Регулирование деятельности монополий




Конкуренция и её виды

 

Конкуренция – состязание между производителями (продавцами) товаров и услуг, борьба между ними за рынки сбыта с целью получения более высоких доходов. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов регулирования рыночной экономике. Различают несколько типов рынков в рамках совершенной и несовершенной конкуренции (табл. 10.1.).

 

Таблица 10.1

Основные типы рынков

 

Основные условия Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число продавцов много много мало один
Барьеры вхождения нет нет обычно есть нет вхождения
Дифференциация продукции нет есть возможна нет
Примеры аграрный рынок, рынок акций рестораны, аптеки, бензоколонки рынок автомобилей, рынок металлов рынок алмазов, рынок нефти

 

Входной барьер – условие, при котором не возможен свободный вход в отрасль. Примеры входных барьеров:

1) исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли и др.);

2) экономическое преимущество крупного производства (например, трудно организовать производство самолетов или тракторов – нужны крупные капитальные вложения);

3) производство данного товара защищено патентом;

4) отсутствие на свободном рынке факторов производства (например, радиоактивного сырья);

5) чрезмерно большие расходы на рекламу.

Дифференциация продукции – ситуация когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

Для возникновения совершенной конкуренции (все продавцы совершенно конкурентны) необходимы следующие условия:

1) каждый из продавцов мал относительно рынка в целом;

2) продукция является однородной;

3) покупатели хорошо информированы о ценах продавцов;

4) продавцы действуют независимо друг от друга;

5) фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в неё.

Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объёма продукции (рис. 10.1).

Р

Ро D

 
 


Q

Рис. 10.1. Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы

Комментарии к рис. 10.1. Совершенно конкурентная фирма может продавать столько продукции, сколько она захочет при рыночной цене Ро. Но при любой цене, превышающей Ро, объём спроса будет равен 0. Подъём цены для фирмы означает потерю всех своих клиентов.

Несовершенная конкуренция значительно отличается от совершенной. т.к. на совершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену (рис. 10.2.).

Р

 
 


D

Q

Рис. 10.2. Кривая спроса, с которой сталкивается несовершенный конкурент

Комментарии к рис.10.2. Несовершенно конкурентная фирма может поднимать цену без потери всех своих клиентов. А для увеличения спроса на свою продукцию – должна значительно снизить цену.

Рассмотрим основные характеристики несовершенно конкурентных фирм. Монополия – рынок с одним естественным продавцом конкурентного товара или вида услуг. Монополия – крайний случай несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объёма выпуска.

Монополистическая конкуренция обладает чертами и монополии и совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция – это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.

Олигополия – рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производиться несколькими фирмами, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями.

Кроме того следует различать такие рыночные структуры как олигопсония, дуополия и монопсония. Олигопсония – рынок, на котором большая часть продаж уходит нескольким крупным покупателям. Например, производители автомобилей являются олигопсонистами на рынке шин.

Дуополия (два продавца) – частный случай олигополии.

Монопсония – рынок с одним единственным покупателем какого-либо товара. Например, государство – монопсонист на рынке вооружений.

Олигополия – рынок, на котором большая часть продаж уходит нескольким крупным покупателям. Например, производители автомобилей являются олигополистами на рынке шин.

 

Регулирование деятельности монополий

 

Монополизация рынка оборачивается тем, что фирмы утрачивают интерес к нововведениям, расцветает бюрократия, падает эффективность производства, растут цены. Поэтому любое государство, имеющее рыночную экономику, ведет борьбу с монополиями и регулирует их деятельность. Например, согласно российскому закону о конкуренции признаются незаконными следующие действия: изъятие товаров из обращения, а также ограничение или сокращение производства с целью создания дефицита; сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен; соглашение о территориальном делении рынков, установлении квот на производство и реализацию; приобретение фирмой акций предприятий, выпускающих аналогичные товары, если она уже выпускает 30 % таких товаров.

Монополист, злоупотребляющий своим доминирующим положением на рынке, устанавливает более высокую цену (монопольно высокую цену), чем конкурентная цена. В результате сокращается объем производства и, как правило, возрастает объём прибыли монополиста. Такие действия в юридических называются изъятием товаров из обращения с целью повышения цен.

Если предприятие монополист, снижает цены с целью ограничения конкуренции (установление монопольно низких цен), то юридически это трактуется как создание препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Монопольно низкие цены называются демпинговыми. Демпинг – продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньше средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость.

Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов. Демпинг осуществляется в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке. В мировой экономической практике принято противостоять демпингу путем применения антидемпинговых законов, установления специальных противодемпинговых пошлин.

В соответствии с российскими законами система ценового регулирования монополий включает два направления:

1) регулирование цен предприятия монополистов;

2) регулирование цен в естественных монополиях.

С 1991 года в России ведется государственный реестр объединений и предприятий-монополистов. В него включены около пяти тысяч предприятий. Объектом регулирования являются цены на продукцию (товары и услуги) предприятий, занимающих более 35 % соответствующего рынка.

Естественная монополия – официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для государства. Например, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные и энергетические сети, железнодорожные магистрали и др. Государственная монополия возникает в тех сферах, где её наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Объектом регулирования в естественных монополиях является тарифы на железнодорожные перевозки и услуги связи, цены на нефть, нефтепродукты и газ, почтовые услуги, тарифы на электроэнергию и др.

В России естественные монополии имеют место в электроэнергетике (РАО ЕЭС России), газоснабжении (РАО Газпром), нефтяной отрасли («Роснефть»), железнодорожном транспорте, монополистами являются морские, речные порты и аэропорты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: