пааше рассчитывается как оценка стоимости текущей потребительской корзины в ценах базисного периода:

Ip = ∑p1x1 / ∑pox1,

где рo, р1 — цены всех товаров, входящих в текущую потребительс­кую корзину х1 соответственно в базисном и текущем периоде.

Индекс Пааше в полной мере не отражает эффект дохода, выз­ванный изменением благосостояния потребителя за истекший пе­риод, поэтому он несколько занижает оценку инфляции.

Для устранения недостатков, присущих обоим индексам, рассчи­тывается их средняя геометрическая величина, получившая назва­ние индекса Фишера:

IF = √ IL x Iр

 

 

Краткие выводы

1. Теория спроса изучает поведение экономического субъекта, обобщенно называемого «потребитель». Исследуются вопросы, как потребитель организует свою экономическую деятельность, т.е. как он принимает и реализует решение о потреблении. Для этого выясняет­ся, какие мотивы двигают потребителем, определяя его решение о покупке того или иного набора благ, как формируются и расходуются его денежные средства, какие решения будут оптимальными, как при­нятое решение повлияет на индивидуальный и общественный спрос.

2. Рыночный спрос формируется из совокупности решений о по­купке отдельных потребителей. Действуя рационально, они выбира­ют те блага или наборы благ, которые обеспечивают им наибольшую полезность. Поскольку в достижении своих предпочтений потреби­тель всегда ограничен величиной располагаемых средств, в процессе принятия решения речь идет об оптимизации полезности. Результат процесса оптимизации — принятое решение о структуре и количе­стве приобретаемых по определенным ценам благ — называется по­требительским выбором.

3. Функция полезности — целевая функция модели потребительс­кого выбора — представляет собой зависимость максимально воз­можного уровня полезности от потребления определенного количе­ства благ.

4. Предельная полезность — это дополнительная полезность, по­лученная за счет увеличения потребления данного блага на одну еди­ницу. Принцип убывающей предельной полезности состоит в том, что с ростом потребления какого-либо одного блага при фиксиро­ванном объеме потребления всех остальных благ общая полезность возрастает убывающими темпами, а предельная полезность при этом убывает.

5. Для определения оптимального потребительского выбора необ­ходимо совместить предпочтения потребителя, представленные кар­той безразличия, с бюджетным ограничением потребителя, представ­ленным бюджетным множеством. Оптимум достигается в точке, где бюджетная линия касается соответствующей кривой безразличия, т.е. имеет с ней только одну общую точку. Данная кривая безразличия бу­дет являться, таким образом, единственной для этой точки.

6. Используя методологию нахождения оптимума потребителя, можно проанализировать его реакцию на изменение доходов и цен, что, с одной стороны, позволит классифицировать потребителей по уровню доходов и видам потребления, с другой стороны — постро­ить кривую индивидуального, а затем и рыночного спроса.

7. Изменение цены воздействует на потребляемый объем (объем спроса) двояко. Например, снижение цены какого-либо одного бла­га позволяет без изменения полезности высвободить часть бюджета для дополнительного приобретения обеих благ. Это явление получи­ло название эффекта дохода. Кроме того, снижение цены может при­вести к тому, что потребитель будет склонен изменить структуру по­требления, отказываясь от покупки относительно подорожавшего блага и покупая на высвободившиеся средства относительно поде­шевевшее благо. Это есть эффект замещения.

8. Общественный потребительский излишек рассматривается как разница между совокупной предельной полезностью и их фак­тическими расходами на покупку товара. Рынок, в котором сложи­лись равновесные цены, через механизмы цен распределяет товары между потребителями таким образом, чтобы суммарная полезность была максимальной. Поэтому потребительские излишки являются одним из важнейших показателей общественного благосостояния.

9. Для оценки изменения цен существует целая система статис­тических индексов. Индекс Ласпейреса рассчитывается как измене­ние цен на базисную потребительскую корзину, произошедшее за текущий период. Индекс Пааше рассчитывается как оценка стоимо­сти текущей потребительской корзины в ценах базисного периода. Для устранения недостатков, присущих обоим индексам, рассчиты­вается их средняя геометрическая величина, получившая название индекса Фишера.

 

Ключевые понятия

 

Полезность

Предельная полезность

Функция полезности

Благо

Потребительская корзина

Кривая безразличия

Предельная норма замещения

Бюджетное множество

Потребительский выбор

Индивидуальный и рыночный спрос

Эффект дохода и эффект замещения

Компенсированный спрос

Благосостояние

Потребительский излишек

Индексы цен

 

Вопросы и задания

 

Вопросы для обсуждения

1. Что выражают собой наклоны кривых безразличия и бюджет­ной линии?

2. Какие виды функции полезности вы знаете?

3. Как аналитически найти оптимум потребителя?

4. Как определить степень заменяемости благ по линии «цена-потребление»?

5. Может ли быть противоположным действие эффекта дохода и эффекта замены?

6. Что такое компенсированный спрос?

7. От чего зависит благосостояние потребителя?

 

Задачи и упражнения

 

1. Дана функция полезности: U=2x x y, где х,у— объемы благ. Цены благ: Рх = 8, Ру = 5, доход

I = 96. Определите выбор потребителя.

 

Решение

 

Решение задачи сводится к тому, чтобы найти такие количествен­ные значения х и у, при которых функция полезности U = 2х х у до­стигала бы своего максимума при заданных бюджетных ограниче­ниях. Одним из способов решения оптимизационной задачи являет­ся применение эквимаржинального принципа: MUx / Рx = MUy / Рy.

MUx = pU / py = 2y

МUy = р / рy = 2х

Бюджетная линия определяется уравнением I = Рх x + Рy у.

Таким образом, необходимо решить систему уравнений

2у/8 = 2х/5

8x + 5у = 96 относительно х и у. Получается, что х = 6, у = 9,6. При этом U = 115,2.

2. По данным, приведенным ниже, рассчитайте индексы цен по методам Ласпейреса и Пааше.

 

Продукты питания       Март       Апрель  
    цена   потребление   цена   потребление  
Мука          
Молоко          

 

Решение

Индекс Ласпейреса I1 = (30 х 3100 + 12 х 590) / (25 х 3100 + 10 x 590) = 1,2036….

Индекс Пааше Ip = (30 х 3550 + 12 х 600) / (25 х 3550 + 10 х 600) = 1,2253....

 

Тесты

1. При росте потребительского бюджета линия «доход—потреб­ление» для «неполноценного» блага имеет вид:

а) убывающей линии;

б) возрастающей линии;

в) горизонтальной линии;

г) вертикальной линии.

2. При росте цены на заменяемое благо линия «цена—потребле­ние» имеет вид:

а) убывающей линии;

б) возрастающей линии;

в) горизонтальной линии;

г) вертикальной линии.

3. Может ли уменьшение цены блага приводить к уменьшению его потребления?

а) только в виде исключения;

б) если эффект дохода больше эффекта замещения и оба эффек­та разнонаправленны;

в) если эффект замещения больше эффекта дохода;

г) если линия «доход—потребление» — убывающая.

4. Увеличение дохода потребителя графически выражается:

а) в увеличении наклона бюджетной линии;

б) в параллельном сдвиге бюджетной линии вправо (вверх);

в) в параллельном сдвиге бюджетной линии влево (вниз);

г) в сдвиге кривой безразличия от начала координат.

5. В точке оптимума потребителя не выполняется следующее условие:

а) потребители достигают максимально возможную полезность;

б) бюджет потребителя израсходован полностью;

в) кривая безразличия касается бюджетной линии;

г) на каждую ценовую единицу затрат по каждому из благ потре­битель получает одну и ту же полезность.

 

Литература

 

1. Вэриан X. Микроэкономика. Промежуточный уровень. — Гл. 2-7.

2. Гребенников П. И., Леусскии А.И., Тарасович Л.С. Микроэкономи­ка. — Гл. 2.

3. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика.— Гл. 5-7.

4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - Гл. 3 и 4.

5. Хаиман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и примене-

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: