ОБЩИЕ МЕТОДЫ, УПРОЩАЮЩИЕ УМНОЖЕНИЕ




Метод Фурье. Истории известно около 30 общих спо
собов умножения, отличающихся один от другого либо схемой записи, либо самим ходом вычисления. Из этих способов, как справедливо отмечает Л. С. Каган в раоб-те «Устный счет и рационализация вычислений», обычный, принятый у нас, является наиболее удобным для школьного преподавания в младших классах, но отнюдь не наиболее рациональным на практике. Следует настоятельно рекомендовать освоить тот способ умножения,который индусы называли молниеносным, а греки— хиазм.
Итальянцы его называют рег сrосеttа, т. е. накрест. Со
ветскому читателю он более известен как метод Фурье
хотя в начале века после блестящих выступлений в Ро
сии знаменитого счетчика Ферроля он обычно называл-
ся способом умножения Ферроля.


Рассмотрим суть метода на примере умножения двух
трехзначных чисел
* 123X214.

1) Единицы произведения получаем, перемножая еди-
ницы сомножителей

2) Десятки найдем, сложив произведения десятков
каждого множителя на единицы другого множителя
(2X4+3X1) = 11,

3) Сотни получаются как сумма следующих произве-
дений: сотен одного сомножителя на единицы другого
сомножителя, сотен второго сомножителя на единицы
первого сомножителя, десятков одного сомножителя
на десятки второго сомножителя: 1X4+2X3 + 2X1 = 12

4) Тысячи получаются сложением произведений со-
тен на десятки и десятков на сотни 1X1+2X2 = 5;

5) Десятки тысяч получаются умножением сотен на



 


Окончательный результат



 


Способ прост благодаря тому, что легко запомнить
графическую схему последовательности выполнения вы-
числений, которая является симметричной:

Если на каком-либо шаге получаем двузначное число, то
записываем только единицы суммы, а десятки запоми-
наем и учитываем при вычислении следующего разряда.
Выполним умножения по данной схеме без дополни-
тельных пояснений:


215272

Выполняя вычисления шаг за шагом, надо всегда
помнить, что на первом шаге вычислений мы получаем
первую правую цифру окончательного результата, на
втором шаге — вторую цифру окончательного результа-
та и т. д. В противном случае (смотри последний при-
мер, где суммы получаются трехзначные) легко сбиться
и попасть не в те разряды, которые следует.

При нахождении произведения с применением данно-
го метода наиболее сложным является третий шаг, где
в уме надо находить и запоминать три произведения.
Рекомендуем следующую последовательность вычисле-
ний;

579

Ж

568

(последовательность нахождения произведений произ-
вольная, какая вам больше нравится): 1) 3-8 = 24,
2) 5-9 = 45, 3) 24+45 = 69, 4) 6*7 = 42, 5) 69+42=111.
Суть рекомендации сводится к тому, чтобы запоминать
не более двух чисел, найдя два произведения -- сложить
их, и затем, запоминая только одно число (сумму), про-
должать вычисление.

На первых порах, может быть, будет даже целесооб-
разно выполнять вычисления этого шага письменно.

Описанный выше метод справедлив и при умножении
чисел разной разрядности. Для того чтобы умножить
трехзначное число на двузначное, достаточно предста-
вить мысленно двузначное число как трехзначное:

242 представим как 242
Х 54 Х054

Теперь к данному примеру полностью применим метод



 


Ответы для проверки: 1) 95472; 2) 146 757; 3) 309168*
4) 31899; 5) 42 714.

Доказательство правильности метода проще всего
провести, выполнив обычным способом умножение чисел
в общем виде. Обозначим трехзначное число 100а+

складывая, окончательный результат запишем в строчку:

Теперь остается только внимательно посмотреть на по-
лученный результат и убедиться, что, используя пред-
лагаемый метод, мы не отклонились от классической
схемы умножения «столбиком». Этот же метод дает от-
личные результаты и при умножении двузначных чисел
на двузначные.

Например:



 


Общий метод сокращенного умножения многозначных
чисел.
При необходимости умножить многозначное число
на число той же значности можно рекомендовать следую-
щий метод, который опишем на примере умножения чи-
сел

*261

1) Производим умножение цифр, стоящих друг под
другом;

Обратим внимание на то, что для записи каждого произ-
ведения отводится 2 разряда.

2) Производим умножение накрест соседних цифр.
Результат пишем под результатом первого шага со сдви-
гом на 1 знак влево

(5*1+4*6=29; 2*5+3*6=28)

3) Умножаем накрест крайние цифры и их сумму за-
сываем под результатом второго шага со сдвигом
на 1 знак влево



(3. 1+2-4=11)


Схема, по которой ведется расчет, очень легко запоми-|
нается

В случае умножения четырехзначных чисел на четы-
рехзначные схема приобретает следующий вид:

Из приведенной схемы легко вывести алгоритм для
вычисления произведения двух чисел произвольной знач-
ности: первый шаг — перемножение цифр, стоящих друг
под другом, второй и остальные шаги вычислений дела-
ются по общей схеме —сначала перемножаются накрест
рядом стоящие цифры, затем перемножаются накрест
цифры, отстоящие друг от друга на одну цифру, затем
отстоящие друг от друга на две цифры, и т. д.

В каждом шаге, начиная со второго, надо найти ряд
сумм, каждая из которых состоит из двух слагаемый
где слагаемое —произведение двух цифр. Для записи


каждой суммы отводитсл 2 разряда (если сумма полу-
чается трехзначной, старший разряд суммы запоминает-
ся и прибавляется к последующей сумме слева). Каждая
последовательность записей следующего шага записыва-
ется со сдвигом влево на 1 разряд по сравнению с пре-
дыдущим шагом. Если в множителях различное число
знаков, то меньшее число рассматриваем как число, у
которого старшие разряды равны нулю.


X


2742
377


рассматриваем как


2742
Х0377


Это дает возможность умножать с помощью данного при-
ема числа с различным числом разрядов.
Рассмотрим два примера на использование метода:


Решите самостоятельно следующие примеры, используй
описанный метод:

1) у391 2) 1243 3) 28 4) 455 5) 4455
Х458Х3564 Х67 Х 634 Х 634

Ответы для проверки: 1) 179 078; 2) 4 430 052; 3) 1876-
4) 288 470; 5) 2 824 470.

Доказательство метода аналогично доказательству,
приведенному в предыдущем пункте.

Метод сдвига. К общим методам, упрощающим вы-
числение произведений чисел произвольной значности,
относится и метод сдвига, который является разновид-
ностью метода, изложенного выше.

Рассмотрим применение метода на конкретном при-

мере

362
Х 145

Запишем второй множитель в обратном порядке

541
Ниже запишем первый множитель так, чтобы число еди-
ниц первого множителя стояло под цифрой сотен второ-
го множителя (в обратной его записи)

541
1
362

1) перемножим цифры, стоящие друг под другом. По-
лучим единицы окончательного результата. Если число
двузначное — десятки запомним:

541
1
362

'0

2) мысленно сдвинем влево первый множитель на
1 знак. Стоящие друг под другом цифры перемножим и
произведения сложим. Сумма (с учетом запомненного
числа) даст нам десятки окончательного результата:

11 2X4+5x6 = 38, 38+1=39
3 62
390


Каждый последующий шаг будет заключаться в сдвиге
верхнего множителя влево на один разряд, нахождении
произведений стоящих друг под другом цифр и нахож-
дений этих произведений суммы, единицы которой за-
писываются в окончательный результат.

При использовании метода не забудьте, что один из
сомножителей должен быть записан в обратном порядке.
Числа должны быть записаны так, чтобы единицы чисел,
которые необходимо перемножить, были подписаны друг
под другом.


 


4X7+6X1=34



7) 1453 3X2 = 6 6+1=7 3541X2167 = 7 673 347

2167

7 673 347

Метод применим для умножения чисел любой знач.
ности и чисел, имеющих различное число разрядов.

Проделайте самостоятельно приводимые ниже вы-
числения, используя метод сдвига:

1) 315 2) 4258 3) 452 4) 43 5) 35 412
X X X X X

4274321 349 24 239

Ответы для проверки: 1) 134 505; 2) 18 398818-
3) 157 748; 4) 1032; 5) 8 463 468.

Доказательство правильности метода совпадает с
доказательством корректности предыдущих приемов!
(выполняем умножение двух чисел в общем виде стол-|
биком и затем убеждаемся в том, что слагаемые в обоих*
случаях одни и те же).

3. РУССКИЙ СПОСОБ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
(способ изменения сомножителей)
Изложение метода в общем виде. Если один из со]
множителей увеличить в т раз, а второй сомножитель
во столько же раз уменьшить, то произведение не изме-
нится. Этим свойством произведения можно пользовать-
ся для облегчения вычислений. Например:

25X24= (25X4) X (24:4) = 100X6=600,
13X18= (13Х6)Х(18:6) =78X3=234.
Прием дает хорошие результаты при умножении на
двузначные числа. Применяя его, очень часто удается
свести умножение на двузначное число к умножению на
однозначное число с последующим умножением опять
на однозначное число

23X15=115X3=345.

Активное усвоение метода заключается в том, чтобы

в каждом отдельном случае быстро сообразить, как мож-

но упростить множимое или множитель. При этом све-

дение к умножению на однозначное число — только част-

ный случай.

35X55= (34:2) X (55X2) = 17Х110.

 

Умножать на 11О проще, чем на 55.


умножение на число вида 5-10п. Способ изменения
сомножителей упрощает умножение на числа вида 5-1011.
Если необходимо умножить

246X5,
то,уменьшая первый множитель в 2 раза, а второй мно-
житель увеличивая в 2 раза, получим:

(246:2) X (5X2) = 123X10= 1230,
257X5=128,5X10=1285,
349X5=174,5X10=1745.
Отсюда вытекает правило: чтобы умножить число на
5 его необходимо умножить на 10 и разделить на 2
257X5 = 2570:2=1285,
349X5 = 3490:2=1745.
Аналогично происходит умножение на 5-10п.
7292X5-10П = 36 460-10п
273Х500=136,5Х10Х100=136 500
43X0,005=43X5-10-3=215-10~3=0,215.
Решите самостоятельно:

1) 397X50= 3) 12,54X500= 5) 18 500X0,005=*

2) 423X5-107= 4) 136,54X5-10-4= 6) 159X0,5 =

Ответы для проверки: 1) 19850; 2) 2115-107; 3) 6270;
4) 6827-10-5; 5) 92,5; 6) 79,5.

Умножение на 25 10п. Чтобы умножить число на 25,
его необходимо умножить на 100 и разделить на 4:
1232X25=123200:4 = 30 900
9532X25 = 953200:4 = 238 300.
Множитель 10±п не меняет алгоритма нахождения произ-
ведения:

378X25-104 = 37 800:4-104= 9600- 104 = 96-10б,
36X25-10-2=3600:4-10-2=900-10-2=9,
157X2500=15700:4-100 = 392 500.

Найдите самостоятельно:

1) 15 432X2500= 4) 297X0,25=»

2) 458X25-107= 5) 666X0,025 =

3) 236X25-10-2= 6) 1756Х25-102 =

Ответы для проверки: 1) 38580000; 2) 1145-Ю8; 3) 59;
4) 74,25; 5) 16,65; 6) 439-104.

Умножение на 125-10п. Чтобы умножить число на 125,
Не°бходимо это число умножить на 1000 и разделить на 8.

453X125 = 453 000:8 = 56 625,
129X125= 129 000:8= 16 150.

3- А- С. Сорокин 33


Так же, как и в предыдущих случаях, наличие множите-
ля 10±п не изменяет характера вычислений

354-0,125=354 000:8-10-3;
множитель 10±п проще учитывать на конечной стадии
числений.
Решите самостоятельно:

1) 1253X125-103= 4) 475X125- 10-2=

2) 459X12 500= 5) 707X125-104=

3) 174X0,0125= 6) 734X125000=

Ответы для проверки: 1) 156625-103; 2) 5737500-
3) 2,175; 4) 59 375-10"2; 5) 88375-104; 6) 91750 000. 3
Деление на 5 10п; 25-10п; 125-10п. Освоив умножение
на 5, 25, 125, легко перейти и к делению на эти числа.
Чтобы разделить число на 5, его надо умножить на 2 в
разделить на 10:

537:5= (537X2):10- 1074:10-107,4,
254:5= (254Х2):10= 508:10= 50,8.

Чтобы разделить число на 25, его надо умножить на 4 и
разделить на 100:

120:25-(120X4):100 = 4,8,
231:25= (231X4): 100-9,24.
Чтобы разделить число на 125, необходимо его умножить
на 8 и разделить на 1000:

6:125= (6X8):1000=0,048,
2431:125-(2431X8):1000= 19,448.

Наличие в делителе множителя вида 10±п не меняет
порядка вычислительного процесса. Множитель 10±п
проще всего учитывать в конечном результате, не забы-
вая, что при этом меняется знак у п:

231:(5-104)«=(231Х2):10*10-4=46,2-10-4=
= 462 -10-5 = 0,00462,
229: (25-10-3) = (229X4): 100*103 = 9160,
130:12 500= (130X8):1000-10-2= 104-10-4,

Выполните самостоятельно вычисления:

1) 293: (126-10-2)= 3) 6:(125-103) = 5) 712: (5- 10-3)=

2) 124:500= 4) 51:25= 6) 429:1,25=

Ответы для проверки: 1) 234,4; 2) 0,248; 3) 48; 4) 2,04
5) 142 400; 6) 343,2.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: