Этап 2. Интервью с хозяевами жилища.




Исследование «Вещь в интерьере».

Этап 1. Наблюдение.

Форма, облик вещей и способ, каким человек окружает себя вещами, воплощают мировоззренческую систему. Основным условием формообразования, определяющим облик и качество вещи, является способность вещи участвовать выражении и материальном воплощении смысла. Известно, что форма вещи определяется ее функцией. Если допустить, что функция вещи лишь исполнение вещью назначения (на-значения – наделяемого нами значения), то форма и облик вещи определяется способностью автора и владельца вещи реализовывать эти значения (реальность от лат. «res» - вещь), пристраивать их, делать уместными.

Соответственно, перед исследователем стоит задача проследить закономерности того, как уникальный способ средового и вещественного существования человека или сообщества воплощает его духовное содержание. Нас интересует знаковое содержание предметов интерьера, участвующих в формировании выразительности жилища (художественной и символической): а. обладающих собственной выразительностью; б. несущих на себе изображения; в. а также собственно изображений в интерьере.

Исследование проводится в несколько этапов. Полевая часть исследования включает фиксацию располо­жения изображений и художественно оформленных предметов в интерьере с помощью фотоаппарата, видео или зарисовки, выявление принципов, схемы размещения вещей и интервью или бе­седу с хозяином жилища. На первом этапе производится картографирование и фото- видеофиксация жилого пространства. Производится систематизация и описание предметов, наполняющих и создающих данное жилье в соответствии со следующей схемой.

1. Активно используемые предметы утилитарного назначения или с доминированием утилитарной функции.

2. Предметы с преобладанием эстетической функции, служащие для украшения, придающие стилистическую целостность или выразительность, гармонизирующие среду.

3. Атрибуты и символы социального статуса, классовой принадлежности или, по меньшей мере, притязания на это.

4. Символы успеха, общественного или профессионального признания.

5. Аксиологические манифестации – предметы культа, национальной гордости, государственные символы.

6. Знаки локальной идентичности – фото, сувениры, природные объекты «малой родины».

7. Знаки профессиональной или кавзипрофессиональной (хобби) идентичности.

8. Предметы-«весточки» из дальних стран и свидетельства их посещения.

9. Вещи, обслуживающие коммуникацию – настольные игры, предметы для игры и общения с детьми.

10. «Непубличные» вещи – связанные со здоровьем и гигиеной, интимные предметы, поломанные и грязные вещи.

На втором этапе исследования проводится анализ способов размещения предметов в жилом пространстве: морфология, семантка и синтаксис вещей. Анализ проводится по следующим направлениям:

1. Приемы сочетания, примеры сочетаемости вещей и способы, с помощью которого предметы организованы по отношению друг к другу.

2. Стилистическая цельность жилого пространства, приемы, направленные на решение этой задачи, способы согласования однородных предметов, коллекций, ансамблей.

3. Фокусировка пространства, приемы разворачивания пространства и размещения некоторых объектов таким образом, что на них направляется повышенное внимание или, по крайней мере, они находятся «перед глазами», под контролем.

Под «фокусом» понимается место или предмет в комнате, на который прежде всего направляется внима­ние находящихся в этой комнате людей. Другой стороной этой стратегии структурирования комнатного пространства является противоположное действие, когда значимые объекты располагаются сзади хозяина жилища, служат ему фоном и обеспечивают тыл. Место, противоположное «фокусу» - это место, где может расположиться человек, когда его внимание направлено в «фокус»; в гостиной это кресло или диван, а в спальне кровать. В ходе исследования проверяется гипотеза о функционально-символическом различии предметов и изображений, располагаемых в «фокусе» и «анти-фокусе».

4. При анализе предметного наполнения интерьера обращается внимание на вещи, используемые в качестве «экспозиционного оборудования»: этажерки, трюмо, серванты, каминные полки и т.п. и выставленные там предметы.

Этап 2. Интервью с хозяевами жилища.

Данное исследование направлено на выявление предпочтений жизненного пространства, поиск материальных признаков пространства, характеризующих комфорт и уют для конкретного индивида, и отражающих его социально-антропологические установки. Методическая задача при проведении неформализованного интервью заключается в том, чтобы очертить практическую зону ответственности респондента в обустройстве жилого пространства, осознанные и латентные мотивы размещения предметов и оформления зон. Целесообразно проводить первичное интервью перед визуальной фиксацией помещения исследователем, повторное – после проведения детального изучения и анализа изображений.

При проведении интервью одной из задач является выявление инварианта или «потребительского стандарта» размещения символических и эстетически выраженных вещей в пространстве жилого помещения, обобщенных представлений о том «как должно быть» и «как принято». Результатом выполнения этой задачи будет набросок карты «типичного» размещения интересующей нас группы вещей в типовом жилом пространстве.

Другой задачей будет обнаружение осознанных решений в художественном оформлении жилой среды, средств знаковой индивидуации пространства, поиск внутриличностных корелляций и мотивов данной планировки. И, наконец, решается задача по классификации и статистическому обзору средств гармонизации жилища и выражению индивидуального стиля обитателя жилья.

 

Исследование проходит в два этапа: программированное описание жилой среды и интервью с ее обитателем. При анализе жилой среды выделяются способы персонификации индивида в жилище:

1. Аффилативные связи: репрезентации принадлежности к сообществам, представление связи с конкретными людьми;

2. Ценностные репрезентации: представление своих ценностей, веры и почитания.

3. Эстетические объекты, представление своих художественных вкусов и пристрастий произведения искусства, репродукции, коллекции музыкальных записей, библиотека, соответствующее воспроизводящее оборудование.

4. Хронологические символы: приметы времени, отметки событий, хронологически выраженные характеристики мебели и предметов;

5. Рекреативные репрезентации: вещи и предметы, указывающие на хобби, – инструменты для рукоделия, спор­тивные принадлежности, аппаратура, игрушки и т. д.;

6. Представление интересов и увлечений: постеры, афиши, автографы, театральные программки и спортивные таблицы.

Исследование проходит в форме словесного описания жилой среды с фото и видеофиксацией. Результат исследования оформляется в отчете и мультимедийной презентации.

Интервью направлено на выявление материально-пространственных предпочтений индивида и установление корреляций с его пространственным поведением и эмоциональными реакциями на среду.

В исследовании применяются различные проективные методики, позволяющие выявить сенсорно-тоническую реакцию на среду. Глубинное интервью направлено на выявление следующих признаков и параметров жилого пространства:

- архетипы пространства, значимые элементы родительского дома, родовые (этнические) установки;

- образ жизни владельца жилища: режим дня, ритмичность и интенсивность передвижений в пространстве и перемещений предметов;

- отношение владельца к значимым характеристикам пространства: свет и освещение, чистота и движение воздуха, звуковая картина, маршруты и открытые пространство, цветовые и графические характеристики предметов, пластические характеристики форм и пр.;

- виды деятельности обитателей жилища и связанные с этим зонирование и пересечение функциональных зон;

- интенсивность социальных взаимодействий: семейные посиделки, интимное уединение, дружеские вечеринки, прием почтенных гостей, связанные с этим модификация и декорирование пространства;

- форма, ритм и интесивность рутинных действий: сон, туалет, прием пищи, уборка, готовка, стирка, глажка и пр.,

- окказиональные и экстраординарные события, их мотивация, сценарии и декорации: ремонт, покупка мебели и аксессуаров, торжественные события, болезнь домочадцев;

- ритуальные и художественные действия в жилом пространстве: молитвы, прослушивание музыки, совместное чтение и пр.,

- место природных объектов и стихий в жилом пространстве, отношение воде, огню, растениям и животным, физическое место, занимаемое этими объектами.

Аналитическая часть исследования направлена на установление корреляций, связей и противоречий между образом пространства и принципами его формообразования, между репрезентацией и интерпретацией.

Результат исследования предоставляется в виде письменного отчета, текстов интервью и опросов, иллюстраций.

 

Этап 2 (вариант). Исследование предпочтений жизненного пространства (включая интервью). Исследование предполагает использование группы методов визуальной антропологии с целью выявления характерологических и культур-антропологических качеств личности заказчика при проектировании параметров жилой среды.

Часто клиент не совсем хорошо представляет, как будет выглядеть проект в реальности, и конечный результат его порой разочаровы­вает. Самый глубинный пласт пространственных предпочтений человека связан с культурным архетипом. Предпочтения открытого или замкнутого пространства, его простоты или сложности заложены на уровне генотипа. Важным является наличие или отсутствие соседства, степень и специфика натуральности материалов в интерьере, образ наружного ландшафта и т.д и т.п. Например, традиционная общинная скученность русских будет противоречить хуторскому типу усадьбы прибалтов. В скотоводческом культур­ном архетипе чаще встречаются высокие дома, а в земле­дельческом — одноэтажные дома.

Исследование сочетает в себе ряд методов: контент-анализ, социологическое интервью и анализ документов. Контент-анализ обычно используется при анализе письменного текста, где исследуются количественные и качественные характеристики текста: лексика, синтаксис, экспрессия – как выражение индивидуальных черт характера, состояния или социального статуса пишущего. Метод анализа личных документов — это изучение оригиналов документов, написанных людьми, к примеру, это письма, дневники, мемуары, содержащие какие-то непосредственные эмоции людей. Имея перед собой фотоматериал, мы упрощаем задачу получения от клиента необходимой информации, это естественнее, чем просто задавать вопросы. Мы предлагаем использование фотографии как стимульного материала для проведения исследования витальных ценностей клиента. Известно, что пространственные запечатления предпубертатного оказывают наибольшее влияние для складывание эталонного образа пространства, как жилого, так и ландшафного. При этом нужно учитывать, что в качестве такового может служить не только родительская квартира, но и соседская, и не только ландшафт родного места, но и посещенный в детстве курорт. Исследование проводится в сочетании нескольких процедур:

1. Рассматривание семейных фотографий клиента, сопровождающееся его комментарием. При демонстрации заинтересованности исследователя всеми характеристиками рассматриваемых объектов, особое внимание и уточнения направляются на предметно-пространственные составляющие изображений.

2. Комментированное рассматривание иллюстраций, относящихся к периоду детства клиента – журналов моды, туристических проспектов, фото интерьера, сельских и городских пейзажей. Таким образом мы можем подвигнуть клиента на принятие или отторжение тех или иных образов и решений.

Обсуждение изображений помогают найти клиенту свое место в изображении, облегчают психологическое присоединение или отторжение, что было бы затруднено при пользовании лишь вербальным выражением предпочтений. При работе с клиентом, обсуждение проводится вокруг следующих тем: откуда он родом, где жили его предки, как выглядели радостные события его жизни в родительском доме, каковы способы уединения, чем наполнено «ощущение уюта». Это поможет определиться с архетипом образа будущего жилья и степени открытости или закрытости жизненного пространства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: